интернетфеноментренд 3 мин на чтение февр. 07, 2019

ASMR-триггеры - феномен релакс-видео

Как я уже писал, интернет, в частности Youtube, как завидная его  составляющая, невероятная вещь в том плане, что можно совершенно не  знать об удивительных феноменах, возникающих и развивающихся здесь же,  будучи изолированным своим мирком, составленном на основании подписок,  интересов и все точнее рекомендуемых новых роликов. Даже вкладка "В  тренде" не спасает.

Сегодня, через новое направление влогов я расскажу об ASMR-феномене, который обретает все больше начинателей и поклонников.

Автоно́мная  се́нсорная меридиона́льная реа́кция (АСМР) (англ. Autonomous sensory  meridian response, ASMR) — это неологизм, обозначающий феномен  восприятия, характеризующийся приятным ощущением покалывания в затылке,  распространяющегося в виде мурашек по коже шеи и спине к конечностям.  Вызывают АСМР-ощущения звуковые, зрительные, тактильные или когнитивные  стимулы.

Природа феномена АСМР пока ещё остается неясной и не  имеет научного объяснения. Однако, несмотря на малоизвестность феномена в  научных кругах, множество людей ежедневно смотрят большое количество  АСМР-контента на YouTube и Twitch, где за несколько последних лет  сложилось и постоянно продолжает расти масштабное и устойчивое  сообщество людей, производящих и потребляющих АСМР-контент. По словам  зрителей, от просмотра таких видео они получают эффект АСМР-наслаждения,  кайфа, расслабления. Кроме того, эти видео помогают им справиться с  тревогой, паническими атаками, расслабиться и заснуть.

Эффекты воздействия на психику от АСМР стало принято называть триггерами. Их делят на 3 группы:

Первой, наиболее распространённой и обширной группой стимулов являются звуковые. Самые известные и популярные среди них:
- шёпот, нежный и тихий голос, медленная мягкая речь;
- мягкое шуршание, хруст пластиковой или бумажной упаковки, целлофана в руках;
- постукивание ногтями или предметами, лёгкое царапанье ногтями или предметами по текстурным поверхностям, пластику или дереву;
- причмокивания ртом, цоканье языком;
- шелест страниц, звук, издаваемый пальцами при трении с бумагой, плевок на пальцы при переворачивании страниц;
- дыхание, дуновение в микрофон.

Вторая группа визуальных стимулов:
- плавные движения руками;
- сосредоточенность наблюдаемого человека на какой-то работе (рисование, решение задач, программирование и т. д.);
- массаж.

К третьей группе триггеров можно отнести ситуации, связанные с проявлением персонального внимания к человеку:
- осмотр у врача, разговор при анкетировании, беседа с рецепционистом;
- процесс макияжа, ухода, укладки волос, расчесывания.

Авторы  видео для АСМР часто пытаются соединить множество триггеров в одном  видео. Для этого они стараются воссоздать разные ситуации проявления  внимания к зрителю в виде связного сюжета, такие видео называются  ролевыми (roleplay). В них зритель занимает место камеры, а АСМР-тист  взаимодействует с камерой, как с человеком. Это создает у зрителя особый  эффект погружения и переживания ситуации. Среди таких ситуаций может  быть симуляция стрижки, посещения врача или чистки ушей и прочего. Чаще  всего, АСМР триггеры чувствуются в состоянии покоя и когда в помещении  немного прохладно.


Данный феномен является максимально ярким  примером того, почему мы в принципе любим смотреть видео и особенно  кино. Эффект от АСМР-роликов удивительный. Многие зрители утверждают,  что просто не способны досмотреть ни одного видео до конца, т.к.  засыпают.

Для более подробного объяснения вновь обращусь к  эволюционной модели. Всю историю становления человека, до цивилизации,  миллионы лет, у нас не было ничего похожего на видео. То есть все, что  мы видели - было реальным, актуальным. Если ты что-то видел своими  глазами - это было материальным и перед тобой. И наша психика очень  крепко к этому приспособилась. Наше зрение, восприятие в целом,  когнитивные способности работают так, что мы учились распознавать  действия других путем ассоциации себя с ними и ВЧУВСТВОВАНИЕМ их опыта.  Это помогало выживанию коммуны.

Видео ломает шаблон мышления.  Сознательно мы понимаем, что это запись, а то и вовсе анимация того,  чего никогда не было. Но зрение в принципе работает так, что мы уже не  можем не ассоциироваться с тем, что наблюдаем. И не важно настоящее ли  оно, актуальное ли.

Фильм - это сюжетная линия, в которой мы  ассоциируемся с главным героем и проживаем его путь от завязки до  кульминации, испытывая аналогии его чувств. Герой, чаще всего,  персонализированный, прописанный, мы видим его стороны (исключение здесь  фильм-эксперимент Ильи Найшулера "Хардкор", полностью снятый от первого  лица, т.е. с видом "из глаз" главного героя). Это несколько ухудшает  уровень ВЧУВСТВОВАНИЯ, степени глубины идентификации зрителя с героем.  Далее идут видеоигры, а точнее шутеры, хорроры, квесты с видом от  первого лица. Здесь, я думаю, Вам понятен секрет их саспенса - нам не  только легче себя ассоциировать ввиду зрения из глаз, но связь  укрепляется еще и тем, что мы УПРАВЛЯЕМ действиями героя. Еще лучше -  это VR игры, где мы не ограничены рамками монитора, но можем наблюдать  мир свободно вертя головой. Это высшая степень

И вот где-то между  играми и VR находятся АСМР-видео. Лучшие из них сняты таким образом,  чтобы нам легче было отождествлять себя с объектом манипуляций, которые  проводит так называемый АСМР-тист.

Далее задействует другая наша  особенность, то есть использование самых приятных вышеперечисленных  триггеров. Любой гармоничный человек получает удовольствие от ласки,  заботы, личного шепота, внимания. В общем, атмосферы безопасности и  успокоения.


Я сам тот еще борец с мракобесием и антинауками.  Но в данном случае ни разу не сомневаюсь в феномене и удивляюсь, как  некоторые люди считают данное явление антинаучным, ввиду того, что  попросту нет подтверждающих исследований. Первое упоминание появилось  только в 2010-м. Основное развитие пришлось на последние 3 года. Сколько  людей еще не знает об этом.

Столько косвенных подтверждений  эффекту АСМР. Например, все эти видео с прессами и слаймами в  инстаграме. Слайм сам по себе сплошной триггер. Но что интересно, даже  наблюдая за слаймом мы получаем удовольствие. Тысячи пабликов и каналов,  где выкладывают видео со слаймами и их аналогами.


Ну и как же без примеров.
В  целом все ролики разделяют на чисто триггерные и ролевые, где триггеры  вписаны в контекст, а сюжет легче позволяет сассоциироваться.

Один из самых популярных триггерных роликов (30 млн. просмотров - если нет эффекта, то зачем?):
Ролевой ролик - имитация похода к косметологу
И, конечно, уже появились ролики, совмещающие достоинства виртуальной реальности и ASMR. Видео с обзором 360 градусов:
Компиляция с дробилками (больше для мужской аудитории):
И даже есть топовые обзорщики разнообразных роликов с ASMR-триггерами:

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.