Мнение начистоту. "Эверест" - образец семейного мультфильма

Вот хотел написать простую рецензию, чесслово. Но опять в голову пришли интересные мысли. Но теперь я решил, что буду делать так. Сначала будет краткое мое общее мнение, а затем вкусности для тех, кто любит почитать и тоже поразмыслить.

Мультфильм ... образцовый! Долго подбирал слово и, на мой взгляд, именно оно лучшим образом характеризует. "Эверест", который в оригинале называется "Abominable" (что можно понимать, как гадкий, отвратный, противный) - образец хорошего детского мультфильма. Многие называют его семейным, но он более детский, чем семейный.
Нет, взрослым тоже будет интересно, но определенного слоя в повествовании и шутках, для взрослых нет, хотя это уже стало нормой для современных семейных мультфильмов, как в той шикарной серии "Лего" или "Ральф".
Мультфильм без шероховастой вообще. Здесь проба качества во всем. Машина американской мультипликационной анимации работает безукоризненно и все больше приживается в Китае. Пока ради денег самой большой аудитории, ведь еще в 2016-м году Китай стал лидером по количеству кинотеатров, обогнав США с их 41 000 кинотеатров (!) (во всем Казахстане, для сравнения, на 2018 год насчитывалось 112 кинотеатров).
Но как только китайцы научатся снимать качественную анимацию, но американцы сами поплатятся за свою алчность и будут сокрушаться, что выучили целую армию аниматоров, которые просто задавят ту же DreamWorks хорошими работами и отнимут хлеб. Ну, пусть не столь отличными, долгое время, но все же.
Уж кто-кто, а китайцы умеют копировать. Скилл обучаемости почти нейросетевой)

Добрый, приятный, красивый, понятный и, конечно же, с счастливым концом. Все в восторге. Большинство выходящих людей покидают зал с приподнятыми уголками рта. И как-то что ли сознательнее держат детей за руки. Или я уже проецирую?
Короче, мультфильм стоящий, даже поругать не за что) Идите смело.


А теперь моя любимая часть.

Рецензии - как особенный вид искусства.

Я стараюсь писать не просто мнение, но всегда добавлять некое зерно мысли, которая интересна вне контекста премьеры. Чтобы рецензию было интересно читать вне зависимости от того, собираетесь ли Вы на фильм или нет, и интересен ли он Вам вообще. Чтобы текст остался содержательным и годы спустя. Надеюсь, никто не против?
Поехали.

Я люблю Dreamworks. За что? За мультфильмы "Муравей Антц", за уморительную "Дорога до Эльдорадо" (до сих пор один из самых смешных мультфильмов для меня), за "Побег из курятника" (на самом деле фильм очень социальный и глубокий), за невероятно душевного и трогательного "Спирит: душа прерий" и, конечно же, за хитового "Шрека", который интересно смотреть и сейчас. "Шрек" стал флагманом постмодернизма среди мультипликации. Не первым, не самым сложным, но самым известным и вышедшим в самое нужное время. Сказка, в которой перевернуто все, что только можно перевернуть, но, при этом, с обаянием, шикарным юмором, аллюзией и сатирой на реальность, социальные проблемы и кризис индустрии.
Во всех перечисленных фильмах была какая-то своя особенная составляющая, какой-то эксперимент (даже "Спирит" - уж очень меланхоличный для мультфильмов данного жанра).
Но затем, видимо, руководство студии решило отказаться от экспериментов, выбрав рельсы стабильности. "Как приручить дракона", "Кунг-фу панда", "Мадагаскар" и последующие "Шреки" стали просто хорошими франшизами с проработанными мирами, которые можно "доить". Я не вижу в них ничего особенного, да простят меня любители. Да, они очень качественные, как и сегодняшний "Эверест", но отхода от шаблона в них либо нет, либо он минимальный.
Эпоха сиквелов и триквелов слишком несовместима с экспериментами.

О каком шаблоне я говорю? Их несколько, все разбирать не буду. Но в "Эвересте" он один из самых банальных.
Девочка Лу находит на своей крыше йети, они становятся друзьями, вместе они совершают путешествие, помогают друг другу и, желательно, спасают других попутно.

Условно это звучит так: ребенок-интроверт или с другой характерологической или физиологической особенностью, которая его десоциализирует от прочих сверстников, находит некое странное существо, у которого тоже нет никого близких здесь. Возникает дружба - один из самых важных аспектов детских произведений. Затем проверка дружбы - дорога, препятствия, битвы, козни врагов и др. Друзья ее проходят и побеждают, становясь еще лучше и, благодаря чему, решают свои первоначальные проблемы.

По такому шаблону полного сценария снята уйма фильмов и мультфильмов. Судите сами: начиная с "Стального гиганта" (мальчик Хогарт и, собственно, гигант), "Е.Т." (мальчик Эллиот и инопланетянин), "Аладдина" (он и Джин), "Лило и Стич" (само название), можно перейти к новым примерам, вроде "Бамбли" (девушка Чарли и он), "Потерянное звено" (Лайонелл и ейти Линк - этот сценарий вообще идентичный), заканчивая тем же "Как приручить дракона" от самой DreamWorks (Иккинг и Беззубик) и "Дом" (девушка Дар и инопланетянин О). Тысячи их.

Сразу ясно, что студия выбрала беспроигрышный вариант.

Что десоциализирует Лу? Она не может оправиться после смерти отца и сторонится семьи и друзей, мечтая о путешествии.
В мультфильме есть четкая очевидная мораль: дружба и семейные ценности. Однако, что радует, есть и символическое измерение. Тоже не очень хитрое, но все же. Сейчас постараюсь раскрыть.

Дети, живя в бетонном и шумном Шанхае, имеют свои сложности. Лу в депрессии. Старший соседский мальчик (не запомнил имя) нарциссичный метросексуал, не расстающийся с телефоном, а младший не имеет друзей, хотя очень хочет, с ним никто не играет. Есть еще условный злодей, который помешан на тщеславии, сидя в высоком небоскребе - классика.

Новая компания друзей и преследователь попадают в природу, с которой Йети очень близок, он буквально говорит с ней, поёт ей и способен ей управлять. Выйдя из привычной среды дети открывают новый мир красивого естества и проникаются. Контакт с природой укрепляют их дружбу, помогает пройти испытания и понять себя. На природе делается акцент как через йети, так и посредством сцен с ягодами, цветами и живыми деревьями.
В конце концов, злодей начинает меняться и сомневаться в своих злых мотивов, восхищаясь красотой природы. Он прямым текстом говорит, что в своем городе он совсем замшел и забыл настоящую красоту, которая пробуждает любовь.

В итоге ребята меняются. Лу понимает, что зря она абстрагировалась от мамы и бабушки, с радостью возвращается домой. Младший брат очень дружил с йети, но теперь и ребята от него не отмахиваются. Больше всех изменился старший брат, которому пришлось уделять кроссовки любимые, отдать телефон за лодку и вообще снять с себя спесь. А злодей, прошу прощения за спойлер (ну камон, какой тут спойлер!) - вообще передумал быть злодеем)

В итоге, друзья мои кинозрители, побеждает не столько шаблонные инструменты, как любовь, дружба, смекалка-ловкость, сколько ПРИРОДА. Чистая, первозданная, красивая и материнская. Многообразная, одухотворяющая и трогающая за нечто вечное, что есть в каждом человеке. Только посмотрите на иллюстрацию.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.