Настойчивость, Изобретательность и одобрение Отца

Фотография Ingenuity сделанная Perseverance после отсоединения на Марсе

Perseverance & Ingenuity

18 февраля 2021 года на Марсе успешно высадился ровер-планетоход Perseverance (Настойчивость). Самый современный и интересный космический исследовательский аппарат сегодня. Не знаю как часто о нем слышите Вы, но я читаю о его действиях каждый день. Одно из главных научных достижений на данный момент: им впервые был добыт кислород на Марсе (и на другой планете в принципе).

К днищу марсохода был приклеплен другой исследовательский аппарат. Если  точнее, то автономный роботизированный беспилотный летательный аппарат-разведчик вертолётного типа, получивший название Ingenuity (Изобретательность).

После приземления марсохода Ingenuity отсоединился от него, раскрыл солнечные батареи, прошел проверку систем и 19 апреля совершил первый управляемый полет на другой планете в истории человечества, доказав, что атмосфера Марса позволяет летать.

Восхищаюсь учеными и инженерами, работавшими над созданием и продолжающими управлять проектом с Земли.

И особого внимания заслуживает следующая деталь.

На Ingenuity закреплён кусочек материи с крыла оригинального самолета братьев Райт Wright Flyer. Именно на этом самолете 17 декабря 1903 года в долине Китти Хок (Северная Каролина) был совершён первый в мировой истории полёт, при котором летательный аппарат с человеком поднялся в воздух на тяге двигателя, пролетел вперёд, и совершил посадку.

Так вот ученые из NASA, работавшие над Ingenuity съездили в Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института, где хранился Wright Flyer, отрезали небольшой кусочек крыла и аккуратно прикрепили его изолентой к кабелю под солнечной панелью вертолета.

Таким образом часть самолета братьев Райт совершила также первый в истории полет на другой планете.

Бум! Круто же?!

Это, безусловно, красивый, любопытный и изящный жест. Однако, возникает вопрос: "Зачем?". Ок, возможно тут есть маркетинговая подцель, подсмысл, как для пиара миссии марсохода, программы NASA, а то всех США. Конкурентный мотив в любом случае присутствует. Но все-таки это общечеловеческая программа и нам не с кем конкурировать в плане вида. Первый полет в 1903 году совершили не столько американцы, а, прежде всего, люди. Можно вспомнить знаменитое высказывание Нила Армстронга при высадке на Луну: “Это — маленький шаг длячеловека, но огромный — для всего человечества”. Геополитический контекст не упоминается вообще. Он есть на всех этапах каждой миссии, конечно, но в целом он вторичен. Должно быть что-то выше или глубже.

Мне думается, что за транспортированием на Марс кусочка крыла самолета братьев Райт стоит более глубинный мотив, понятный и ценный для каждого человека, посредством которого маркетинговая подцель и работает.

И именно психоанализ рассматривает историю и культуру с точки зрения бессознательных паттернов психики, максимально широко.

Фундамент сознания: зависимость

И чтобы ответить на выше поставленный вопрос: "Зачем?" я задам Вам для начала другой: "Что Вы почувствовали, когда прочли историю кусочка крыла, полетавшего на двух планетах?".

Радость, удивление, гордость, восторг? Допускаю, что некоторые могут чувствовать зависть, гнев, презрение. Но так или иначе реакционные чувства связаны с самым важным в жизни каждой личности, как социализированного индивида - одобрением.

Мы тотально априори зависимые существа даже на уровне происхождения. Зачатие возможно при условии неких волевых актов разной степени осознанности наших родительских фигур.

Наше жизнеобеспечение зависит от их отношения к нам. Наша личность складывается в детско-родительских отношениях и наполняется тем, какой быт для нас создают родители.

Соответственно, сама суть зависимости, в смысле связанности и несамостоятельности, располагает ребенка к подстраиванию, адаптации, можно даже сказать невольному подчинению.

Мы не выбираем родителей, мы не выбираем чем нас кормят в первые дни и месяцы жизни, во что одевают, как держат, когда укладывают спать и т.д. Мы можем на что-то реагировать и о чем-либо сообщать, но весьма условно и ограниченно. Нельзя даже сказать, что это действительно мы реагируем, т.к. никакого Я еще нет, но только не дифференцированная самость. То есть, даже появление нашего Я зависит от качества отношений с родительскими фигурами. То, будет ли этот ребенок себя когда-либо осознавать и поймет, что существует - зависит от родителя. Если родитель оставит ребенка по какой-либо причине - тот либо не выживет, либо станет ребенком-маугли с сильно ограниченным сроком жизни.

Когда нас обучают языку и у нас формируется сознание, то мы вскорости начинаем осознавать свою столь ужасную и опасную зависимость от родительских фигур. Наш первичный нарциссизм (эгоистичные желания удовлетворять потребности и влечения) начинает натыкаться на требования родителей. Возникает конфликт со Сверх-Я. Ребенок разрываем драйверами и чувствами.

Родительские воспитательные интервенции, как реакции на акты ребенка, формируют понимание и чувствование, что есть нечто одобряемое, а есть нечто порицаемое.

Это и есть основа социализации и человеческой цивилизации вообще. Базис диалектики одобрения и порицания. Всё, что касается человеческой культуры можно рассмотреть с точки зрения данной базальной диалектики.

Мы в целом чувствуем и мыслим на этой платформе. Постоянно. И сознательно, и бессознательно. И гораздо больше, чем можем представить. Базисная работа по оценке любых мыслей, чувств, действий, как порицаемого/одобряемого, настолько ранняя и настолько постоянная, что автоматизируется на самых глубинных уровнях.

Сознание в принципе не может сформироваться без диалектики порицание/одобрение, ибо сознание - это некий порядок организации хаоса самости.

Сознание есть результат достаточно успешных восприятия и интроекции транслируемой родителями системы устройства социальных взаимоотношений.

Качество родительских характеров, их отношений и достаточность трансляции определяет психическое здоровье индивида - то есть, гармоничность личности, иначе, качество отношений внутрипсихических объектов, посредством которых осуществляется рефлексия своих действий - оСО-знание.

Так вот. Ребенок очень скоро понимает, что

для выживания необходимо стремиться избегать порицания, и стремиться получать как можно больше одобрения воспитывающего лица, иначе может наступить самое ужасное - оставление.

Наказание - это лишь признание плохости ребенка, подчеркивание, регламентация. Оно неприятно, болезненно, но не рушит отношения. Наказание нас всегда пугает перспективной оставления. А вот оставление - это разрушение отношений с лицами, которые обеспечивают жизнеспособность ребенка. И это напрямую ассоциировано со смертью, даже если об этом никогда не говорится в семье. Это суть зависимого существа.

Родитель чувствуется большим, самостоятельным, сильным и адаптированным к жизнедеятельности в пока неизвестном ребенку мире. Поэтому, ребенок от родителя зависим больше, нежели родитель от ребенка. Но чтобы родитель не бросал новорожденного, то в процессе эволюции сформировалась нейромедиаторная зависимость - подкрепление связи с ребенком массой положительных моноаминов и катехоламинов (и не только). Расставание запускает, соответственно, выработку отрицательных, отчего возникают очень негативные чувства. Бросать ребенка не хочется, чувствуется потенциальная боль. Бросать ребенка иногда хочется, но чувствуется такая сильная любовь.

Таким образом

родитель зависим от ребенка психоэмоционально. А ребенок от родителя и психоэмоционально, и биологически, и социально, и культурно и т.д.

Соответственно, ребенок имеет собственные влечения, желания, мотивы, но вынужден их соотносить с системой одобрение/порицание.

Родители реальные и символические

Теперь обратимся к символической структуризации данных отношений.

Архетипически мать играет роль любящей, принимающей, заботящейся фигуры. А отец роль цензора, арбитра, вершителя.

Одобрения отца заслужить сложнее и часто его оценка для ребенка важнее.

Потому, что отец всегда радуется только особенно значимому - преодолению новых горизонтов. И наивысшее одобрение он выражает за нечто превосходящее его возможности.

То есть за то, для чего нужна здоровая агрессивность, в частности, такие ее проявления, как Настойчивость и Изобретательность.

Ребенок должен чувствовать как безусловное принятие своих актов - это дает мать, так и границы дозволенного - это то, что дает отец. Совместная слаженная работа родительских фигур складывает гармоничное соотношение между Оно и Сверх-Я, то есть, относительно здоровую психику.

Надо понимать, что роли символические. То есть, реальная мать может и должна содержать в себе обе символические роли. Также как и отец. Или наоборот, оба родителя могут быть слишком "отцовскими" и слаженно репрессировать ребенка, требуя с малых лет идеальность и Всемогущий контроль, из-за чего мы получаем невротичную личность с базальным страхом оставления за ошибки.

Либо оба родителя могут быть слишком "материнскими", гиперопекать, и тогда мы получаем тревожную личность, которой сложно сепарироваться и которая не верит, что сможет справиться с опасностями мира и независимой жизни, либо преодолевает с большим трудом и массой атакующих Я сомнений.

В целом, это я изложил всё для того, чтобы Вы понимали глубину и важность диалектической системы "порицание/одобрение". Фундаментальная и тотальная ее природа почти не осознается. Если бы не существовало психических заболеваний, то нам было бы крайне сложно ее вообще выявить. Благодаря психопатологии мы можем видеть следствие аномального воспитания и отклонения в психике.

В норме же мы всю жизнь стремимся к одобрению родителей, в особенности символического отца (если воспитывала только мать, то к одобрению ее отцовской части, выражающейся в гордости за ребенка, радости за проактивность, решительность, достижения и т.д., то есть, не просто принятие, но поощрение реализации). Не важно живы ли реальные родители, общается ли человек с ними и т.д. У нас с раннего возраста формируются интроекты родителей, с которыми мы оцениваем все наши акты еще до реализации при обдумывании и даже на досознательном уровне. Интроекты родителей, они же Внутренние объекты самости - это Сверх-Я.

И мы также всю жизнь боимся порицания символических родителей - Сверх-Я -  то есть, боимся оставления и смерти. Именно это главная и самая  фундаментальная причина тревожности. Все люди понимают, что нет особого  смысла переживать при различных актах репрезентации, но тревога есть.  А все потому, что на глубинном уровне психики мы все также переживаем,  что если мы сделаем что-либо как-то нехорошо, неправильно, некрасиво, то получим порицание родителя и в результате этого можем быть оставлены на смерть.

Эти интроекты, наше Сверх-Я, постоянно проецируется в каждого человека, с которым мы взаимодействует, наблюдаем или даже просто представляем. Так помышляем и прогнозируем будущее по усвоенной модели. "Всё познается в сравнении". И каждое общение с каждым человеком реальным или воображаемым - есть акт сравнения с тем, какую модель мы усвоили в детско-родительских отношения.

Поэтому, если родители были преимущественно порицающими - то их характеры проецируются во всех и человек боится порицания ото всех, что складывает его неуверенность. Если же были преимущественно принимающими - то человек может быть эгоистичным, социопатичным, деструктивно нарциссичным.

Если же родители были адекватно принимающими и адекватно порицающими - человек объективен в осознании себя, своих возможностей, оценки других, продуктивен в самоактуализации.

Зачем инженеры NASA отправили на Марс кусочек самолета братьев Райт?

Итак, мы все и всю жизнь вынуждены, в силу фундаментальной зависимости от родительских фигур, стремиться к их одобрению. И многое, что мы делаем, по сути, есть стремление укрепить наши отношения с Внутренними образами родителей.

Получение одобрение близких - супругов, друзей, сиблингов - не является чем-то иным. Нет, все реальные люди служат экранами для проекции Внутренних родителей. Не полностью, разумеется. Но мы можем чувствовать одобрение, например, друзей, только если нас научили чувствовать одобрение ранее, то есть, если только мы получали одобрение от важнейших лиц нашей жизни, от которых мы больше всего зависили - родителей. (Наверное, Вы знаете таких людей, которые не могут почувствовать и принять одобрение. Комплиментам они не верят, от похвалы закрываются, признание ценности отрицают. Тот самый вариант отсутствия опыта одобрения в раннем флексибельном для психики возрасте).

Так вот с этой точки зрения, братья Райт учились ходить, разговаривать, есть ложкой, изучали физику, проектировали самолет и совершали полет, кроме всего прочего, ради одобрения символического отца. Ради гордости и радости внутреннего родителя: "Смотри, отец, что мы претворили в жизнь! Нам доступны новые горизонты".

И это не обесценивает реальных людей, чье одобрение нам важно, кто нас поддерживает, кого мы ценим. Наоборот, это и есть суть нашего отношения к ним и без первичной данной мотивации к одобрению символического отца мы бы так не ценили реальных близких, и даже, скорее всего, не имели их.

А именно реальные люди и качественные отношения с ними, с возможностью чувствовать от них одобрение - главный источник мотивации.

Это наша общечеловеческая общность. Мы все имели мать и отца. Не все реальных, но все символических. Если Вы можете читать текст, то кто-то для Вас выполнил их роль. Ваше сознает работает - значит в нем есть Я и Сверх-Я, что позволяет осознавать себя, знать язык и мыслить с его помощью.

Нас объединяет единая природа рождения и формирования. Поэтому, можно говорить о некоем Общечеловеческом Всеедином Отце, одобрение которого нам особенно важно, и ради его получения мы стараемся развиваться, либо испытываем чувства вины и стыда, когда не развиваемся.

И инженеры Ingenuity, в свою очередь, продолжили эту цепочку. Им захотелось отправить за 56 миллионов километров от Земли символическую часть труда и истории братьев Райт, как выдающихся сынов, чтобы человечество, как ребенок, укрепило свои отношения с Всеединым Отцом, чтобы почувствовать вечное фундаментальное одобрение с его стороны, чтобы почувствовать радость и гордость за самостоятельную, активную и созидательную деятельность: "Смотри, отец, что мы претворили в жизнь! Мы проявили Настойчивость и Изобретательность, и теперь нам доступны новые горизонты".