Телефоны подслушивают нас? Этика психотерапии

Есть такая теория, что смартфоны пассивно подслушивает разговоры хозяев с другими, либо когда он что-то слушает/смотрит (то есть то, что, якобы, привлекает его внимание).
Якобы аудиопоток распознается микрофоном, выделяются ключевые слова, переводятся в данные и используется в рекламных целях.

До сих пор это доказано лишь условно, хотя подтверждений в народе очень много. Но прямых и неоспоримых доказательств нет, а технологические компании заявляют, что не проводят подобной политики и вообще против.

Лично у меня была удивительнейшая история, после которой я задумался о такой возможности. Я другу рассказывал историю о том, как на работе мне пришлось однажды весь день сканировать книгу, ибо в электронном виде я ее не нашел, а оцифровать ее нужно было. Очень муторное, скучное и выживающее занятие. Часов 6-7 я сканировал страницу за страницей, ожидая уже встретить скучную старость за медлительным МФУ.

И что Вы думаете мне через некоторое время попалось в ленте этого самого Facebook'a в блоке рекламы?
Внимание: автоматический сканер книг! Ни туры для отдыха, ни книги по психоанализу, ни доставку еды, ни онлайн-кинотеатры, а сканер, мать его, для книг!

Я, честное пионерское, даже не знал о существовании подобных. Нет, предположить можно было, конечно, но я даже не думал о них раньше. Соответственно я точно никогда их не искал, не гуглил. И я уже давно ничего не сканировал, когда рассказывал эту историю.
Вот так он выглядит, если Вам интересно

То есть, возможно, алгоритмы, которые якобы слушали разговор, не только поняли контекст и ключевые слова, но и проблему, решение которой предложили!

Блин, я даже захотел себе такой сканер.

В интернете есть альтернативные теории, объясняющие такие совпадения. Честно говоря, не хочется пускаться в теории заговора, но возможность такая может быть, ибо технология распознавания речи уже достаточно старая и часто используемая функция.

И может быть это искажение, но я часто нахожу подтверждения прослушки. Ну да это ладно. Сегодня пост о следующем.

Забавно наблюдать реакцию этих алгоритмов на содержание ... психоаналитических сессий.

Изначально ведь алгоритмы, если они есть, заточены под то, что два человека общаются о чем-то натуральном, насущном, буквальном, необходимом. Нужно только понять о чем и потом подобрать подходящие товары или услуги для предложения.

Но психоаналитические разговоры - уникальные. Это вообще никогда не стандартные беседы. И в них много очень нетривиального, метафорического, символического и проч. Мы обсуждаем некий элемент не ради самого элемента, а для того, чтобы понять характер и связанные с этим чувства.

Например, анализанту приснилось в сновидении, что он разбил аквариум. Мы можем достаточно долго говорить об аквариуме, как о символе, пытаясь понять содержание. Но (!) этот аквариум изначально не реальный, его не разбивали, его не надо теперь ремонтировать, или заменять, и рыбки из него не умерли и т.д.

Но алгоритм слушает именно так. И что Вы думаете? Да, затем у меня в ленте может появляться подобно старгетированная реклама.

И я Вам рассказал такой довольно безобидный вариант. А ведь рассказывают аналитику нередко весьма экзотические и странные вещи в удивительных контекстах в весьма неординарных сочетаниях.

И задача аналитика проинтерпретировать эти сновидения, фантазии и проч.

Так вот я поймал себя на мысли, что мне уже стало интересно, а как же алгоритмы машинного обучения проинтерпретируют эти же рассказы и что начнут предлагать.
Ведь, по сути, они тоже слушают и анализируют.

С одной стороны это очень забавно. С другой тревожно.

Это же наше отражение в интернете. То, как нас видят алгоритмы ведущих технологических компаний. В конце концов, это то, насколько мы друг друга понимаем (мы и алгоритмы). Это важно уже сейчас. В дальнейшем качество данного взаимопонимания будет только возрастать, ибо интеграция человека с интернетом усиливается.

А с третьей, самой интересной стороны, это напрямую затрагивает правило конфиденциальности и приватности психотерапевтических сессий. Смартфоны, если эти алгоритмы существуют и работают, нарушают важное условие терапии. Это вопрос этики. То есть, даже частная жизнь должна быть защищена. А уж терапия тем более.

Специалист помогающего направления гарантирует конфиденциальность в пределах своей компетенции. Ответственный ли он за функции смартфона, тем более не официальные?

Возможно, что смартфоны в кабинете создают реальные стены с ушами, которые люди с параноидной акцентуацией нередко боятся.

Это же получается, на терапию лучше вообще не брать смартфон? Об онлайне, понятное дело, лучше вообще забыть?