Мнение начистоту. "Пчеловод" - слащавый мед отмщения

Джейсон Стэйтем - интересный актер весьма конкретного и узкого амплуа брутального непобедимого мужика (именно это слово) с пуленепробиваемыми яйцами. Что, впрочем, не мешает ему быть успешным и вполне уважаемым в кинематографической среде.

Один из тех актеров, чье участие в фильме само по себе дает представление о жанре, содержании и даже финале (он победит, враги в любом случае нет). Что, впрочем, не мешает зрителям ходить на его фильмы и получать невысокое, но по-своему ценное и значимое удовольствие (об этом в конце).

Я называю Стэйтема Чаком Норрисом современного кино. Он настолько гармонично смотрится в качестве персонажей наивысшей крутости и репертуар ролей настолько монолитный (за редким исключением: "Лондон", "Розовая пантера"), что становится таким же героем мемов. Наверняка каждый из вас видел хотя бы один, особенно те, где на видео, в котором Стейтем с суровым прищуром дает интервью, накладывается озвучка с пацанскими мудростями - зело органично так, что кто-то далекий от постиронии может принять юмористическую озвучку за прямой перевод.

Стейтем пример актера, который не боится быть заложником амплуа. Он сам берет амплуа в заложники и орудует им так, что сам создает поджанр в кино, если вы понимаете почему я сейчас это так написал)))

Пример честного ремесленника, который принял свое призвание и добросовестно качественно его выполняет, составляя наследие. Пусть всякие сыкливые и нежные мальчики, типа Роберта Паттинсона и Адама Драйвера бегут от своих удачных ролей в противоположные образы в арт-хаусе. Настоящий мужчина принимает бой с индустрией и еще смотрит кто кого.

Короче, курсанты, ввожу вас в курс дела. В полку фильмографии Стейтема есть серия фильмов, название которых состоит из одного слова - человека некоего ремесла, профессии (что само по себе подтверждает мою предыдущую мысль): "Перевозчик", "Механик", "Костолом", "Защитник", "Профессионал", "Шпион". В этот полк прибыл "Пчеловод".

Профессий на земле еще много, работы не видно края. Человек любой профессии может быть брутальным и опасным. Предвосхищая возражения подчеркиваю и настаиваю - любой. Стейтем это доказывает. И человеку каждой профессии нужна нарциссическая инъекция стейтемовской крутости. Так что не расслабляться! Пишем, снимаем, выпускаем.

Ну ладно, это я так немного юморю. На самом деле фильм весьма неплохой. Я и так ожидал неплохой фильм с учетом жанра, но он превзошел мои ожидания по сценарию, постановке и смелости.

Это фильм такого поджанра боевиков, который особенно ярко кристаллизовался в последние 10 лет и который я называю "Не на того нарвались".

Его особенно яркие и известные представители это серия "Заложница" с Лиамом Нисоном, серия "Джон Уик" с Киану Ривзом, серия "Великий уравнитель" с Дензелом Вашингтоном, "Идентификация Борна" с Мэтом Деймоном. Кроме того "Никто" Ильи Найшуллера с Бобом Оденкёрком, "Полярный" с Мадсом Микельсеном и, кстати, свежий "Убийца" Дэвида Финчера с Майклом Фассбендером. Можно еще вспомнить старый южнокорейский "Человек из ниоткуда".

В каждом из этих фильмов есть герой, в виде уже немолодого, заурядного, на первый взгляд ничем не примечательного мужчины. Этот мужчина, так или иначе оказывается втянут в конфликт с организованной преступностью, а то и с целой сетью. Лучше всего, если будет втянут не он, а кто-то совершенно невинный, кого наш герой знает, любит, уважает. Кто-то, кто становится жертвой совершенно несправедливо. И тогда герой, во имя мести, расчехляет свое прошлое и дает обещание разобраться. Оказывается, что он не какой-то там статист, а самый что ни на есть некогда легендарный агент, солдат, офицер, киллер, перед навыками которого трепещут все: и криминалитеты, и спецслужбы. В общем, наш герой выходит на тропу войны и совершает возмездие, благородно и скромно в конце скрываясь, вызывая у спасенных бесконечные благодарность, удивление и гордость за такого Человека с большой буквы. Наш герой даже не Василий Теркин. Ему и медаль не нужна. Он никто и уходит в никуда дальше тихо жить. До следующей части, пока очередным молодым представителям криминала, которые не знают истории, вновь по незнайке, нарвутся на бессмертную легенду и, тем самым, подпишут себе смертельный приговор.

Конечно корни этого вида боевиков куда более старые и начинаются еще со спагетти-вестернов и японских самурайских фильмов, где такие же неприглядные путники, оказывались либо крутейшими стрелками, либо величайшими мастерами клинка, боевых искусств. Шанхайские боевики также эксплуатировали этот троп. Боевики Голливуда 80-90-х были более прямолинейными и чаще использовали в качестве героя кого-то, кто априори известный и крутой. Фильмы с Чаком Норрисом, были и первого и второго типа. В части из них он был априори крут - серия "Крутой Уокер", в части был темной лошадкой "Лесной воин" (этот фильм прям полностью соответствует описанному выше шаблону, с той примечательной особенностью, что в качестве жертвы там, главным образом, выступает лес, природа).

Но, надо отдать должное, что как бы я ни сравнивал Стейтема и Норриса в целом, но именно этот поджанр по-голливудски оформил и популяризовал другой предельно брутальный персонаж, который если бы был более психически здоровым, также бы дожил до мемной популярности - это никто иной, как Стивен Сигал.

О да, его "Смерти вопреки", "Во имя справедливости" (максимум пафоса), "В осаде", "Патриот" - практически то же самое, что сейчас снимают со Стейтемом. И ближе всего по сюжету и стилю, даже игре актеров - с минимумом слов, эмоций, но с жестокостью и бескомпромиссностью.

В этом всем интересно другое: если вот так абстрагированно посмотреть на данный жанр, то он до смешного шаблонный и клишированный. Однако, эти фильмы выпускались и были успешными даже когда была масса похожих одногодок, выпускаются сейчас и будут выпускаться.

Почему? Да потому, что этот троп слишком сладок для нашего бессознательного. Все мы являемся жертвами несправедливости этого мира, главной из которых является то, что у нас в детстве отнимают грудь, а затем отец отнимает мать.

И все мы, испытывая мощную злость, становимся эдакими спящими суперагентами, которые не проиграли битву, а просто дают фору этому засранцу. Нарциссическая самоценность сохраняется за счет того, что вся ситуация переворачивается из реальной, где есть отец, который старше, сильнее и по закону является мужем матери, в совершенно иную, где отец наивный бандит, который ... "Не на того нарвался", где ребенок грандиозный и мегаопасный человек, который не уничтожает жертву сразу только из милосердия и чтобы растянуть удовольствие мести.

И каждый мужчина (и не только мужчина кстати, есть ведь Комплекс Электры, и также именно в последние годы, фильмы феминного толка "Взрывная блондинка", "Анна" Люка Бессона, "Агент Ева" и т.д.), сохраняют эту психодинамическую картину внутри, сколько бы ему ни было лет.

Можно посмотреть проще на все это (хотя суть вышеизложенной эдипальной ситуации сохраняется) - данные фильмы тешат нарциссическую часть зрителя. Мы ведь все обычные люди. По-крайней мере не такие крутые герои. И как же приятно идентифицироваться с кем-то, кто изначально вроде бы такой же обычный, но потом оказывается грандиозным.

Из-за этого эффекта стал очень популярным такой жанр роликов в социальных сетях, где специалист в той или иной области приходит в среду, где тусят любители, прикидывается новичком, специально поначалу может даже лажать, а потом вдруг как выдает уровень мастера, что все челюсти роняют - производит Вау-эффект, в общем. Области разные: от спорта до искусства. Силовые упражнения, виды спорта, игра на гитаре, вокал - каких только нет подобных пранков. И все они достаточно популярные.

Именно это, в общем-то, и происходит с Эдипом в трагедии Эсхила: будучи почти никем, некогда брошенным родной семьей, выросшим в чужом царстве Коринфе, он возвращается в Фивы и стейтановится царем вместо поверженного отца Лаия и забирает в жены царицу мать Иокасту - Вау-эффект. Крутая же история, по-крайней мере в этой части и с такого ракурса.

Есть, на первый взгляд, значимое расхождение, мол, пчеловод и все подобные персонажи ничего не завоевывают, они лишь отвоевывают и отдают другим. Но они защищают абстрактный конструкт справедливости и, тем самым, получают якобы право на реализацию чувства мести. Эдип, сам того не зная, также шел по пути мести, также действовал, с его точки зрения, из принципов справедливости. И он также не знал истинной подоплеки.

Такова полезная работа сновидения - дать нам возможность реализовать вытесненные чувства и влечения без достаточного осознания и конфликта. У героя, вершащего насилие над другим - нет никаких сомнений в правильности своих действий. Это же не атака в адрес отца, которая крайне, как минимум, неоднозначная.

Такие бравадные и ориентированные сугубо на идею справедливости истории служат наилучшим маскировочным сновидным инструментом для реализации банальных эгоцентрических инфантильных, однако непременных и всеобщих свойств нашей психики. Такая форма "работяги-пчеловода на благо общества" позволяет нам испить сладкого меда отмщения за основополагающую несправедливость, которую окончательно никто из нас не может отгоревать. Поэтому нам и нужны такие фильмы и поэтому их просмотр доставляет удовольствие и будет доставлять еще долго. И покуда это художественное произведение, а не конкретное действие мести - культура развивается в сторону от мести более, чем к ней.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.