Психотерапия в кино: "Жмот"
На днях посмотрел еще одну добрую французскую комедию ситуации "Жмот" с Дэни Буном в главной роли.
Как-то у меня спросили рекомендации по подобным комедиям и, кроме некоторых конкретных лент, я посоветовал к просмотру все фильмы с Дэни Буном и Кад Мерадом последних лет. Вот уж где мастерство кинематографа на стабильном уровне настолько, что можно не бояться обжечься. Пусть не все шедевры, но вы точно не будете разочарованы после просмотра.
Так и с фильмом "Жмот". В общем-то, смотрел я его от безысходности в поезде, но имя Буна служило гарантом заведомо. Синопсис фильма прост: отец главного героя Франсуа был безудержным консюмеристом и тратил деньги на всякую ерунду налево и направо. Жена, то есть мать Франсуа, была, разумеется, этим крайне не довольна, поэтому просила богов, чтобы ее сын стал в будущем совсем не таким.
Можно размышлять, в силу "родовой программы" ли, либо мать не только желала, но и воспитывала в экономном стиле сына, но Франсуа стал патологическим скрягой и замкнутым, но талантливым скрипачом.
Чтобы Вы оценили уровень его скупердяйства, следует сказать, что он не ездит на общественном транспорте (и своего не имеет), питается продуктами с просроченным сроком годности, не пользуется электричеством в квартире, а ужинает при свете уличной лампы, лучши которой падают в его комнату. Образ кажется комичным и, как всегда, карикатурно-утрированным, однако, хочу Вам сказать, что такие случаи расстройств вполне реальны и, скорее всего, характер, а также уловки экономии героя, построены как раз на известных клинических примерах, также, как Плюшкин Гоголя или вполне реальный Пол Гетти, в доме которого на самом деле стояли телефоны-автоматы, чтобы не платить за звонки гостей (это о нем недавно вышел фильм на реальных событиях Ридли Скотта "Все деньги мира", где он не хотел платить выкуп за внука похитителям).
Можно по-разному диагностировать подобное поведение. Иногда это действительно спрогрессировавшая детская #жадность и нежелание делиться, а иногда невозможность игнорировать навязчивые мысли о том, что можно поступить более экономно. Во втором случае это близко к обсессивно-компульсивному расстройству (#ОКР).
Ну вернемся к комедии. Конечно, такой стиль жизни не предполагает активных социальных взаимодействий. Должность в оркестре как нельзя лучше подходит - Франсуа безупречно играет свои партии и получает заслуженные деньги.
В фильме есть интересно обыгранная сцена, которая и сподвигла меня написать о нем. Франсуа лежит на кушетке и в стиле психоаналитических сессий говорит о своих переживаниях худощавому мужчине, сидящему сбоку от него, внимательно слушающему и тактично задающему уточняющие вопросы.
Все наталкивает на вывод о том, что Франсуа на приеме у психоаналитика. Но как? Почему? Это не подходит под его характер! Человек, который даже на общественном транспорте экономит, а холодную воду, которая сначала начинает бежать в душе использует для полива цветов, вдруг, ни с того, ни с сего, тратиться на психоаналитика? Может он бесплатный? В чем подвох?
Камера медленно отъезжает, позволяя нам лучше рассмотреть комнату. Тут мы начинаем замечать, что кушетка не предназначена для лежания, то есть вовсе кушеткой не является, скорее софой. Второй смущающий фактор - ярко красные стены. Уж какие Вы только не встретите у психотерапевтов в кабинете, но красные - цвета агрессии - в последнюю очередь. Чуть позже у аналитика звонит рабочий телефон и он, не больно расшаркиваясь в извинениях, в общем-то без зазрения отвечает, перебивая монолог Франсуа. Ну это, как понимаете, уже совершенное непотребство для профессионального терапевта.
Лишь только после этого нам дают понять, что Франсуа не на приеме у психотерапевта, а в кабинете своего бухгалтера, который ведет его финансовые дела, попутно используя последнего как психоаналитика для изливания своих переживаний ввиду мягкости характера и подчиненного положения.
Ну что, пусть это не очередной фильм, где главный герой имеет личного психоаналитика, посредством чего нам передают типичность подобных отношений для европейского среднего класса, однако, мы получили явную аллюзию, что также не менее интересно. То есть даже когда главный герой не вписывается характером в качестве анализанта, что очень свойственно французам, его вписывают опосредованно, ибоперсонажа необходимо сделать наиболее близким и человечным, а личная психотерапия очень свойственно французам.
Конечно же, характер Франсуа получает развитие и частичную метаморфозу, ведь французы умеют писать сценарии. Сюжет, не без сюрпризов и меланхолии, совершает поворот. Что мне нравится, герой не банально вдруг решает расстаться с деньгами во имя любви. Нет, все изящнее. Ему потребуется отдать нечто большее ради кое-чего большего, чем простая платоническая любовь.
Ну, не буду спойлерить. Да даже дыра с мексиканскими детьми закрывается вполне бескровно для логики сюжета.
В итоге мы получаем добрый, понятный, наивный фильм с грустью и счастьем для каждого. За что, в общем-то, и любишь французские комедии. Прямо сейчас Дэни Бун играет в классике жанра и вписывает себя в историю. ЗдОрово.
Comments