общение 3 мин на чтение дек. 19, 2016

Средства общения. Важность невербальных средств общения.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.

Типы невербальной коммуникации

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Невербальные средства общения

нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Виды невербального общения

Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Визуальные средства общения

• кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;
• направление взгляда и визуальный контакт;
• выражение глаз;
• выражение лица;
• поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
• кожные реакции (покраснение, появление пота);
• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

Акустические (звуковые) средства общения

• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
• экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п.).

Тактильно-кинестезические средства общения

• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

Ольфакторные средства общения

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный. Все мы знаем о разнице восточных традиций и, к примеру, экспрессии латиноамериканских народов.

Ну и в довершение. Мало кто из вас наверное догадывается, что немалую часть привлекательности мультфильмов студии Диснея составляет именно прекраснейшая богатая мимика главных героев. Благодаря этому усиливается наше СОпереживание им и вовлеченность в повествование. С этой же целью их характеры наделяются большими выразительными глазами. Да-да, даже если бы не было слов в мультфильмах, обаятельность и катарсис снизились бы незначительно. Герои очень ярко, даже чересчур живо, я бы сказал, передают свои эмоции. Вкупе с лучшей анимацией в мире сложно не воспринимать их живыми. Вот эта-то живость и является неповторимой уникальной магией. Не сюжет, не дизайн, не музыка - все это вторично и только оказывается помощниками. Вы посмотрите на эти прекрасные скетчи, даже в набросках герои обладают харизмой.

Я уверен, что студия Disney и Pixar даже не возьмутся работать на дмультфильмом, если их героев невозможно показать эмоциональными.

Но, как показывает история, эти художники способны сделать выразительными хоть посуду, хоть рыбок, хоть роботов.

И да, вторыми в мире по привлекательности, экспрессивности и уровню сопереживания оказываются мульфильмы стиля ... аниме, где, как на удивление, все персонажи вообще сверхэмоциональны и выразительны, т.е. на неправдоподобном уровне. Эмоции персонажей - это то, что мы ищем в нарисованных историях.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.