Мнение начистоту. "Гудбай, мой бай 2" - актуальное высказывание

ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» провел исследование, в рамках которого выявил, что основная причина разводов в Казахстане – это вмешательство родственников в жизнь семьи. Так считают 61% респондентов, еще для 35,9 % причина разводов — в кризисе института семьи, для 1% — развод произошел из-за нехватки денег и безработицы (под мутной формулировкой "кризис института семьи" между прочим, фигурирует замалчиваемая гос.службами проблема домашнего насилия над женщинами).

И знаете, легко верится. Что по семьям моих друзей, что по обращения лично ко мне. Весной этого года у меня была казахская семейная пара, которые пришли в кабинет на грани развода. Кроме названных бытовых причин разговор очень быстро перешел и сконцентрировался на родственниках.

Жена была из более-менее прогрессивной либеральной семьи. В ней не воспитывали с малых лет безукоризненное уважение к старшим. Оно есть, но адекватное.

Муж же был из традиционной семьи, где старший прав в любом случае. Это лишь один аспект, на самом деле, но один из ключевых, чтобы хоть как-то проиллюстрировать Вам причину конфликта.

Даже при том, что супруги жили отдельно от родителей, а не с родителями мужа, как часто бывает, последние активно участвовали в личной жизни молодых. Особенно мама и сестры мужа. Родители жены, будучи либеральными, вообще почти не лезли в отношения новой семьи.
Родители мужа воспитывали девушку в очень многих аспектах, что ее, как не привыкшую к такому игнорированию личных границ, очень злило.

И муж, и жена работали по полному дню. И справедливо разделять обязанности и работу по дому на равных. И муж, собственно, был не против. Но родственники, и, внимание (!), в особенности мама и сестры, были против того, чтобы муж занимался какой-либо домашней работой. Я не шучу. Это такой женский внутрисемейный буллинг, можно сказать, дедовщина.

Муж оказывался между двух огней. Он не мог игнорировать родных и их требования, но и жена обижалась. Та, сколько бы уважения к старшим у нее не было, не могла признавать правоту и вступала в конфронтацию со свекровью. Муж просил ее извиняться. Жена не считала себя виноватой. Муж признавал правоту жены, но по традиционным ценностям правота не важна, ибо старший есть старший, и, вследствие чего, настаивал на извинениях для видимости хотя бы.

Это лишь один аспект, который они раскрывали на диване. И даже с моей фасилитацией процесса эти двое взрослых образованных людей не могли сдержаться эмоций. Я представляю, что происходило дома.


Выражу честно свое мнение. Я уже писал о вреде традиционного воспитания, так что для многих не будет открытием. Я считаю консервативные взгляды на институт брака в современном мире неактуальными, устаревшими и контрпрогрессивными.

Традиционные ценности сложились в совсем другом мире, когда семья не могла существовать раздельно. Когда общность и цельность рода были напрямую связаны с выживанием, т.к. опасность беззакония была намного выше. Образование имело меньший вес, а век за веком образ жизни менялся незначительно. В те годы возраст человека действительно был главным критерием его значимости.

Сегодня образование, а точнее знания об окружающем мире, важны как никогда. Скорость изменения мира возросла многократно. Теперь главный критерий значимости человека - его знания, навыки, профессионализм и пути реализации. И очень важно предоставлять свободу молодым людям, а не подавлять их страхом ригидного авторитета старейшины, который, не понимая сути многих вещей, может их обесценить потому, что просто желает сохранить свой авторитет (это немного другая история, но, думаю, Вы и такие случаи легко вспомните).

И многие молодые казахстанцы, к сожалению, попадают в туже дилемму, что и наш тематический муж: они научены уважать старших, но их знания о мире актуальнее. Поступить супротив мнения старшего - значит оскорбить его, опозориться самому и опозорить семью. Поступить супротив здравого смысла - одурачить самого себя.

Традиции и традиционные ценности нужно пересматривать - они тормозят развитие культуры. Заскорузлое общество обречено на застой и стагнацию.

Я рад, что авторы фильма "Гудбай, мой бай", пусть и в очень мягкой и красивой форме (речь о финальной сцене - лучшем моменте фильма), высказываются как раз против традиционности, демонстрируя ее вред, алогичность и архаичность.

Демонстрируют то, как крайне усложненные взаимоотношения родственников неуместно сказываются на гармонии внутри молодой семьи. Статистика из начала статьи не врет. Время поменялось.

Касательно фильма в целом. Мне очень импонирует любой человек с самокритикой. Ребята честно говорят, что не мэтры кинематографа и снимают не шедевры. Они снимают так, как могут. Сабит сказал на пресс-конференции, что ему самому много, что не нравится в фильме и он, если вернуть время, сделал бы иначе.

Минусов у фильма немало, но те темы, что он затрагивает, важны и их много.

Перечислю то, что записывал во время просмотра:
- трудности самообеспечения молодых семей;
- проблемы беременности и родов в Казахстане (а также за границей);
- отношение к детям;
- свадебные и другие традиции;
- языковая сегрегация населения;
- бюрократия и частое падение "баз данных" в гос.органах;
- патриотизм;
- отношение к изменам в браке.

Фильм, я Вам скажу, очень моралистический. На мой взгляд чересчур. С другой стороны он сатиричный, и это хорошо. Слабый бюджет и короткий период съемок лезут из кадра тут и там. Спасают удачные шутки, отсутствие которых было бы непростительным для КВН-щиков, и развязка. "Гудбай, мой бай 2" - это уместное и актуальное интеркультурное высказывание.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.