мнение начистотумораль 3 мин на чтение окт. 02, 2020

Мнение начистоту. "Лесси. Возвращение домой"

Есть такая категория семейных и детских фильмов в стиле наивного романтизма, где главными героями выступают дети из неробкого десятка с пытливым умом и четкими морально-нравственными ориентирами, в семье имеется некоторая проблема или недопонимание исключительно для создания сентиментального сквозного конфликта, который, по законам жанра, в конце должен будет разрешиться. На этом фоне случается приключение с обязательным приобретением интересных друзей, преодолением страха, приобретением навыков, созданием инициативных групп, которые приходится возглавить.

В этих фильмах взрослые преимущественно добрые и занятые, являющиеся заложниками обстоятельств, а не занятые лишь отчетливо отрицательные персонажи - неприятные и гротескно отталкивающие типажи с психопатическим синдромом: бессердечные по отношению к окружающим, со сниженной способностью к сопереживанию, неспособностью к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживостью, эгоцентричностью и поверхностными эмоциональными реакциями. Эдакие изгои, которые никто не любит и в некоторых хороших классических версиях (например, в "Гринче" или "Рождественской истории") добро и любовь их меняют. Но в большинстве современных образцов жанра злодеи абсолютизивано воплощают неисправимое беспросветное зло, которое однозначно должно быть изолировано от людей, вроде Круэллы де Виль из "101 далматинец" или бургомистра из "Хоббита". Карикатурно неловкие, часто попадают в неловкие ситуации, случайно ударяются о что-либо, гримасничают, демонстрируют диссоциированность психики, пока никто не видит, а в конце, по закону жанра, страдают от собственных же козней или просто падают в грязь для удовлетворения чувства справедливости у юных зрителей.

Сюжет примитивен и строится на паре троп. На стены повествования вешаются не ружья, но целые пушки явно заряженные конфетти. История подается в лоб. Герои часто просто случайно слышат важную для движения сюжета информацию, которую так не предусмотрительно обсуждают другие герои. Дети принимают давление ситуации и берут решение проблем в свои руки.

Однако, всех упорства, смелости, навыков, помощи друзей и проч., как правило, не хватает и перед кульминацией происходит критический эпизод, ставящий все усилия под вопрос. Это центральная авансцена морали на которой почти всегда главенствует любовь, надежда, вера, в общем, чувства, помогающие быть самоотверженным и не эгоцентричным, в отличие от злодеев. Наши главные герои, разумеется, располагают критически важными чувствами, просто не могли их сразу раскрыть в себе, а то зрителям, опять же, не бы было неинтересно.

По сути, эти чувства и есть главный макгаффин, согласно принципам нарратологии.

Ну и всё, хэппи энд. 2-3 удачные реверсивные шутки о злодее с игрой его же слов или действий, обнимашки и позитивно-оптимистичное высказывание.

Вишенкой на торте служит закрывающий эпизод, который демонстрирует жизнь главных героев после подвига, чтобы зритель понял изменение характеров и чтобы наверняка убедился, что путь был пройден не зря. Закрывающий эпизод состоит из нарезки жизнерадостных солнечный сцен под бодренький беззаботный поп-панк, в которой главные герои улыбаются друг другу и миру, а затем все это ненавязчиво переходит в титры с представлением каждого героя.

Что по итогу? С одной стороны это семейное кино, предназначенное главным образом для детей, чтобы они смогли понять смысл и мораль. И я сам, вспоминая себя в детские годы, вообще не понимал наивности и романтизма. Главное было то, чтобы "наши" победили. "Наши" побеждали и мы с гвалтом и безумно довольные с друзьями бежали из кинотеатра во двор после 5-го просмотра какого-нибудь "Кошки против собак". В общем, с одной стороны, это нормально.

Но с другой стороны мы знаем, что можно создать хорошее детское кино без штампов, наивности и излишнего гротеска. Очень глубокие, но при этом понятные. Что упрощать и спекулировать не обязательно. "Бесконечная история" и "История игрушек" - прекрасные примеры. Миры Хаяо Миядзаки дарят любовь и энергию, но делают это без грубых шаблонов.

Наверное, это и выделяет хорошее кино от рядовых продуктов развлечений.

К какой категории отнести "Лесси. Возвращение домой"? Являясь облегченной версией классического романа Эрика Найта в соответствии с современными реалиями рафинированной жизни в выхолощенных немецких провинциях, данная экранизация подходит под вышеописанную мной канву на процентов 80. Добрая и сентиментальная история о любви собаки и мальчика. Порой слишком схематичная и с огрехами повествования, но с замечательной музыкой и бесподобными природными ландшафтами Германии. В конце концов, где же еще, если не в одной из лучших стран по уровню жизни, могла произойти подобная история?

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.