мнение начистотукультураобщество 2 мин на чтение февр. 01, 2019

Голливуд убил кино?

"Голливуд убил кино" часто встречаю это мнение. Столько неглупых вроде людей с горечью сетуют о сегодняшнем положении кино, либо с упоением поливают грязью "прогнивший Запад". Не буду защищать индустриальный подход Голливуда, но выскажу свои соображения о механизме работы, после которых суждение об "убийстве кино" становится как минимум неоднозначным.

Творческий акт - это трансляция индивидуального внутреннего в нечто внешнее, доступное для восприятия другими. Кратко: отражение личного мира.

Культура в целом - всегда отражение коллективной психики. Особенно поп-культура.

Истинные творцы - создают то, что тревожит их.

Индустрия же ищет те наиболее общие особенности коллективной психики, чтобы их продукт был востребован большинством.

Да, это спекуляция, и я много раз уже писал об этом.

Голливуд - индустрия. Однако он производит то, что симпатично большинству. То есть рецепты выверялись десятилетиями. Люди сами деньгами голосовали за то, что хотят видеть в кинотеатрах, какие сюжеты, какие характеры, какой экшен или драмы. Последние 20 лет, в годы развития интернета и системы международного лицензированного проката, аудитория стала еще более широкая и в нее стало еще сложнее попадать. Но они попадают.

Поэтому фильмы стали однообразнее. В Голливуде работают миллионы людей, и им нужно зарабатывать. Но вина в том, что они клепают CGI-блокбастеры первично наша.

Голливуд не давит напрямую авторское кино, никто не запрещает снимать Триеру или Лантимосу. Ведь так?

Важно помнить, что настоящее искусство, следовательно и настоящее художественное кино - никогда не для масс.

Простая диагностика: Сколько, скажите мне, людей любит, достаточно понимает и погружен в творчество Кафки, Пикассо или того же Вильнёва? Последний просто отошел от стандартной модели блокбастера, вбухал продюссерские 150 млн в "Бегущий по лезвию 2049", создал потрясающее кино с глубочайшим сюжетом, которому сопутствовала маркетинговая кампания еще на миллионом 50 и что в итоге?

Фильм провалился, ибо "ни очинь заходит под попкорн".

Но "Голливуд убил кино". Никто не замечает, как Голливуд старается возродить кино, скольким дает билеты, дорогу и возможность.

Мякиш в том, что их индустрия очень развита, что позволило быстрее адаптироваться и понять предпочтения людей.

Французы, к слову, тоже уже давно поняли рецепт пьес, банансирующих на лезвии морали и интригующей эротики. Еще в серебрянном веке русской литературы их определили в отдельный жанр "лирическая пошлость".

Французские драматурги убили театр?

Всегда легче найти врага и спустить на него собак.

С музыкой тоже самое.

Майкл VSauce использовал очень интересную аналогию для примера с музыкальной индустрией. Многие жалуются на то, что, мол, поп-музыка банальна, одинакова. Но она популярна - и это факт. Популярным становится то, что удовлетворяет потребности большинства.

Поэтому, ворчать на одинаковость, все равно, что возмущаться "Вот, мол, сейчас медицина уже не та! Приходишь к любому врачу с какой-либо инфекцией - тебе пенициллин, с сепсисом - пенициллин, с плевритом менингитом - пенициллин. А раньше было лучше, использовались пиявки, кровопускание, снятие порчи, прикладывали лист подорожника и натирали пятки свеклой. Сегодняшняя медицина уже не та!".

Ну да, ну да...

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.