Психология этнических групп
В отличие от психологии классов (рабочий класс, буржуазия, учащиеся ВУЗов, люди пенсионного возраста и др.) психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология.
При разработке проблем этнической психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития — их возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэтому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об "этническом характере", а о "национальном характере", не об "этнической психологии", а о "национальной психологии", "национальных чувствах", "национальном самосознании", хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы (отсюда вывод: верно говорить "этнический менталитет", "этническое мышление", "этническая идентичность" - все это наболевшая обоюдоострая тема для нас казахстанцев, которой для разрешения необходимо просто ход времени, я думаю).
А теперь о нашем дрожайшем индивиде в контексте психологии этнической группы.
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе.
Вспомню замечательные слова симпатичного мне французского социального новатора Жака Фреско, насколько простые, настолько и поразительные: "Французы ведь не рождаются французами, немцы не рождаются немцами, британцы не рождаются британцами в культуральном смысле слова. Весь тот набор этнических особенностей он приобретает по мере воспитания".
А ведь правда: не паспорт определяет идентичность. Продолжая аналогию: ребенок немцев, будь он хоть самых чистых кровей, но воспитываясь и развиваясь в пределах французской этногруппы вырастет самым настоящим французов, как бы не хотели обратного родители и как бы себя не убеждали в обратном.
Можно также вспомнить примеры усыновления детей (с самых ранних лет), когда биологические родители ужасались полному отсутствию признаков родной "народности".
Это все еще раз напоминает как настоящим родителям, так и будущим, что Воспитание и как можно более близкое участие в становлении ребенка, как личности - самое важное.
Comments