моральфеноменосознанность 3 мин на чтение сент. 05, 2017

Темная природа человека

Учитывая вскрываемые психоанализом симптомы перманентного латентного стремления человека к садизму, Фрейд пришел к закономерному выводу, что каждый конкретный человек? как биосоциальное существо, исходно вовсе не является кладезью добродетелей и по своей природе агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие, в том числе — удовлетворять свои сексуальные потребности в их естественных или (также основанных на жажде удовольствия) сублимированных формах, к каковым принадлежат практически все виды стремления к достижениям, карьере, власти, побуждению к художественному или научному творчеству.

Обобщая эти характеристики, психоанализ объективно признает: каждый отдельный, человек является врагом культуры, потому что, независимо от того — осознается это или нет, каждый хотел бы, чтобы именно для него все запреты были сняты, чтобы только он мог стать обладателем всех несметных богатств, титулов и званий избрать своим сексуальным объектом любую желаемую им женщину (или, наоборот, мужчину) иметь все, что только захочется, устранить каждого, кто соперничает с ним за ту же женщину, власть или богатство и т. д.

И если преодолеть невротическую тревогу и страх темной бездны бессознательного, многие смогут обнаружить у себя эти или подобные спонтанно появляющиеся мысли и фантазии. Мы не каемся в них, так как они действительно спонтанны и вроде бы и не наши даже. И к счастью, чаще всего они остаются только глубоко спрятанными в неосознаваемом мыслями и фантазиями, лишь изредка прорываясь в наших сновидениях и некоторых других непроизвольных психических актах (ошибках, описках, оговорках, мимике и жестах). Но оставаясь неосознаваемыми, они нередко определяют особенности нашего сознательного поведения, которым мы, естественно, не находим объяснений и потому привносим их, выстраивая не имеющие ничего общего с peальными мотивами наших поступков логические цепи из слов «потому что», «так как», «из за того что» и т. п. Что есть защита сознания методом рационализации или интеллектуализации.

Безусловно, прав был Платон, когда говорил, что «хороший человек — это тот, кто довольствуется снами, в то время как другие действуют».

Что же удерживает большинство от порочного примера? Многие считают, что законы, но это не так. Фрейд отвечает на этот вопрос. В стремлении к реализации своих неуемных желаний каждый человек сталкивается с одним «маленьким» затруднением: глубоко в бессознательном, интуитивно, он скорее чувствует, чем знает, что каждый другой имеет точно такие же или подобные желания и хотел бы обращаться с ним столь же «нелюбезно». Мы все одинаковы по своей природе.

И как бы силен он ни был, всегда найдется кто то более сильный и столь же властно побуждаемый к действию. С точки зрения психоанализа, именно это еще задолго до появления законов как юридических актов, которые всегда вторичны, привело нас к негласному общественному договору: «Я не буду делать по отношению к тебе того, чего мне бы хотелось, но при условии, что и ты будешь поступать так же». Прообраз этого никем не подписанного договора мы находим уже в животных сообществах. А в человеческом сообществе из этого же общественного договора рождается культура, а затем и совестливость, при этом последняя — понятие культуральное, приобретаемое, взращиваемое в человеке родителями, а именно введением ребенка в систему ценностей общества: это хорошо, а это плохо, это порицаемо, а это достойно похвалы.

Затем, в процессе индивидуализации, эти запреты последовательно трансформируются в структуру совести (Сверх-Я оно же Супер-Эго), проявления которой всегда глубоко индивидуальны, а источник один — страх осуждения социумом. Как нас научили мыслить в детстве, как мыслили всегда и все вокруг нас - так и будет работать наша психика. Перестоиться крайне сложно и ... опасно.

И таким образом, понятие культуры в психоанализе приобретает качественно иное содержание: культура — это то, что налагает запреты на каждого индивида.

На основе книги М.М. Решетникова.

Долго искал иллюстрации, которые наиболее точно отражали наши скрытые влечения, пока не наткнулся на две качественные иллюстрации бразильского креативного агентства Giovanni+Draftfcb.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.