зависимостимузыкаосознанность 4 мин на чтение дек. 18, 2018

Культ музыки и развитие личности

Минута свободного выражения мысли о несвободе от музыки. Сказать "музыкальная зависимость" не хочется, а вот "несвобода" ближе.

Если возвращаться на 10-15 лет назад к себе юному, заурядно кичащемуся  своей псевдонезаурядностью, то можно было бы отметить такую же несвободу.  Уже тогда - в начале десятых - музыка стала чем-то еще большим, нежели  культ блюза и рока предыдущего столетия, вырвав лидерство в сфере  искусства даже у кинематографа.

"Больше, чем культ? Куда же больше?" - могла промелькнуть мысль у читателя.Вполне.  Тогда музыка ворвалась в умы и центры наслаждений. Редкость и  громоздкость проигрывателей объединяла людей, прослушивание было более  ритуальным, а многие ходили на танцы действительно послушать музыку,  почувствовать себя в ней.

Все изменилось, когда она стала  портативной. Точнее, когда портативность миниатюризировалась и стала  доступной каждому желающему. Хотя, вру. Немалое значение имело  распространение интернета и компьютеризация (это в части микширования  для музоделов, так и для слушателей в плане музыкального  центра-проигрывателя), которые повысили разнообразие музыки и  многократно увеличили количество музыкантов во всех жанрах, непрерывно  создавая новые, отчего музыкальная индустрия расцвела еще пуще, что, в  свою очередь, еще больше подогнало развитие миниатюризации и доступности  портативных плейеров. "Всё переплетено" (с) Мирон Янович (отсылочка для  знатоков).

В прошлом веке были иконы музыки. Они были более  однозначные и значительно более долгоиграющие. Выбор был невелик. Борцов  в игре "Царь горы" было не сравнить с сегодняшней сонмой. Икона пела из  магнитофонов на вечеринках, на танцполах и в ТВ для всех, к ним было  более однозначное отношение масс и мы задним умом это понимали.Сегодня твои музыканты больше ТВОИ.  Они могут быть полузабытыми, полуизвестными, полумузыкантами, вовсе не  музыкантами, земляками, странными представителями какого-нибудь  собственноручно созданного инди-направления - они могут быть почти твоими лично играющие в твоих беспроводных наушниках ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ, что еще больше усиливает эффект, что любимые песни о тебе.  Стоит ли говорить, насколько это важно, насколько усиливает эффект от  музыки и, в результате, аффективную привязанность к ней. Откуда растут,  как мне кажется, ноги подобных лозунгов "Я без музыки жить не могу!",  "Музыка для меня - всё!" и, особенно, "Не представляю свою жизнь без  музыки".

И надо ли быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что  теперь не личность музыканта культ (что всегда было в истории с  личностями), но само явление музыки культ - и оно гораздо шире,  всеохватнее, мощнее, вбирающее в себя тысячи икон.Доступность и  разнообразие как никогда в истории. И если раньше музыка только  объединяла, то теперь немало изолирует. Нет, объединение, конечно, тоже  есть, но вот изоляции раньше не было вовсе.Я не о том, что у каждого  сегодня с юных лет складывается очень уникальный вкус и ему приятнее  слушать СВОИ песни, отчего общего прослушивания меньше. Вкус подростков,  в принципе, имеет общность.

Я говорю об изоляции ОТ САМОГО СЕБЯ.

Николай  Александрович Бердяев вывел, что "Через момент одиночества рождается  личность, самосознание личности". Оставаясь в покое, в бездествии, в  одиночестве, человек обращается в себя. Сознание не простаивает  вхолостую, но актуализирует важные моменты. Человек ментально ведет  диалог с собой, общается, переваривает впечатления и события, узнает  себя. Какие это моменты? Дорога куда-либо, поездка в общественном  транспорте, занятие спортом, монотонная работа.Вы уже поняли, так  ведь? Да, представьте теперь молодого человека современности в эти  моменты. Он не один, он с музыкой. И, знаете, я даже больше теперь люблю  жанры trance, EDM, lo-fi, ambient и подобное, так как они менее всего  отвлекают человека, менее занимают ум. Хуже всего - прилипчивая попса с  одними и теми же банальными словами, а также новомодный мамбл-рэп с  повторением ударного хука 50 раз. Еще хуже, если это на родном языке. Ни  смысла, ни покоя. Сложная лирика хотя бы сюжетом дополняет человека.Казалось  бы, ну ведь одно и то же поют, также можно привыкнуть и не отвлекаться.  Но ведь психология говорит нам, что раз мы слышим именно слова, значит  идет процесс распознавания, а это уже резервирование части внимания и  ресурсов психики. Также, как при распознавании изображения в клипах,  пусть и краем глаза смотришь.

Моралфажество какое-то выходит...  Да, быть личностью - это мой приоритет. А ведь есть приоритет гедонизма,  который, во многом, антиномичен взращиванию личности в себе, ибо  саморазвитие часто подразумевает труд и борьбу с желанием потакать  первичным влечениям. Каждому свое, но с моей философии злоупотребление  музыкой вредит развитию личности.Молодые люди редко бывают с собой,  редко остаются наедине со своим Я, редко говорят с самостью. Может  отсюда такое количество юношей, у которых проблемы самоопределения, в  частности профпринадлежности, места в жизни и ее смысла?

Центениалам  очень сложно. Скорость развития науки и культуры невероятно высокая. Мы  - миллениалы - еще успели побыть в дефиците и четче сформировать  желания ввиду небогатых обстоятельств. Наш конфликт выбора был проще.  Центениалы в бешеном потоке. Одна музыка как сильно отнимает внимание от  себя, а чего стоят гаджеты с постоянным доступом к бесконечным лентам  соц.сетей, с которыми также не разлучаются.Для нас ожидание было  мучительно, так как нечем было заняться, книгу возьмешь не всегда с  собой, поэтому невольно начинаешь думать. У них же ... Ожидания нет  вовсе в этом смысле. Под рукой всегда смартфон с интернетом, игрой или,  на худой конец, музыкой.

Надо разбавить мое брюзжание.Да, они будут меньше знать себя,  но они уже знают больше о действительности, об актуальном, быстрее  реагируют и обучаются. Ну да, будет поколение слабознакомых с собой,  зато их оперативность взаимодействия формирует уже подобие коллективного  разума. И мне это нравится, кроме шуток, это круто!

Я не ругал  тут музыку, и не говорил о том, что надо лишать ее подростков,  ограничивать. Никогда от меня такого не ждите. Запретами ничего не  решить. Я лишь рассуждал о влиянии СОВРЕМЕННОЙ музыки на Личность,  рассуждал о состоянии музыкальной индустрии и что изменилось между двумя  ближайшими поколениями. А далее каждый сам решает исходя из своей  философии. Просто я заметил, что в последнее время стал намного меньше  ее слушать не потому, что взрослею, а стал более осознанно подходить к  каждому акту отнимающее мое время. Мне кажется, что раньше я слушал  слишком много. Теперь же мне, порой, приятнее и продуктивнее "побыть с  собой". Я прихожу к каким-то выводам, обдумываю планы, переосмысливаю  события.

На иллюстрации снимок с, так называемых, Silent Disco -  организованной дискотеки, где люди танцуют в беспроводных наушниках,  явления, которое становится популярней с каждым годом. Выглядит  сюрреалистично, но это интересно, так как совмещает два тренда -  староформатные дискотеки и современную мобильность музыки, привязанную к  личности. Будет возможность, то обязательно схожу.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.