Пути к счастью с позиции психоанализа
В опубликованной работе "Недовольство культурой" 1930 года Фрейд писал:
Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое самомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных...
Мы обратимся поэтому к более скромному вопросу: что сами люди полагают целью и смыслом жизни, если судить по их поведению, чего они требуют от жизни, чего хотят в ней достичь? Отвечая на этот вопрос, трудно ошибиться: они стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Две стороны этого стремления – положительная и отрицательная цели; с одной стороны, отсутствие боли и неудовольствия, с другой – переживание сильного чувства удовольствия. В узком смысле слова под «счастьем» понимается только последнее.
Это интересная и старая тема. На мой взгляд не имеет смысла говорить именно о путях к счастью, если счастья, как такового, быть не может.
Желание быть счастливым может быть, а вот счастья как такового фактически быть не может. Ведь все познается в сравнении. Счастье есть нечто не только кардинально лучшее, чем испытывание несчастья, но и значительно лучшее, чем обыденное. Наша психика выстраивается из общей тенденции живых организмов адаптироваться под любые условия. Поэтому, если счастье будет каждый день – то оно перейдет в разряд обыденного и потеряет статус счастья. Тогда нужно будет еще что-то более лучшее, чтобы ощутить себя счастливым.
Или пойти другим путем обретения счастья – причинение несчастья. Пусть не прямым способом, а с помощью воспоминаний о прошлом, постоянным напоминанием о том, что все могло бы быть много хуже. Скажем так: возможно условное счастье – это когда человек испытал сильное несчастье в жизни, достаточное для яркого запечатления в памяти, а затем его условия жизни кардинально переменились на такие, которые по сравнению с несчастьем можно было бы категоризировать, как счастливые. В результате, если теперь человек каждый день будет актуализировать в памяти прошлые несчастья, будет настолько осознанным и рефлексирующим, чтобы не позволить себе привыкнуть к текущим условиям, удерживая, тем самым силу контраста между прошлым и настоящим, тогда он будет счастлив.
Остается вопрос, совершенно ли это счастье – с постоянным ношением памяти о плохом времени. Или все же большинство людей хотели бы быть счастливыми без условностей. Вот просто счастье и всё!
Думаю, что многим ближе последнее. Поэтому счастье - это либо непродолжительное ощущение, либо невозможное абстрактное понятие, полезное лишь как недостижимая цель, стремление, потому как в реальности является частью дуального и неотрывно от несчастья.
Постоянное счастье - ничто иное, как утопия. Константного счастья быть не может.
Comments