философиякультура 3 мин на чтение март 28, 2017

Корни психологии в учениях натурфилософов Древней Греции

Картина Ж.-Л.Жерома «Фрина перед ареопагом», 1861 г.

Не устаю ловить себя на мысли (и озвучивать при возможности), что искренне влюблен в философию Древней Греции. Как много базовых открытий подарила миру самая развитая в те времена греческая культура в лице Пифагора, Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и многих других.

Нет, я не придерживаюсь на удивление распространенного мнения, что если бы не древние греки, то мы бы так и сидели без основных законов геометрии, алгебры, физики и богатого философского наследия. Не они - так другие. Но, думаю, что другие первооткрыватели пришли к своим выводам много позже, что, безусловно, замедлило бы прогресс невесть на сколько.

Есть еще одна интересное мнение о Древней Греции. Некоторые считают, что множество столь известных личностей жили очень сплоченно: близко географически и практиечески в одно время. Что в короткий промежуток в небольшом государстве произошел удивительный скачок искусства, образования, науки. И ввиду этого еще более восхищаются данным периодом. Не скрою, я и сам принадлежал к рядам таких удивленных.

Но на самом деле история развития древнегреческой культуры насчитывает более 10 веков! Более 1000 лет! В таком контексте уже не кажется удивительным факт наличия стольких выдающихся мужей.

Если прибегать к академической периодизации, то выделяют 3 этапа эволюции, к примеру, философских (и психологических соответственно) учений:

I. Зарождение и становление идей о душе (VII-IV вв. до н.э.).

II. Период классической греческий науки (III-II вв. до н. э.).

III. Период эллинизма (II в. до н. э. - III—IV вв. н. э.).

В VII-V вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического. В тот период ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика - носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Этот этап в развитии античной психологии существенно отличается от предыдущих, прежде всего своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним, над теоретическим размышлением. Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологии. Логика развития самой науки и логика развития общества привели к тому, что этические вопросы занимали все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.

Гетера Фрина, изображенная на иллюстрации - эталон женской красоты в Древней Греции IV в. до н.э.

Фрина была известной своей необыкновенной красотой афинской гетерой (куртизанкой), жившей в IV веке до нашей эры и натурщицей Праксителя и Апеллеса. Однажды Фрину обвинили в непристойном поведении и развращении афинской молодежи. Когда ее привели на суд, то защитник Фрины, знаменитый оратор Гиперид, который, если верить Афинею, был влюблен в гетеру, видя, что судьи склоняются к осуждению, неожиданно добился оправдательного приговора, велев женщине встать так, чтобы все ее хорошо видели, и разорвал на ней одежды, обнажив ее прекрасное тело. Собрание судей, ослепленных этим зрелищем, постановило считать ее невиновной: люди сочли, что такая красота, служащая Афродите, может быть дарована только богами.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.