Психотерапия в кино: "Великолепная"

От автора: Систематически  смотрю фильмы о психотерапевтах с целью наблюдения образов, которые  транслируется массам и, разумеется, влияют на их представления. Сказать,  что в фильмах показывается уже сформированный образ нельзя, потому что у  многих эти представления фантазийные, нет опоры (то есть опыта  посещения) и, как раз, сложены в результате фильмов, литературы или  расхожих шаблонах.  
Так что для большинства образ в кинематографе первичнее.

Сразу оговорюсь, не все фильмы высшей или хотя бы хорошей пробы. Смотрю я  их не с целью пополнения копилки гениальных фильмов, а по вышеуказанной  причине. Поэтому многие фильмы весьма посредственные и я не агитирую их  смотреть. Как не агитирую и не смотреть.

В этот раз я смотрел фильм "Великолепная" Мишель Ларок. Она сама выбрала и адаптировала пьесу Арона, сама срежиссировала, сама снялась в главной роли. я-всегда-ссобой-беру-ви-део-ка-ме-ру и 9 продюссеров =)
Люблю я традиции французских комедий. Все-таки старая и богатая история театра позволила сложить свой стиль историй и режиссуры, который легко читается и в кино.
Сразу скажу, что фильм средний. Никаких философских откровений (ну только если очень постараться самому), но легкость и свет. Пожалуй это самая светлая депрессия главного героя в кино, которую я могу вспомнить. Фильм снят в Ницце и даже посвящен городу и его жителям. Поэтому Ларок не стала его омрачать ни ради передачи кризисного момента героини, ни даже во время похорон (! я это только сейчас понял). Да, сцена похорон получилась легкая, солнечная, да еще и с юмором.
Однако, что главное, мы понимаем героиню, причины ее характера и что привело к такому результату, поэтому зритель может сделать для себя полезный вывод. Не "In Treatment" от HBO, где за 20 минут целые лавины выводов сходят, но все же.
Сюжет представляет из себя четкий паззл простой и логичный как рельсошпальная решетка, которую мы складываем по ходу повествования. Все-таки изначальная природа пьесы чувствуется - все продумано, очевидных дыр нет, только арки некоторые не закрыты, но на общий тон не влияет. И, конечно, с яркими персонажами, как принято у французов.

Предупреждение. Далее будет пересказ сюжета с анализом, поэтому если надумали смотреть, то не читайте.

Нас бегло знакомят с главной героиней - мадам Леви - не особо парясь ее же закадровым голосом. В первой же сцене показывается ее ... аутистичность, чрезмерная самодостаточность, замкнутость на себе. Пробиваясь через очередь кошерных евреев, она спрашивает индейку, а после ухода люди спрашивают у хозяина лавки: "Мсье Белаиш, шо это за чучело?". Сцена сразу вводит нас в дискурс разногласия с внешним миром.
Далее она дополняется ссорой с дочерью, которую она, по всей видимости, не понимает, хоть и старается. Дочь даже не старается что-то объяснить и уходит из дома с заявлением, что Рождество будет встречать с парнем.
Гувернантка-азиатка ее совершенно не слушает, а только делает вид, отражая ее эгоцентричность. В довершение всего приходим муж и заявляет об уходе из дома насовсем. "Я несчастлив, ты тоже. Я должен уйти" - единственное, что он говорит. Она разбита.
После чего звонит сверхтребовательная неэмпатичная мамА стального характера, сплошь состоящая из эгоцентризма, и требует забрать ее из аэропорта. МамА даже не пытается понять дочь, впрочем, как и всех, что раскрывается в сцене-знакомстве с ее персонажем, где она настаивает на том, чтобы ее пропустили с двумя чемонаданами по 50 килограмм. Она не виновата, она не должна знать об этом, чтобы путешествовать. Ей все чем-нибудь обязаны. Дочерью командует так, будто она ее безропотная прислуга до конца дней. На попытки последней поговорить парирует "Ты же знаешь, что МНЕ нельзя нервничать!".

Мадам Леви тянет 50-килограмовый чемодан к машине и ломается окончательно. Далее следует очень меткая фраза, также соответствующая ее образу: "А это было в гороскопе на сегодня?". Она высмеивает астрологофилов с их магическим мышлением и привычкой полагаться на прогноз звезд, пуская все на их волю (то есть самотек), и не вникая в жизнь, не пытаясь ее изменить, пока, наконец, не сталкиваются с таким вот ... обвалом.

Нам говорят, что в жизни мадам Леви все было хорошо до этого дня. И это крючок для внимательного зрителя. Если задуматься, то все это "хорошо" было внешним, безсодержательным, видимостью. И сегодняшнее Рождество лишь следствие долгой аккумуляции нарыва от истинных причин. Видимость не выдержала. Семья разлезлась, ибо никто в ней не был счастлив. И, конечно же, главной причиной является ГГ. Но она этого совершенно не чувствовала, для нее все было хорошо, она была довольна видимостью, ее это устраивало. Вообще персонаж мадам Леви довольно стереотипный - блондинка, экспрессивность, красное платье и туфли, повышенный приоритет внешнего вида. Фем скрипят зубами.

Что делать? Европейская традиция говорит о том, что нужно бежать к личному психоаналитику. Заметьте, несмотря на то, что у нее до этого дня было все отлично, по ее разумению, у нее все же был свой личный аналитик. Потому, что это в норме вещей. Это только у нас люди ходят к дантисту только тогда, когда у них заболит или сломается зуб.

Теперь мы знакомимся с Доктором Штейманом (еще один психоаналитик-еврей - это нормально), которого играет замечательный Кад Мерад (фильм "Бобро поржаловать" один из самых моих любимых).
Ортодоксальный психоаналитик был бы слишком нединамичным для комедии, поэтому в фильме он работает с пациентами in motion. Прорабатывает фобии непосредственно в месте, где они больше всего задействуются. Работает Штейман с душой, с отдачей, постоянно занят. Все его анализанты забавные люди с гипертрофированными фобиями (боязнь могилы отца, боязнь высоты, боязнь принимать решения).

Однако, несмотря на все старания Штеймана, из-за занятости ему не удается спокойно поговорить с мадам Леви. Появляются первые намеки на то, что он неравнодушен к ней.
Теперь последний пункт надежды - подруга Шарлин. Последняя и так является толстокожей одинокой грубиянкой, работающей с сфере моды и думающей только о том, кто и как одет (видимо, только это их и объединяло), так еще и выпила таблетку снотворного. Конечно же, Леви не получила сочувствия и понимания и у нее.
Она встречает Рождество в одиночку, дарит подарки собаке XXL и играет с ней в прятки. Кличка дополняет образ шмотницы. Хотя там был еще кадр в квартире, показывающий целую стену с туфлями в гардеробе...
В общем, рождество в одиночестве открыло ее глаза на себя.

От безысходности она накрывает стол на улице для торговца фруктами Жоржа и изливает душу ему, после которой она делает первый шаг к изменениям и гармонии
"Только одиночество источник нашего вдохновения"

В том, что она человек не такой уж и плохой, должна убедить нас короткая сцена на цветочном рынке, где все ей рады и приветствуют, дарят цветы и комплименты. Далее идет очень символичная сцена. Главная героиня - красивая несчастная женщина, в своей машине полной цветов - глотает горстями таблетки в попытках покончить с собой.
Да уж, сегодня женщина без цветов и не женщина вовсе, не так ли? Пусть даже при самом мрачном положении дел, букет, как символ внимания и того, что все хорошо (пусть это и видимость) - обязательно должен присутствовать и транслироваться максимально возможному количеству людей посредством соцсетей как трофей, завоеванный ее красотой, умом, трудом или чем еще. "Вот! Я заслужила! Видели?! Меня все любят и дарят цветы!". И не важно, что цветы, в лучшем случае, от родителей, или это букет подруги, на дне рождении которой она с ними просто сфотографировалась, или вообще это букет напрокат (есть же такая услуга в Алматы - букет для селфи на n-ое количество минут).

Дальше рассказывать не буду, для интриги, но, в итоге Штейман помог)
Персонаж мадам Леви получил развитие. В какой-то момент она прозрела, что никогда не любила мужа. "И как столько лет вытерпел?". Переосмысливает отношения с дочерью и налаживает связь с ней, прерывая неэмпатичную поруку, унаследованную от матери.

Этот фильм о важности осознанности, критического отношения к себе, о пелене на глазах, о погоне за внешним лоском настолько, что перестаешь уже думать о своих собственных чувствах и желаниях. И, конечно же, о том, что очень часто дело в нас самих, какими бы несправедливыми не казались обстоятельства. Нужно только суметь рассмотреть свое скрытое участие в создании кризиса. И что для этого рассмотрения необходимо некто мудрый Другой.