Бизнес по-казахски и этнические детерминанты коррупции

Бизнес по-казахски - коррупция

Как Вы наверняка знаете, на прошлой неделе вышел в прокат наш отечественный фильм «Бизнес по-казахски». С предвкушением запланировали с друзьями поход в кинотеатр. Несмотря на пятый день проката зрителей набралось солидное количество, что не мудрено, т.к. новогодние каникулы самое кассовое и желанное время для прокатчиков, компании находятся в жесткой конкуренции за право выпустить свой фильм в канун празднования и последующие выходные, придерживают премьеры фильмов, запускают более широкие рекламные кампании.

Видимо Нурлан Коянбаев в своем продюсерском дебюте решил играть сразу по-крупному, раз вложился не только в бюджет фильма, но и в оплату новогодней премьеры. И его можно понять, лента ведь априори национально-ажиотажная, вроде комедии «Келинка Сабина» его напарника по команде КВН «Казахи» Нуртаса Адамбаева. Только в этот раз прицел на локальный народный юмор вынесен в самое название. Фильму даже не нужна была многоцелевая раскрутка – на мой взгляд он и так бы стал известен благодаря людской молве.

В общем, кино мы отсмотрели… ну да и Бог с ним! Зачем говорить о негативном? Нет, фильм не так плох, как многие его поносят, но до ленты, достойной занимать новогодний прайм-тайм ей весьма далеко. Как бы не были не довольны зрители, а то, зачем они шли в кинотеатр они получили – отражение казахстанской народности на широком экране, шутки «только для своих», заряд патриотизма и этнической идентичности. Вот если бы и этого не было, тогда бы фильм разнесли в пух и прах вообще все. А так бурчат потихоньку – значит все вполне сносно. Прежде, чем также накинуться с однозначной критикой прошу вспомнить похожие НЕДОфильмы поделки российских КВН-щиков, недалеко уехавших, а иногда, я бы сказал, даже снявшие еще и похуже, скатившись в туалетный и абсурдный юмор. В фильме ровный предсказуемый классически комедийный сценарий перемежающий комические моменты парой неловких романтических и лирических сцен. Сочная картинка природы Алматы тут же, хотя именно отсутствие кинематографической замыленности изображения оставляет впечатление просмотра обычного скетч-шоу по ТВ вроде «Наша Казаша». Главное понимать, что слабая актерская игра, плохая постановка растянутых сцен, жиденькие диалоги – это все не только недостатки картины, это трудности нашего кинематографа, которые он преодолевает, как может. Еще раз, главное понимать, что сразу блокбастеры международного уровня исключительно своими силами нам не выпустить без долгих лет труда и неудач. Много ли Тимур Бекмамбетов прибегает к использованию наших кадров в производстве фильмов? Нет, он снимает фильмы, но совершенно не здесь и не с нами. Не будет таких фильмов, как «Бизнеса», не будет и отличных. Так что я отношусь к этому спокойно.

Но сам фильм это только одна часть того, что я хотел сегодня сказать.

Вторая социопсихологическая. О резонанской составляющей фильма, которую, может быть, не каждый понял.

Вы вдумайтесь, ведь во главу сюжета поставлена одна из важнейших казахстанских особенностей менталитета – крепость родственных связей. Намного более крепкая, нежели у славян, не в обиду последним будет сказано.

И вот за это стоит похвалить фильм. Он как хороший анекдот – смех над правдой. В этом и большая часть успеха, ведь из одного трейлера уже все понятно о сути сюжета.

Но фильм очень карамельный, прилизанно-патриотичный, односторонне-правильный, бескровный. Здесь показана реализация родственных связей исключительно в семейном бизнесе без нанесения значительного ущерба представителям третьих сторон.

А вот теперь о грустном.

Ведь все мы с Вами знаем, что «Бизнес по-казахски», а точнее явление лоббирования интересов семьи, коррумпированность в угоду «своих», неравномерное распределение ресурсов по приоритету родственности – явление повсеместное и очевидное, к сожалению, затрагивающее как раз постоянно интересы других граждан. Будь бизнес по-казахски исключительно в родственном локализованном предпринимательстве – никто бы и слова не сказал, только рады. Но он, к сожалению, распространяется на все сферы народоуправления. В первую очередь государственные аппараты, структуры власти, арбитражные суды и т.д. Такая вот особенная национальная коррупция, друзья мои.

Как раз этот комедийный фильм поднимает интересный вопрос двойного стандарта борьбы с коррумпированной властью. С одной стороны всячески повышается народная идентичность, укрепляется культуральная принадлежность, подчёркиваются особенность казахского народа. И ведь во всем этом одну из главных ролей играет крепкая династийная, родственная связь казахов. Мы ругаем и любим наши огромные празднества, на которые съезжаются со всего Казахстана, сетуем и радуемся десяткам гостей в доме, ворчим и горячо встречаем каждого. Без этого никак – и это правильно.

Но с другой стороны мы боремся с коррупцией. Понимаете? А как у нас коррупция устроена, Вы ли не знаете? Допустим Ержану нужно построить гараж во дворе, на детской площадке. Он знает, что нужно разрешение акимата. В акимате сидит Маке, который может его выдать. Можно и так пойти к Маке, но он много запросит, наверное. Но Маке дальний родственник Баке, который тесть троюродной племянницы Ержана. Номер находится в один вечер. И вот уже Баке звонит Маке и просит помочь Ерке. Это упрощенно, но в принципе так.

Да что там, ну кто из Вас не знает о том, что в гос.органах работают семьями? Или детей и братьтев, который все знают, потому что они «Брат/сын самого NNN же, ты что не знаешь?».

Вот так и выходит, что пропаганда в Казахстане ставит людей перед выбором – либо национальный колорит, либо честность. С одной стороны нужно соблюдать связи с родственниками, которым трудно отказать, мы же казахстанцы, а с другой непредвзятость исполнения своих обязанностей.

И побеждает пока чаще всего второе не только из-за выгоды и несовершенства контроля, а еще и по духовным соображениям. Народное, родное, родственное – однокоренные слова, они всегда были ближе, чем «Власть», «Государство», «Правительство».

И я не буду одним из тех, кто только указывает не прорехи, но ничего не предлагает. На мой взгляд этот вопрос можно и нужно начинать именно с решения этого двойного стандарта, разграничения данного вопроса по модели достойной светского государства. Необходимо вести стабильную организованную кампанию по дифференциации национальной принадлежности и исполнению обязанностей. Если она ведется, то явно недостаточно. Вести пропаганду не только для потенциальных нарушителей, но и, в первую очередь, для всех управляющих структур, чинов типа «Да, множество родственников это важно, это наша гордость и богатство, но сопряжение с рабочими обязанностями вредит развитию государства – нашего дома. Таким ходом намного сложнее будет построить ту страну, которая могла бы быть на равных с европейскими государствами или, к примеру, Южной Кореей".

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.