Психическая травма = неудовольствие от жизни

Если вас привлек заголовок, то обязательно прочтите до конца не торопясь и внимательно. Вполне возможно у вас что-то щелкнет вдруг внутри.

Есть такое предположение, что нормальное психическое функционирование связано со свободным перемещением либидо, его текучестью. Это значит, что если человек занимается чем-то, что ему нравится, он в полной мере может получать удовольствие из-за возможности привлечения достаточного количества либидо.

Занимаетесь хобби со свободным либидо – получаете удовольствие. Работаете в поте лица и получаете удовлетворение? Ваше либидо свободно привлекается в достаточной мере. Влюбились по уши и не испытываете тревог, но только положительные эмоции – значит либидо не имеет парализованных частей, привлекается в полной мере к этим чувствам.

И здесь мы возвращаемся к психической травме, а именно к идее фиксации либидо на аффектах, образованных в результате травматического события. Сильная травма надолго привлекает к себе некоторую часть либидо. И чем больше либидо зафиксировалось, парализовалось, отнялось от того объема, которым ранее психика свободно распоряжалась, тем сильнее травма и, следовательно, дискомфорт по жизни.

Это отнимает, по сути, способность отдаваться какой-либо деятельности в желанной мере. Иначе: переживать аффекты, чувствам, которые и делают то или иное занятие по сути желанным для нас. Травма, хотите вы или нет, сознательно или бессознательно, участвует в жизни индивида.

Он хотел бы любить «всем сердцем» (обратите внимание на эту фразу, которая доказывает верность теории – здесь либидо выступает под словом «сердце»), но он постоянно сталкивается с травмы – тревога, негативные фантазии, #ревность, страх поглощения объектом любви, потеря реальности, чрезмерное# стеснение в конце концов.

Он хотел бы работать с желанной самоотдачей, но вновь чувствует, что объем доступного либидо ему недостаточно. Это может выражаться в нерешительности, робости, страхе ответственности и т.д.

Он хотел бы получать удовольствие от хобби (или вообще иметь его, что часто бывает), но ничто не привлекает его в достаточной мере, ничто не обладает настолько сильной симпатией, чтобы преодолеть силу притяжения травмы и притянуть либидо к себе.

Здесь сразу вспоминаются идеалистические сюжеты кинематографа по, как раз-таки, преображению, реанимации к жизни травмированных или больных людей с чьей-то помощью. Классические "Умница Уилл Хантинг" (негативная среда воспитания, неблагоприятная семья), "Пробуждение" (летаргический энцефалит), "Целитель Адамс" (как раз о том КТО помогает, а принимающих здесь много), "Человек дождя" (глубокий аутизм), "А в душе я танцую..." (инвалидность, депрессия), "Игра" с Майклом Дугласом (трудоголизм). Из новых это "Робот и Фрэнк" (болезнь Альцгеймера), "1+1" (инвалидность, дистимия), "Лобстер" между прочим (состояние главного героя также можно охарактеризовать как дистимичное).

В общем, таких сюжетов очень много. Построены они на двух фигурах или сторонах: одного очень страдающего человека, которому требуется помощь и появлении второго, активного, особенного, жизнелюбивого, который своей энергией, философией или сумосбродством встряхивает первого, меняет мироощущение, дает тот самый импульс, который помогает перетянуть либидо с травмы на нечто симпатичное в настоящей жизни, на саму жизнь, в конце концов.

Почему этот сюжет так распространен? Масс-культура зеркало общества. Значит эти сюжеты близки большей части из нас. Все пребывают в том или ином упадке, и все хотят, чтобы появился такой вот человек-фейерверк, зажигалка, Тайлер Дёрден, который вырвет нас из нашего болота быта и буквально заставит жить, дышать полной грудью (а в этом фразеологизме грудь подразумевает понятие либидо, и вновь категория "полноты").

Это пассивное инфантильное желание кураторства, регрессивная интенция. Поэтому нам приятно смотреть и сопереживать преображение главных героев.

Мы не виноваты в том, что травмированы, больны, загнаны в депрессию, и понятно, что каждому бы хотелось получить помощь. Но, к сожалению, вероятность появления такого человека-зажигалки в нашей жизни маловероятно, и мы сами ответственны за то, в каком состоянии будет проживать, с каким балансом жизненных сил. И когда в прозе жизни при самых тяжелых обстоятельствах не появляется персонаж-реаниматор, то мы получаем другие сюжеты "Таксист", "Я - Ольга Гепнарова", "Постал", "С меня хватит" и другие ленты жанра психологический триллер с людьми потерявшими равновесие.

И именно поэтому так многих привлекает психология, психологическая помощь. И я рад, что уже несколько лет я помогаю людям как дружеской реанимацией, так и направляю по пути самопознания методом психоанализа. Мне действительно это нравится и нет ничего приятнее, чем слышать от людей, что моя помощь действительно оказалась полезной, иногда даже "преобразила", особенно спустя даже длительное время. Спасибо всем, кто некогда доверился мне.