Мнение начистоту. "Бык"

Сходил на премьерный показ российского фильма "Бык", получившего главную награду Кинотавра 2019.
Почему я тоже делаю эту набившую оскомину приписку о Кинотавре? Потому, что она добавляет авторитетности фильму, вызывает бОльшее доверие, повышает ценность. Для чего я это делаю? Чтобы как можно больше людей посмотрели *жирным* действительно хороший фильм.

Далее будет субъективная аргументация, но я сразу и без сомнений рекомендую его к просмотру ... каждому. Фильм превзошел все мои ожидания.
Я не буду писать об отличном сценарии, о великолепной игре актеров, точности типажей, поразившей работе оператора, правдоподобности локаций, визуальным приемам повествования и даже любимому символизму в деталях, которого в фильме много для внимательного зрителя. При желании, Вы найдете это в сотнях положительных рецензий, что радует. Буду писать о фильме, как о высказывании автора.


Сейчас много имперически нишевых продуктов. Выживастики - для любителей хорроров; мелодрамы - для влюбленных или, скорее, жаждущих и тоскующих о любви; умные драмы - для настоящих и псевдо-интеллектуалов, желающих примкнуть к первым. И это нормально. Чем шире рынок, тем клиент-центрированнее продукт.

И для мирового зрителя "Бык" будет арт-хаусной зарисовкой о жизни в пост-USSR.
А вот для "нашего" зрителя - текущей формации СНГ - фильм будет интересен всем. Даже самым юным центениалам ввиду развернувшей в последнее время моды на 80-90-е.

У меня сложился ассоциативный ряд криминальных фильмов о 90-х на букву "Б": разумеется "Брат", "Бригада", "Бумер" и, будто бы следуя этой негласной традиции режиссер и автор сценария Борис Акопов назвал свой фильм просто, незамысловато, но говоряще - "Бык".

Клички криминалитетам давались по разным принципам. В данном случае у главного героя причина проста и понятна - его имя Антон Быков. Но т.к. фильм авторский, то фамилию можно рассматривать как ключевую смыслополагающую метафору.

Бык - пугающее, мощное, неуправляемое и очень часто слепо яростное животное в состоянии отчаяния и агрессии. Бык - символ поколения, попавшего в условия, когда "быковать" стало необходимостью. Когда четкая система вольеров, которая была организована государственным строем, рухнула, и в одном загоне с очень ограниченными ресурсами, без законов и, практически, контроля, оказалось все поголовье.

Агрессия является изначально защитным паттерном поведения. Это состояние максимальной мобилизации своих ресурсов для защиты жизни своей или потомства. Для агрессии всегда есть причины. У человека они могут не актуальны, но они всегда есть.

Как и у Антона есть сердобольная мама, неунывающая младшая сестра и старшеклассник брат. Рухнувшая экономика по обе стороны окна. У Антона был спорт, заключение, севшее сердце и заикание. Он суров, прямолинеен, жесток, но справедлив и не глуп. "С понятиями", как скажет про него авторитет Моисей.

Кто-нибудь когда-нибудь видел струсившего быка? Можете себе представить? Такого не бывает. Какие бы ни были обстоятельства вокруг и с самим собой - бык отключает сознание совершенно и, в состоянии ярости, принимает стойку чтобы атаковать. Не оценивая свои шансы рационально.
Коллапс, случившийся после развала СССР создал очень радикальные "зверские" условия. Сознание многих подсказывало сценарий бегства с поля боя, знаменитое "Сваливать отсюда надо, по идее" (с) Каста, ибо видимых шансов на победу нет, соответственно причин бороться.

Но для Быка сложившиеся обстоятельства послужили активатором состояния ярости. Так называемый Rage modе.
Быть искалеченным морально и физически в 22 года и не быть в ярости? Возможно ли это? Стоит ли бежать? Или из последних сил нанести врагам как можно больше урона?


Бык - пример неклассического героя. Он плохой среди плохих. Но вызывает симпатию по заветам "Крестного отца", ибо принципиальность, как замена закону во времена анархии, не может быть не привлекательной. Технически это все та же история человека в тяжелых условиях, который хочет и стремится сделать как лучше, но не в его силах преодолеть всю черноту мира вокруг.

Он верит в будущее, верит в демократию и совесть. И это очень диалектично для "нашего зрителя" пост-совка. Ибо и демократия, и совесть - стали шкурами для оборотней, под которыми строилось всё, но не демократия, всеми, но не совестливыми людьми.
И можно назвать Быка глупым, что желал высшего, когда не было для этого предпосылок. Но не демократия и совесть послужили причинами бедствий, а их отсутствие и, как раз-таки, неверие в это высшее.

"Бык" не просто становится в один ряд с "Б"-побратимами, но во многом их превосходит для меня. Если отбрасывать "культовость" прочих лент, то история "Быка" щемит сердце сильнее всего.

А вот фотография со съемочной площадки. Это не кадр из фильма.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.