психотерапияпсихоанализфилософия 29 мин на чтение июль 19, 2021

Границы внешние и внутренние - почему так важен сеттинг психотерапии

От себя:

Я всегда много писал с тех пор, как научился. У меня как-то сразу появилась эта потребность творить словом и выражать себя на бумаге. С 18 лет я стал писать систематически и изучение философии позволило мне не топтаться на месте, раздвигая границы понимаемого непосредственно в процессе писания, которое позволяет мыслить заземленно и качественно глубже.

Никогда не писал дежурно и каждая статья рождена с ощущением напряжения мысли. Каждой я доволен, в каждой делал для себя открытия, с каждой я чувствовал рост.

Но данная статья, на мой взгляд, лучшая из всех, что были написаны ранее. Дело не в оригинальности (ничего особо инновационного я не привношу, приводя известные взгляды, факты и теории), но в том, как в итоге столь многое, чем я увлекался и что узнал в течение жизни, взаимоувязалось и гармонично выстроилось в этом материале. По-крайней мере по моим ощущениям. Да и субъективное чувство удовлетворения по окончанию самое наивысшее. Так, что я даже решил и это изложить во вступлении.


Введение. Непреходящая актуальность темы границ

Тема границ одна из самых важнейших в жизни человека. Все психологические расстройства можно и нужно рассматривать с точки зрения границ. Там, где имеется некая аномалия в характере - там некогда имело место нарушение границ. Текущее состояние психики - это история развития индивида и его взаимоотноотношений с окружающим миром (включая Других). Насколько качественным и функциональным являлись взаимоотношения характеризует именно соблюдение баланса границ изначально во внешнем аспекте, позже во внутреннем.

Авторитарные тревожные матери характеризуются тем, что в взаимоотношениях с детьми невольно и постоянно нарушают личные границы юного субъекта (здесь и далее вместо понятия "ребенок" я буду использовать более корректное, на мой взгляд, понятие "юный субъект" согласно идеям детского психоаналитика Франсуазы Дольто, чьи воззрения на психическое развитие и устройство мне очень близки). Их неспособность справляться со страхом за него стимулирует вторгаться в его мир и, тем самым, сужАть пространство жизни. И эта неспособность матерей контейнировать свою тревогу - унаследованная, чаще всего. То есть, нарушение границ со мной приводит к тому, что и Я в дальнейшем также нарушаю границы с Другим.

Попустительские депрессивные матери также негативно влияют на границы. Нестабильность процедур, отстраненность, эмоциональная холодность демонстрирует размытость ее внутренних границ, хаотичность состояния, которые передаются юному субъекту и складывают чувство неопределенности сильнее обычного.

Строгие и жестокие правила без личного пространства вредны также, как и отсутствие правил с отсутствием собственной ответственности. Родитель не имеет права отстраняться от воспитания, как не имеет права и переусердствовать и, буквально, программировать складывающуюся личность юного субъекта.

Это все только вступление и написано для подчеркивания важности темы, чтобы Вам легче было прочесть всю эту объемную статью. А прочесть ее я бы рекомендовал всем и, более того, периодически перечитывать. Потому, что только сейчас теме границ, более менее, начинают уделять должное внимание в обществе, но и то, далеко не везде и не во всем, понимая их слишком узко.

Большинство из нас росло в мире и отношениях, в которых границы нарушались постоянно и, что скорбно, многое из этого и считалось нормой. Именно поэтому в нашем обществе психические расстройства и психическая нестабильность столь распространены.

Интуитивно люди чувствуют важность границ и именно в виду этого чувствования специалисты всевозможных направлений от врачей, тренеров, диетологов, до коучей, менторов и религиозных служителей - рекомендуют в первую очередь наладить режим дня и питания.

Но бОльшая часть людей не переводят чувствование важности границ в осознанное пониманиеи, в результате, недооценивают практическую реализацию отношения к границам и не улучшают свое психическое состояние.

Чем больше я изучаю концепции психотерапии и практикую, тем все больше убеждаюсь в том, что мало какая другая тема может быть более значимой, несмотря на обманчивую поверхностную простоту. Буквально все в нашем мире - о границах и на границах. Писать по этой теме можно бесконечно огромными томами. Я считаю, что изучение границ заслуживает выделения в отдельную психолого-психотерапевтическую науку, как, например, эпистемология в философии.

Я бы назвал это направление дивортологией от латинского divortuim имеющего следующие значения:

1) точка расхождения, раздвоения; распутье;
2) разногласие;
3) граница, рубеж;
4) расторжение, разрыв ; расторжение брака, развод.

Именно это латинское понятие очень точно передает философскую суть границ и, как следствие, психологическую. Далее я раскрою почему.

Итак, в этой статье я все же попытаюсь емко передать основные аргументы в пользу важности границ и расширить их понимание для читателя. Собираю я их уже давно и хочу поблагодарить всех коллег из нашего сообщества кляйнианских психоаналитиков, онлайн-интервизий, очных чтений, а также коллег с форума b17 за обсуждение темы границ и сеттинга.

Начну я издалека настолько, насколько это вообще возможно.


Часть 1. Границы - основа основ

Большинство концепций мироздания от примитивных космогонический идей до сложных мифологических и мистических (египетских, греческих, римских) до религиозных (буддизм, иудаизм) используют идею некоего первородного вещества называемого в мифологии "Мировой океан" (в широком смысле), а в философии египтян "изначальные воды". В некоторых концепциях появляются другие стихии, но вода используется в культурах чаще в силу состава поверхности нашей планеты, в частности превалирования гидросферы, определяющей нашу жизнь и, возможно зародившей ее, кстати, в первичном бульоне (а это уже согласно биологической теории). Также вода нам близка по онтологии развития человека - развитие эмбриона происходит во внутриутробных водах.

Вернемся к началу. Как пребывающее в хаотическом движении первовещество Мировой океан находится везде, он безграничен, не упорядочен, не организован, аморфен, безвиден, опасен, ужасен.

А затем из этого всё и одновременно ничто, довременного хаоса, образуется уже не-что, путем отделения от ни-что. Чтобы что-то создать, нужно его от чего-то отделить. Абсолютное не-пространство безгранично и, потому, не-бытийно.

Поэтому, чтобы оно стало бытийным, каким мы его мыслим и проживаем - оно должно стать не абсолютным, то есть, обрести в некоей своей части границы.

Так во множестве мифов появляется космос, звезды, боги, непосредственно наш мир с его системностью, бессистемностью и рефлексирующим эту разницу разумом человека.

Абсолют, первовещество, изначальный хаос - не познаваем. Чтобы что-то познать, нужно что-то выделить в нем, то есть определить для чего-то некие границы.

Так в древнегреческой философии появляется важнейшее для человечества понятие логос(logos) - слово, мысль, смысл, понятие, причина.

Это то, что нам позволяет в построении собственного восприятия мира выделять из ни-что не-что. То есть из всего мирового хаоса выделять объекты и познавать их, структурируя шум сенсорных данных в некий внутренний образ мира, в котором можно ориентироваться, планировать, избирательно двигаться, действовать улучшая свою адаптацию, согласно моей любимой культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.

Греки стали концептуализировать первые науки и поэтому сегодня многие их названия заканчиваются на "-логия", в том числе и наши психология с социологией.

Не зря ведь первая строка Нового Завета Евангелия от Иоанна гласит:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Все по традиции более ранних дорелигиозных концепций: Бог - есть первое слово, первое понятие, первое, что выделилось из ни-что в не-что. Первый объект с границами в абсолютном безграничном хаосе, который заложил основу самого бытия.

Такой же паттерн прослеживается при изучении чего угодно с самых основ. Например, сегодняшняя космологическая теория Большого взрыва, как одна из самых популярных концепций о происхождении Вселенной.

Напомню, что согласно данной теории все сущее возникло 13,799 ± 0,021 млрд лет назад из сингулярности - точки, характеризующейся бесконечной плотностью и температурой вещества. Бесконечно малая и бесконечно горячая.

Однако, если Вы при этом представите некую натуралистическую точку в пустом пространстве космоса, то ошибетесь. Ибо за этой точкой не могло быть никакого "где" и "когда", то есть до Большого взрыва не было ни пространства, ни времени, но только Мировой океан, Абсолют, Первичная беспредельная стихия. Да и взрыва-то, по сути, никакого не было, ибо взрыв тоже может произойти в некоем пространстве. Вселенная же мгновенно расширилась, и создала физические измерения и их законы, создав, тем самым, и свою интенциональность, неоднородность, разграниченность.

То есть, сингулярность - это и есть Логос. Первое не-что в ни-что. И уже из точки сингулярности появилась вся Вселенная, ограничив себя от прочего беспредельного и непознаваемого хаоса. Вселенная же не хаотична, бытийна и познаваема благодаря определяемым и стабильным законам задающим изначальные границы существования материи и энергии, которые теперь изучают естественные науки, в частности физика элементарных частиц и астрофизика.

Теории насчет будущего также разрабатываются. И самая вероятная на данный момент - тепловая смерть. Вселенная постоянно расширяется и стремится к состоянию максимальной энтропии - то есть рассеять заключенную в ней энергию на максимально возможное пространство. И если допускать, что границ никаких нет (а пока всё указывает на это), то постепенно распадутся все галактические нити, все комплексы скоплений галактик, все галактики, все системы, все звезды, все молекулы, атомные и субатомные частицы - тогда Вселенная обретет полный покой, сольется с Абсолютом и, на мой взгляд, утратит границы, отождествившись с ним.

Хотя есть обратная теория сжатия и схлопывания в сингулярность (экранизирована в шедевральном "Господине Никто"), и еще более занятная идея мультивселенной, согласно которой наша лишь одна из множества. В конце концов, идея ирреальности нашего мира, как компьютерной симуляции (тоже весьма вероятная).

Само научное познание существует благодаря некой стабильности границ и возможности их осмыслить. Выделению нечто из неизвестного и пугающего хаоса, что можно изучить и прогнозировать. Именно прогнозируемость изучаемых явлений характеризует научное познание. Если прогнозируемость отсутствует (эзотерические и мистические учения), значит предположение ошибочно.

Любое исследование строится либо на изначальной гипотезе, либо к гипотезе приходит в конце - то есть, к отграничению из хаоса некоего явления или объекта. Именно подтверждение закономерности, иначе постоянство границ, позволяет нам развиваться.

Иными словами, ученые-исследователи пытаются познать постоянство границ явления/объекта или закономерности их изменений (что также можно понимать как некое постоянство).

Таким образом можно заключить следующее (выводы исключительно мои):

Наличие границ - залог бытия.
Их постоянство - залог жизни.
Их разумение - залог развития.

И все это также безусловно применимо к индивидуальному человеческому развитию с точки зрения любой науки, хоть биологии, хоть антропологии, хоть культурологии, хоть психологии, хоть психотерапии.


Часть 2. Определение и понимание границ

Теме границ не уделяют должное внимание не только в обществе, но и даже в самой науке психологии и даже в патопсихологии. Гораздо больше исследований проводится по теме стрессов, расстройств, депрессии и их последствий. Хотя то, как человек справляется, например, с теми же стрессами, и почему один легче их переносит, а другой тяжелее - напрямую зависит от крепости внутренних границ психического аппарата.

Это я к тому, что психологическое понятие границ личности слишком узкое. Звучит оно так:

Психологические границы человекаосознанноеотделение собственного «Я» от других и его пределы.
Границы определяют человека, его возможности, желания, ощущения и отношения с другими людьми. Если к физическим границам человека относится его тело, то к психологическим — пространство и ощущения, отделяющие его от других людей.

Кроме упрощения понятия границ здесь еще присутствует редукция функциональности посредством атрибуции к сознанию. Якобы границы это только то, что человек осознает и сознательно выстраивает. И с этой точки зрения все просто, конечно. Вот Я, мое тело, мои принципы, вот мои границы, вот настолько они простираются, Я могу их поставить здесь, могу там. У Другого также.

Возьмем второе обще-психологическое определение.

Границы личности – это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от мира внешнего.
Человек обладает физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными (горизонтальными и вертикальными) интимно-личностными границами. Вторжение в любые из них без согласия или разрешения воспринимается личностью как проникновение в ее внутренний мир, насилие. Все границы формируются последовательно, от рождения и до совершеннолетия. Момент жизни, когда заканчивается формирование границ, отделяет период детства от периода взрослости и в архаичных культурах сопровождается ритуалом инициации.

В обоих случаях человека представляют целостным монолитным субъектом и проводят раздел только с внешним миром. То есть, в психологии игнорируется интерсубъективная структура психики.

Дело в том, что не только физические границы определяют наше пространство при непосредственном контакте от физического пространства Другого. Не только ментальные границы определяют Я в межличностном взаимодействии от Я Другого. Но имеются границы между внутренними объектами психики: из самости выделяются Я и внутренние объекты (Супер-Эго, Сверх-Я, Я-Идеал, совесть, интроекты образов значимых Других). Внутренние объекты всегда находятся отношениях, либо в борьбе против отношений (что все равно в ином смысле отношения).

Взаимодействие внутренних объектов и определяет психическую жизнь и функционирование человека, то есть, по сути, внутренние отношения определяют ... всё.

Эти границы задают априори отношение ко всем феноменам реальным и фантазийным, сознательным и бессознательным, рациональным и аффективным.

Вся разница характеров, которую мы наблюдаем от степени тревожности/агрессивности, активности/пассивности, дивергентности/конвергентности, импульсивности/саморегуляции и т.д. По каким основаниям бы мы не склоняли психику человека мы в любом случае коснемся вопроса границ и их положения и состояния.

И вот как раз эту всю глубину границ, начиная с их формирования с досознательного периода (и даже с пренатального) до функционирования, влияния и возможности их изменений - начал когда-то исследовать Фрейд, позже другие психоаналитики, затем другие направления психодинамической теории личности, (теория, подразумевающая, что психика неоднородна и между объектами есть отношения, то есть, границы), которая стала называться также глубинной психологией, а теперь и многие направления психотерапии.


Часть 3. Границы в индивидуальном развитии

Наш мир изначально достаточно строго регламентирован гелио- и геосистемами, а наше тело биохимией, биоритмами.

Человек изначально - это не-что из ни-что. Отграниченные из ни-что атомы и молекулы, образующие клетки сперматозоида и яйцеклетки, слитые в гамету.
Человек в результате - это комплекс функциональных систем.
Психика - это высший эффект эмерджентности функциональных систем, возникших в процессе эволюции.
Сознание - это высший эффект эмерджентности системы психических функций.

И на физическом и на психическом уровне юный субъект формируется из безграничного абсолюта и процесс его развития, как мы теперь можем заключить, состоит в чувствовании, исследовании и адаптации к границам.

На доклеточном уровне будущий плод не отграничен от всей Вселенной состоящей из таких же атомов и пространства между ними (имею в виду те атомы, из которых состоят отдельно сперматозоид отца и яйцеклетка матери, а также два набора хромосом).

На клеточном уровне и внутриутробном развитии он не отграничен от матери - они, суть, единый организм. Тело-пространство матери, на данном этапе, для зародыша точка сингулярности весь мир, вся Вселенная, с которой он слит и не отделим. Хоть и формируются его физические границы - его тело - они еще не его, т.к. нет никакого Я.

Уже в утробе появляются собственные органы чувств и первый собственный сенсорный опыт и реакции, что является первым свидетельством формирования психики, но еще не Я, и даже не самости, чего уж говорить о сознании. В утробе плод в оптимальном гомеостазе, в условных тепле, уюте и сытости.

На данном этапе психика юного субъекта в Мировом Океане, первовеществе, в точке сингулярности - она уже отделена от Абсолюта (т.к. мать уже задает некие границы и отделена от прочего пространства), но сама по себе однородна с точки зрения плода.

Факт рождения, как исхода из утробы, или, если быть точнее, выталкивания, становится тяжелейшей травмой и его можно сравнить с мгновенным расширением Вселенной. Прежние сравнительно малые физические границы раздвигаются до бесконечности и новорожденный соприкасается  с миром непосредственно своими границами - телом, в частности, кожей и легкими. Теперь он отдельный объект, но только физически и, опять же, с точки зрения Другого, как наблюдателя. С точки зрения

Психического рождения еще не произошло. Никакого Я еще по-прежнему нет, хотя психический аппарат уже определен границами физиологии и нейропроцессов.

Для психики юного субъекта пока всё едино. Понять это также сложно, как представить, что за пределами Вселенной нет ничего, даже пустоты. Часто используется объяснение, что юный субъект чувствует так, будто весь мир это и есть Я, но это, опять же, редукция. Для того, чтобы почувствовать весь мир, как Я, должно быть изначально Я, то есть, должна быть граница между Я и не-Я, а этот этап лишь впереди. Поэтому, я буду использовать понятие "прото-Я".

Изначально есть просто всеединое психическое пространство, которое Юнг назвал самостью. У самости уже есть законы и ощущения, но в нем нет никаких объектов, то есть, нет границ, выделяющих эти законы и ощущения.

И вот тут-то начинается самое интересное. Как, собственно, из безграничного абсолюта и первородного психического бульона возникает нечто сопоставимое по сложности с породившей его Вселенной - человеческое сознание.

Платон утверждал из идеи абсолюта, что знание есть припоминание того, что было до рождения человека.

Прежде чем начать видеть, слышать и вообще чувствовать, мы должны были каким-то образом узнать о равном самом по себе.

То есть, юный субъект должен каким-то образом познать границы, чтобы отграничить Я от мира. Для этого ему необходимо почувствовать границы мира и своего тела. Но как?

Многие аналитики считают, что необходима только грудь, как первичный объект, с которым начинает взаимодействовать рот юного субъекта.

Но я считаю, что грудь необходимое условие, но не достаточное. Второе необходимое условие - закон, правило, систематичность. То есть, постоянство появления груди и ее функциональность. Именно благодаря закономерности возможно различить границы объекта и/или явления.

Здесь-то как раз задействуются свойства нашей биологической анатомо-физиологической платформы - биохимия и биоритмы. Они определяют потребности и фундаментально значимое чувство голода (по чувству голода я даже хотел писать диссертацию). Именно потребность в еде определяет первичную фрустрацию и закладывают важнейшее сомнение, что прото-Я не является самодостаточным, самость неполноценная, раз это чувство дефицита возникает. Видимо, есть некие границы, и за этими границами есть нечто - таинственный Другой Объект, который может удовлетворить потребность. Теперь в самости, благодаря этому, зарождается Другой Объект.

Голод определяет фрустрацию. Фрустрация не выносима, юный субъект начинает плакать, сигнализируя о своих ощущениях. И грудь появляется. Пусть не сразу, но появляется. Поначалу она считается частью самости, согласно бритве Оккама, ведь идея того, что грудь появляется из-за "моего" чувства голода (а не потому, что мать услышала) более простая и близкая. Это называют идеей первичного Всемогущества или первичного нарциссизма. Раз вся Вселенная прото-Я, а прото-Я есть вся Вселенная, то значит и грудь для себя создает тоже прото-Я.

Теперь самое сложное. Если грудь будет появляться абсолютно хаотично, без закономерности, то Я не выделится из самости юного субъекта, т.к. невозможно установить границы того, что постоянно меняется.

И если грудь будет появляться абсолютно идеально (тут дело не в часах, а в абсолютно точном знании биоритмов и ощущении чувства голода юного субъекта, которое гораздо сложнее, чем часы, ведь на пищеварительную систему влияет множество факторов, как и на состояние юного субъекта и на усвоение им молока, сжигание калорий, кроме этого есть и факторы питательности молока матери, на которые влияет разнообразные факторы ее жизни), что практически невозможно, то сознание также не выделится из самости, застряв на концепции Всемогущества и идеального слияния.

Именно тот факт, что грудь появляется, но не безсистемно, но и не идеально - постепенно входит в резонанс с биологическими и нейрофизиологическими системами и позволяет выделить первые границы Груди. Юный субъект как бы догадывается из-за фрустраций, что не Всемогущ. Его первичный нарциссизм впервые кастрируется и он начинает чувствовать Грудь, как Другой Объект. Это и есть начало рождения Вселенной под названием Со-знание.

Иными словами, перефразируя Евангелие, можно сказать, что

В начале была Грудь, и Грудь была у Бога, и Грудь была Бог.

И только от концепции Груди, можно сказать, об концепцию Груди, отграничивается иное пространство, которое начинает идентифицироваться с, собственно, Я. Проще говоря, изначально Я - это всё, что не-Грудь, ибо поле сознания есть пока один объект, не включенный в остальной Абсолют - Грудь.

В данном случае Грудь - это точка сингулярности для Я юного субъекта.

Далее через взаимодействие грудью со ртом и пищеварительной системой, возникают первые отношения, которые подробно исследовала Мелани Кляйн, развивая свою теорию объектных отношений.

Качественный уход за юным субъектом на данном этапе фундаментально важен. Границы в данных отношениях решают психическую жизнь будущего Я юного субъекта, структуру и особенности его характера, его судьбу.

Что мы относим к границам? Закономерность, постоянство, стабильность как кормления, так и выполнения функции контейнирования в целом. Если мать или кормящий субъект (лицо, обеспечивающее уход) не соблюдает границы, а также не принимает чувства юного субъекта, то это имеет прямое влияние на то, оформится ли и насколько своевременно в самости объект Другого и какого он будет характера: игнорирующий, преследующий, принимающий. Каким будет тип привязанности согласно теории Дж. Боулби. Именно в отношениях с этим объектом будет находиться позже (в течение всей жизни) Я. И если внутренний объект преследующий, то Я будет чувствовать себя соответствующе, что в функционировании выражается от легкой непреходящей тревоги до тяжелой паранойи, панических атак, сильной шизоидности.

Границы важны всегда. Их не только важно соблюдать в первые месяцы жизни юного субъекта, но и поддерживать на протяжении формирования его идентичности, до стадии зеркала по Лакану, после нее, во время конституирования сознания в поле речи Другого и вплоть до завершения пубертатного возраста.

Взросление обеспечивается различением границ объектов. Это, в свою очередь, определяется их постоянством (одно и то же место сна, знакомые запахи, один стиль прикосновений, знакомые голоса) с малозначительным расширением разнообразия. Объекты интроецируются, что позволяет расширять границы внутреннего мира и личные границы Я также становятся шире: необходимо защищенное личное пространство, стабильность отношений воспитывающих лиц, защищенность физических и моральных границ (отсутствие физического и психологического насилия) и т.д.

Всё это границы и всё это определяет качество развития, психическое здоровье и, в конце концов, гармоничность.

В общем, правильным является лишь один вариант. А неправильных - с каким-либо нарушением границ (например, развод родителей) - масса. Что и определяет акцентуации характеров, особенности невротичности и патологические предпосылки.

Важно понимать, что сначала юному субъекту, как невинному чистейшему существу из Абсолюта необходимо дать четкую систему и спокойствие - крепкие границы. Он это впитает с молоком матери и посредством молока матери в прямом и переносном смысле (интроекция, интериоризация), а позже, благодаря этому, он уже сам себя сможет успокоить и дать себе систему.

Поэтому первым и признаком, и следствием тревожности в характере являются - неспособность соблюдать границы в своей жизни и, в особенности, в отношениях с другими.

Дети протестуют против границ, но в то же время нуждаются в них.

Сбитый, нестабильный, плавающий режим в жизнедеятельности не только признак значительной силы внутреннего конфликта, но и создание благоприятной почвы для его дальнейшей эскалации, то есть, усиления диссоциации.

Отсутствие крепких границ во Внутреннем мире не позволяют Я чувствовать себя безопасно. Любые аффекты, чувства, эмоции могут ворваться в область Я и править бал. Отсюда и появляется импульсивность, аффективность, эмоциональная неустойчивость. Я просто не способно себя защитить, ибо его не научили этому, у Я не было такого опыта. Его наоборот научили тому, что всё нестабильно должно быть.

Собственно, все психологические проблемы зиждутся на проблемах внутренних границ между Я и Внутренним объектом (Супер-Эго и проч.). И чтобы решить эти проблемы, необходимо реформировать Внутренние отношения новым, более гармоничным, менее авторитарным, образом. Иными словами, переопределить границы между Я и Внутренним Объектом.

Дело в том, что Внутренний Объект имеет свойство оставаться константным. Он всегда проецируется в реальность и определяет наши ожидания. Т.к. реальность очень многогранна, то мы всегда можем обнаружить аргументы в пользу наших ожиданий, не критикуя интерсубъективные защиты, но критикуя реальность.

Если мы ожидаем, что нас рано или поздно атакуют, то эту атаку мы увидим в критическом замечании. Если мы ожидаем найти совращение в действиях Другого, то мы обнаружим такую интенцию в комплименте. Если мы ожидаем встретиться с безразличием, то в условностях жизни и в личных границах реального Другого мы почувствуем именно это.

То есть, сначала юному субъекту закладывается определенное чувствование Другого, а затем по этой матрице он уже вынужден воспринимать мир. Такова работа опыта и функция психических защит.


Часть 4. Значение границ и сеттинга в психотерапии

И чтобы изменить эту устоявшуюся структуру необходимы качественно иные отношения, отличные от повседневного формата. Именно такие и организуют психотерапевты психодинамической ветки психотерапии (и не только, но в основном). Не исчерпывающий список:

- классический психоанализ З. Фрейда;
- аналитическая психология К.Г. Юнга;
- индивидуальная психологию А. Адлера;
- эго-психология Анны Фрейд;
- психология самости Хайнца Хартманна;
- психоаналитическая теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрнбейрн;
- интерперсональная психология Г.С. Салливана,
- структурный психоанализ Жака Лакана,
- групповой психоанализ А.Адлер, Т.Барроу. Р.Дрейкурс, Э.Лазелл, Дж.Морено, К.Оберндорф, Л.Уэндер, П.Шильдер мн.др.
- гештальт-психология;
- перенос-ориентированная психотерапия;
- психодинамическая психотерапия;
- психосинтез.

Как Вы понимаете, с учетом всего вышеизложенного, в терапии первоочередное значение имеют границы. Если у терапии не будет границ, то сколько-нибудь значимого характерологического изменения невозможно добиться. То, что пациенты могут считать не значительным, для психотерапевта имеет гораздо более глубинное значение. Отношение к границам является непременным элементом анализа.

Совокупность границ называют сеттингом.

Сеттинг - это необходимые условия и ограничения, согласно которым проводится психотерапия.

К таковым относятся:

  1. Время — дни недели, даты,      время суток, периодичность (частота) и длительность сеансов.
  2. Место — комплексное      понятие, определяющее территориальное местоположение, внутренний интерьер      и расстановку мебели, расположение клиента и психолога относительно друг      друга (лицом к лицу, на кушетке спиной к психотерапевту), положение      клиента в процессе консультации (сидя, полулёжа, лёжа) и др. При      онлайн-консультировании сюда же относятся программа, посредством которой      обеспечивается связь, устройства (компьютер, смартфон, наушники) и их      настройки (включая ракурс камеры).
  3. Оплата — размер, способ и      периодичность оплаты услуг психотерапевта.
  4. Особенности взаимодействия      аналитика и анализанта: возможна ли связь между сессиями, при каких      условиях, вопросы прикосновений, рукопожатий, подарков и т.д. Сегодня сюда      же можно отнести и непрямое взаимодействие в интернете, в социальных сетях      (открытость профилей терапевта для анализанта, возможность комментировать      контент и т.д.).

Теперь же давайте поговорим о том, ради чего, собственно, и задумывалась статья: о значении сеттинга (границ) в психотерапии. Далее будет серия подглав с названием "Следует понимать".


Следует понимать 1. Сеттинг - инструмент психотерапии.

Театр начинается с вешалки. Терапия начинается с сеттинга.

Любая психотерапия работает с динамикой. Динамику лучше всего наблюдать на фоне статики, относительно некоторой фиксированной точки, которой и является сеттинг. Это не прихоть психотерапевта, это методология.

Сеттинг определяется индивидуально и совместно с пациентом, но не авторитарно диктуется. После определения оба участника должны прикладывать со своей стороны усилия по его соблюдению по мере возможностей.

Постоянство границ важно не только для удобства планирования практики терапевтом, как думают некоторые. Постоянство обеспечивает безопасность Я в отношениях с Внутренним объектом во время терапии.

Поясню. Процесс терапии сложный и далеко не всегда мирный и дружелюбный. Зачастую, как раз-таки, наоборот. Пациент переполнен тревогой и агрессией, и постепенно они разворачиваются и в терапевтических отношениях.

При плавающем сеттинге каждое расставание на неопределенный срок после неоднозначных сессий будет усиливать тревогу оставления, провоцировать защиты на радикальные меры, передавать штурвал терапевтического процесса бессознательным аффектам. У пациента не будет уверенности примет ли его терапевт после произошедшего на сессии. Более того, нестабильность сеттинга может оказывать влияние (цензурирующее) на поведение пациента во время сессий, стимулируя его отказываться от выражения тех чувств, которые, как бы, могут разрушить терапевта.

В противоположность этому константность сеттинга постепенно приносит безопасность и пациент чувствует, что чтобы ни произошло на сессии - они встретятся на следующей в точно известное время и день. Это крайне важно. Доверие бесценно.

Родитель ведь не договаривается с юным субъектом о том, когда он его любит, а когда нет. Любовь должна быть безусловной. Когда воспитываемый чувствует родителя тем, кто то любит, то не любит, то ждет, то не ждет - тогда и формируются неврозы.

Опыт восстановления отношений после любых потрясений является терапевтизирующим. Можно сказать так:

Сеттинг = стабильность присутствия терапевта там, где пациент его оставил в прошлый раз и возможность взаимодействовать с ним в то же время.

Но, опять же, четкость сеттинга не означает, что терапевт слеп и глух в отношении каких-либо форс-мажорных обстоятельств. На бумаге звучит все жестко, на деле психоанализ очень пациент-ориентированный, охранительный и бережный. Хороший родитель - заботливый и умеющий защищать порядок ради пользы для вызревания характера юного субъекта.

И опять хочется подчеркнуть: совместно определенный сеттинг - это совместно определенный сеттинг. Два взрослых вместе договариваются об условиях. Никто никого не принуждает по факту. Затем каждый, в оговоренное время приходит в оговоренное место.

Сеттинг - это не принуждение, но реализация свободной воли пациента.

Но сеттинг может чувствоваться, как принуждение изначально и это уже симптоматично и будет отыгрываться в терапии постепенно. Если у пациента жестокое Супер-Эго, то оно будет спроецировано на терапевта априори. Он до прихода в кабинет уже почувствует терапевта гораздо более значимым, авторитетным, главным, требовательным и проч. Тогда и договоренность, по чувствованию пациента, не чувствуется договоренностью, но вынужденным подстраиванием, даже при фактическом совместном обсуждении. И тогда соблюдение сеттинга - это неприятное обязательство, которое внутренне чувствуется, как принуждение. И это тоже иллюстрация и выведение на осознанную поверхность отношений между Я и Внутренним объектом, которые и есть предмет исследования и коррекции.

Короче говоря, сеттинг и отношение к совместно определенным границам - это значимый пласт материала для исследований. Сопротивление сеттингу - это уже само по себе проявление динамики.


Следует понимать 2. Сеттинг и есть терапия.

Сеттинг - это не просто условия терапии, незначительные договоренности, неважные правила. Сеттинг - это и есть терапия. Но терапия больше, чем сеттинг.

В работе "О терапевтическом эффекте сеттинга" В.А. Осипов писал: «… любое нарушение сеттинга пациентом не является случайным, а есть продолжение глубинных бессознательных проблем пациента, которые необходимо анализировать, а также то обстоятельство, что для пациентов [...] установление сеттинга несет в себе ярко выраженный терапевтический эффект».

Не может юный субъект чувствовать себя спокойным, если не чувствует уверенности в получении ухода за собой, то есть, если не чувствует границ, их постоянства, стабильности.

Справедливо и обратное: не могут отношения быть качественными и терапевтичными, если они непостоянны и подвержены тревоге. Тревога в любом случае начинает отыгрываться на границах и никакой метод терапии без четких и постоянных границ не сможет с ней справиться. Пациенты с повышенной тревожностью ломают сеттинг, терапию, себя и самого терапевта.

Для таких пациентов значительный эффект приносит развитие навыка посещать сессии регулярно и справляться с тревогой поглощения, от которой они бессознательно стремятся защититься и которая также бессознательно чувствуется ими, как вполне реальная. Но только удерживая стабильность отношений можно донести до глубинного уровня, что Другой в этих отношениях, как и во многих прочих в жизни - не является поглощающим. Именно эта тревога от близости отношений и мешает быть им в стабильных не контролирующих и не созависимых отношениях в принципе.

То есть, большая часть тревожности архаичная, неактуальная, дисфункциональная. Более вредящая, чем защищающая. Она защищает только от иллюзии и этим самым поддерживает эту иллюзию. "Я никогда не открою старый шкаф в котором с детства монстр". Многие пациенты и сами рационально понимают безосновательность и неуместность своих страхов, но на чувственную сферу это понимание не влияет. Страх все равно присутствует. Ибо понимание не меняет отношения с Внутренним объектом. Отношения эти могут поменять лишь отношения с Другим, то есть, с терапевтом. Но они пугающие здесь и сейчас. Однако, этот порочный круг необходимо разрывать, оставаясь в отношениях несмотря на сомнения, дискомфорт, недовольства и прочие формы, которые страх может принять.


Следует понимать 3. Терапия проходит на границах

Характер пациента в его текущей итерации, привык к некоему стилю взаимодействия с Другим. Терапевт также является Другим, вследствие чего становится экраном для проекций ожиданий со всеми особенностями границ. Пациент бессознательно начинает устанавливать такие границы, к которым  его приучили и к которым он привык.

Защита границ терапии и собственных терапевтом может восприниматься с одной стороны, как холодность и безразличие, особенно для пациентов с истероидной акцентуацией, у которых преимущественный способ защиты от тревог - слияние с Другим. Для шизоидных и параноидных четкие границы поначалу наоборот могут радовать. Однако, постепенно, по мере того, как терапевт становится в восприятии более безопасным, ощущается как защищающий и заботящийся, то все пациенты, как правило, испытывают желание проводить с терапевтом, тем или иным способом, больше времени, чем отведено сеттингом.

Объясняется это именно дефицитом стабильных качественных отношений. Опыт общения с принимающим и не нарушающим границы Другим становится ценным, и, что парадоксально, стимулирует пациентов бессознательно нарушать границы, разрушая терапевтичность отношений, уничтожая ценность. Если юному субъекту дать волю кусать грудь и никак его не останавливать, не давать понять о боли, которую он причиняет, то он будет продолжать это делать. Задача терапевта также защищать границы обеспечивая стабильность отношений и показывая на своем примере как можно защищать Я от атак Супер-Эго и Другого.


Следует понимать 4. Жесткость сеттинга незаменима

Только четкие и стабильные границы сеттинга могут обеспечить наиболее экологичные и охранительные терапевтические отношения. Жесткость сеттинга в том, что он неизменен моментально и не изменен по незначительным поводам.

Изменения желательно применять лишь после достаточного разностороннего обсуждения (исследования) причин их побудивших. Терапевт и о своем отпуске должен также заранее сообщать, ибо это напрямую касается сеттинга. Для терапевта жесткость сеттинга является серьезным предъявлением к профессионализму на возможность соблюдать ограничения, которые накладывает практическая деятельность. На протяжении месяцев и лет терапевт должен быть надежным и постоянным для пациента в одно и то же время и в одном и том же месте. Аналитик свою жизнь выстраивает под созданный с пациентом сеттинг.

В реальной жизни нет аналогов аналитическим отношениям.

Более-менее близки к этому исповедь духовным служителям или беседа в религиозном контексте. Но это лишь в части всепринятия.

С одной стороны аналитические отношения приближаются к детско-родительским, в которых аналитик играет роль достаточно хорошей матери.
Такое отношение Другого для анализанта очень ценно и может вызывать зависимость, соответственно и интенсифицировать страхи поглощения, либо утраты объекта. Поэтому-то и строгий сеттинг, которого аналитик также придерживается, дает чувство безопасности и анализанту. И именно поэтому, с другой стороны, аналитик представляет собой Адекватного Взрослого, но не Идеальную Мать, которую каждый хотел бы обрести, но никто уже никогда не обретет и эту суровую реальность весьма сложно принять и от нее-то человеку свойственно защищаться. Жесткость сеттинга проводит границу между иллюзией Идеальной Матери и реальностью Адекватного Взрослого.

Чтобы погружаться в глубины, но все же там не потеряться, нужны четкие внешние рамки - время, место, периодичность. Это создаёт безопасное пространство, в рамках которого можно себе позволять нерегламентированное движение в глубинах с уверенностью, что глубина не поглотит.


Следует понимать 5. Жесткость сеттинга - это только жесткость сеттинга.

Сеттинг - это только каркас терапии. Это не значит, что вся терапия жесткая.

Наоборот, наполнение терапии - абсолютно свободное. Сессии полностью отталкиваются от нерегламентированного материала, который пациент приносит в кабинет, как себя ведет, что чувствует и т.д. Терапевт, суть, зеркало, насколько это возможно. В психоанализе менее всего детерминации анализанта.

И именно благодаря четко определенным границам можно представлять наибольшую свободу анализанту во время сессии и качественно это анализировать, ведь на представляемый материал не влияют те факторы, которые могли бы, если бы не было границ.

Если использовать аналогию, то только на чистом стерильном предметном стекле возможно достоверно исследовать пробы из какой-либо среды и не беспокоиться, что нечто уже было на предметном стекле до того, как проба была на него нанесена и они смешались.

Если использовать астрономическую аналогию, то наблюдение за звездными телами может быть качественным только на тех территориях, которые не засорены световым шумом.


Следует понимать 6. Защита сеттинга должна быть в сотрудничестве

Нельзя обвинять пациента в сознательном нарушении сеттинга, но лишь призывать к сотрудничеству.

Анализант в отношениях с аналитиком реализует свою аутентичность во всем многообразии. В том числе и в вопросе тревоги и границ. Терапевт должен исследовать поведение и, пользуясь всеми инструментами, продвигать к осознанности.
Обвинение анализанта в нарушении границ равно тому, что врач будет обвинять человека, который заболел гриппом, что тот кашляет. Ведь кашель (неспособность удерживать границы), в том числе, и побудил пациента обратиться к врачу.

Попытки сломать сеттинг и разрушить терапевта, даже если и сознательные (далеко не всегда), то все равно определяются бессознательными защитами. Это интерсубъективная необходимость. И задача терапевта показывать человеку эти паттерны психики, чтобы у него появился выбор, вместо действующего бессознательного автоматизма.

Опять же, в контраст краткосрочной терапии, экспресс или по некоему гибкому графику, основательная психотерапия это не про то, что Вы с какими-то особенными чувствами спешите на встречу с терапевтом, упоенно ему изливаете их, чувствуете единение и облегчение (хотя и такое бывает).

Нет. Зачастую возникает нежелание приходить на сессии, непонимание смысла и процесса, осуждение себя за выбор, осуждение терапевта за (миллион поводов), поиск альтернатив, требование пойти на уступки и т.д. И все это исследуется и чем откровеннее, тем лучше.

И именно четкий сеттинг, в конце концов, границы этих отношений, помогают удерживаться в терапии и не стать вновь заложником своих симптомов.


Следует понимать 7. Плавающий сеттинг невозможен

Часто можно слышать аргументы против четкого и стабильного сеттинга по типу: "Современная жизнь вообще не стабильная", "Всё так быстро меняется и надо уметь под это адаптироваться", "В этом мире нет ничего постоянного", "У меня плавающий график - я не могу подстроиться под неизменный сеттинг".

Безусловно, мир и жизнь очень флюидные. И человек, как непрерывно адаптирующееся существо, меняется соответственно. Однако, адаптируется он комплексно, то есть вместе с психическими защитами, которые определяют дисгармоничность психики и не качественность жизни.

Иными словами, очень тревожный человек все равно научится как жить в этом мире с учетом своей тревожности. Но не столько текущий мир и его условия определили стиль жизни, но и те архаичные обстоятельства, под которые ему некогда пришлось адаптироваться и которые теперь накладываются на чувствование мира и Другого.

Исходя из этого, только создавая отличные от текущий жизни условия - то есть достаточно константные - можно зафиксировать работу защит и выявить их. Не прямо, но показать, что причин для страхов гораздо меньше, чем может чувствоваться.

Защиты, например, толкают человека вступать в отношения, поглощать партнера или становиться поглощаемым. Возникает тревога и связь становится явно дискомфортной. Затем тревога рационализируется, интеллектуализируется, обосновывается (а в таких тесных отношениях найти обоснования для критики не так уж сложно) и человек разрывает отношения на время. Затем возвращается, после снова уходит, использует манипуляции и проч. Вот она нестабильность жизни, якобы. Внутренние границы реализованные в жизни. И да, с одной стороны можно сказать, что жизнь такая, а не я такой. С другой жизнь таковая, потому, что человека научили ее бессознательно именно так выстраивать и так относиться.

В противовес этому и создаются психотерапевтические отношения в условиях константности, в которых тревогу можно непосредственности узреть.
Это лишь один очень условный и до стыдного упрощенный пример.

Некоторые анализанты так и говорят прямо, что сессии для них являются местом и временем замедления, достижения состояния покоя, отдыха, способом защититься от нахрапа ответственности, суеты и целей. Так границы терапевтических отношений учат человека защищать себя от требований Внутреннего объекта, то есть, Супер-Эго.


Следует понимать 8. Гибкая модель терапии

Все модели терапии по гибкой договоренности не выдерживают проверок ни временем, ни оценкой эффективности.

Допустим, принимается гибкая система. В таком случае терапевтические отношения воспринимаются более как клиент/услугодатель и именно пациент будет инициировать встречи, что уже искажает чувствование терапевта и отношений. Встречи будут происходить в некоторых одних состояниях и с некоторыми одними чувствами пациента, а некоторые другие состояния и некоторые другие чувства стабильно выпадать из поля зрения анализа. Таким образом защиты и процессы симптомообразования также будут скрыты, что уже лишает значимой доли сути основательной психотерапии.

Далее, парадигма поддерживающей, экспресс и дилетантской видов терапии заключается в том, чтобы обратившемуся человеку стало легче, после каждого сеанса. Это спонсируется иллюзией Всемогущего контроля и стремлением избавиться от тревоги вообще, достигнув состояния Первородной Идеальной Безмятежности, вернуться в утробу Матери.

Парадигма серьезной психотерапии, направленной на изменение характера, не ограничена этим требованием. Пациенту может быть после сессии хуже, чем было до, и может быть субъективно и частично плохо в течение длительного срока терапии в целом.

Чаще всего люди мыслят терапию, естественно, по первой парадигме, желая моментального облегчения после каждой встречи. Так вот при гибкой системе терапевт, во-первых, передает право управления терапией (а это сложный процесс с диагностическим пониманием характера, перспективы отношений и предвидимых сложностей) в руки страждущего. Это все равно, что зависимому алкоголику дать бутылку водки и сказать: "На, будет плохо, захочешь выпить - пей". И ведь ему правда станет легче, если он выпьет (в этом, собственно, и суть зависимости). И после инициированной по собственным ощущениям встречи с терапевтом пациенту тоже станет легче. Но только здесь и теперь. Такой тип отношений поддерживает иллюзию Всемогущего Контроля, зависимость от Другого, как Идеальной матери, способной успокаивать и защищать, но не развивающей эту функцию у пациента.

Только путем определения четких границ и их поддержания возможен процесс делегации и развития способностей справляться с собственными переживаниями. Одним из важных этапов терапии является период, когда ощущение аналитика поддерживающим и помогающим появляется, соответственно интенсифицируется потребность в обладании им, как можно чаще, но, в виду границ, доступ к нему ограничен. Тогда пациент ощущает возмущение, злость, ярость. Он не хочет справляться с переживаниями самостоятельно или даже пока не чувствует себя способным на это. И в данном случае только охраняемый сеттинг позволит и надежность терапевта позволит столкнуться с реальностью и сживаться с ней, то есть, развивать свои адаптивные способности, менять характер, развивать свой внутренний контейнер.

В конце концов, при гибкой модели выпадает значительная часть материала касательно отношения к границам. И весь прочий материал, в особенности касающийся границ (а он самый важный и фундаментальный), сложнее исследовать.


Следует понимать 9. Жесткость сеттинга не означает его жестокость

Сеттинг жесткий для отношений и для психотерапевта, в первую очередь. Жесткость предполагает исключительно отсутствие резких перемен в сеттинге, но никак не запрет на нарушение и наказания в случае таковых.

Пациенты в психоанализе всегда пропускают, опаздывают, приходят раньше, забывают оплачивать и прочее - все это проявлялось, проявляется и может проявляться. И все это исследуется и интерпретируется. Жесткость сеттинга в том, что аналитик в кабинете для конкретного пациента только в определенный промежуток времени.

Если у пациента объективные причины для изменения сеттинга, то об этом разговаривают некоторое время и затем меняют для того, чтобы терапия продолжалась, чтобы отношения сохранялись, а не для того, чтобы расстаться, как может чувствоваться изначально.

Почему так устроено? Допустим терапевт по первому предложению пациента меняет условия сессий, то есть, границы. То, что с одной стороны можно определять, как шаг навстречу, неравнодушие, альтруистичность, силу желания помочь, с другой является ненадежностью контейнера для тревоги и агрессии пациента, что только катализирует их продуцирование.

Податливость терапевта бессознательно усиливает тревогу. Сознательно и манифестно пациент может желать изменений, ибо в его структуре характера он защищается от Преследующего Другого с помощью постоянных перемещений, с помощью не постоянства и только так может успокаиваться. Но он не может сам остановиться и на своем опыте почувствовать Другого во многом как не Преследующего. Это слишком ужасно на уровне бессознательных фантазий.

Я использую пример с юным субъектом, который желает есть только лишь сладости и настойчиво требует этого от матери. Перед матерью возникает дилемма: либо она успокаивает сына или дочь и дает желанное, избегая ярости в свой адрес, либо, держа в голове понимание, что сладости плохо повлияют на здоровье воспитанника (-цы) (и он/она этого пока не понимает) берет на себя ответственность, организует питание по своему взрослому усмотрению и контейнирует реакционную ярость, которая в парадигме мировосприятия юного субъекта адекватная на данном этапе развития.

Воспитание - это не безусловное удовлетворение всех потребностей и желаний юного субъекта. Это комплекс адаптационных и образовательных мероприятий к объективному миру, в том числе, через ограничения.

И многие из этих мероприятий, разумеется, вступают в противоречие с потребностями и желаниями. Но вся наша цивилизация построена на отказе от сиюминутных влечений в пользу долгосрочной выгоды. Также и в терапии.

Эйн Рэнд выразила это в одном очень глубоком и емком преложении

Цивилизация – это процесс освобождения человека от человека.

По аналогии можно сказать, что терапия - это освобождение человека от травм прошлого, с которыми он сросся и к которым адаптировался.

В психоанализе работают с гораздо более глубинными инстанциями. И на этих глубинах важно все, что касается психотерапевтических отношений.
Без должного внимания к сеттингу глубинные области психики анализанта остаются не доступными для качественного исследования.


Следует понимать 10. Оплата психотерапии - это защита границ

Оплата сессий по сеттингу очень важна. Оплата защищает также обоих участников: терапевта от выгорания, а пациента от чувства стыда и страха преследования за "тяжелые переживания", которые приносятся в психическое поле терапевта.

Оплата должна быть оптимальной и по этому поводу я писал отдельную статью.

Процесс оплаты должны быть значимым, ощутимым, можно даже сказать, ритуализированным, вмещающий чувства и выражающий их.

Французская детская психоаналитесса Каролин Эльячефф брала оплату даже с детей воспитанников социальных служб. Они приносили ей камешек в знак того, что приходят на сессии добровольно. У неё был целый ящик банкнот-камешков. Камни, с одной стороны, ничего не стоят и их можно найти на улице. С другой стороны акты вспоминания, поиска, выбора камня и его принесение - наделяют его ценностью. Это некий труд, который юный субъект делал в ответ. Не панацея от стыда, но всё же корректировка дисбаланса.

Дело в том, что психоаналитические отношения ассиметричные, однонаправленные на личность анализанта, где внимание двоих направлено на одного. Где всё об анализанте и ничего об аналитике. Где аналитик дает, а анализант берет (в широком терапевтическом смысле).

И анализанту важно также что-то отдавать и этим самым защищать себя от чувства стыда. Но отдавать он может, по условиям сеттинга, только оплату. Поэтому, дабы не развивать жертвенность характера, и размер оплаты должен быть значимым для самого анализанта, и ритуал оплаты ощутимым и заметным для обоих.

Именно поэтому я против простого цифрового перевода, который слишком прост и не значителен, но за расчет наличными. В будущем, когда физических денег совсем не будет, я буду также просить некие символические "камни".

Условия оплаты и пропусков также оговариваются. При определенных условиях, чаще всего, пропущенные сессии оплачиваются.
И следует понимать это не только как удобство и выгоду для терапевта, но и как его личную безопасность, способность оставаться в профессии, и как обеспечение защищенности терапета для конкретных отношений с пациентом.

Там где другие психологи не способны справиться со своими реакциями на разные бессознательные атаки клиентов, аналитики спокойно работают в штатном режиме, и серьезно помогают там, где другие психологи оказываются бессильны.


Следует понимать 11. Общий срок психотерапии зависит от сеттинга

О сроках я также писал отдельную статью под названием "Сколько длится психотерапия".
В контексте сеттинга отмечу, что терапевт не подгоняет пациента, но и не затягивает процесс искусственно.

Терапевт выступает в роли адекватного взрослого субъекта, который не идет в точку назначения с удобной для себя скоростью оставляя позади ребенка. Но и не идет с той скоростью, с которой может (хочет) идти ребенок, т.к. только он имеет некое представление о точке назначения, в то время как ребенок просто находится в отношениях со взрослым.

Иными словами, терапевт, не диктует свою скорость без оглядки на то, сможет ли данную скорость поддерживать пациент, но и не идет полностью на поводу симптомов пациента. Последние не игнорируются, но и не им вся власть не отдается. В общем, опять же, совместными усилиями находится оптимальный баланс. Это что касается скорости, которая изначально не ясна и, более того, является динамической на протяжении терапии.

От скорости напрямую зависят и сроки. Поэтому, даже опытный аналитик не скажет, сколько времени понадобится клиенту на то, чтобы тот нашел для себя комфортный статус и перенес его в реальность. Несмотря на то, что у него есть наработанная практика и статистика результатов других пациентов.

Сам пациент может предположить сроки, но, скорее всего, ошибется.

Для аналитика индивидуальная терапия - это путь по относительно известному маршруту, но с незнакомым попутчиком.
Для анализанта его терапия - неизвестный маршрут с неизвестным человеком, но с пониманием, что попутчик - опытный проводник и знает местность.

На этом маршруте:

- пациент - и Другой (терапевт/аналитик), согласный сопровождать на этом пути и отдавать своё время, опыт, служить зеркалом и представлять свой взгляд без попытки "убрать лишнее" или "встроить нужное".

- пациент исследует с помощью аналитика/терапевта способы быть с собой, своими смыслами жизни, своими подлинными потребностями и тем, что привело его в  кабинет сегодня и сейчас на этом этапе жизни.


В завершение о терапии и границах

Еще раз следует отметить, что терапия это не прямое и непосредственное облегчение страданий, это не пассивный для пациента и проактивный для терапевта процесс, это не указание на верное/неверное в характере, мышлении и поведении.

Если процесс воспитания - это самая сложная и ответственная задача в жизни человека из всех возможных с ответственностью за судьбу другого.

То терапия - это еще более сложный процесс перевоспитания и довоспитания.

Чем же питает терапия (хочу отметить, что питает не только и не столько терапевт,  сколько именно терапевтические отношения, как обоюдный процесс)?

Если выразиться наиболее общо в контексте данной статьи, то

Терапия дает новые границы, позволяющие родиться Я пациента.

Терапевт и пациент совместно определяют индивидуальный формат отношений и если он подходит, то формируется альянс и начинаются разворариваться процессы с приближением и удалением относительно болезненного, в процессе которого уточняется понимание и чувствование собственных защит "против" и своих же возможностей "для". Т.к. терапевт обеспечивает собой надежный контейнер, с которым легче выдерживать перипетии интерсубъективной жизни, то постепенно меняются и психотерапевтические отношения, и отношения к психотерапии и отношения с Внутренним объектом (суть, характер).

Внешнее антагонистическое переходит во внутреннее родственное:
- "эта Ваша терапия" - на "Моя терапия";
- "Вам нужно, чтобы я..." - на "Мне нужно ... Я хочу ..."
- "У меня нет времени ..." - на "Я хотел прийти".

Качественная глубинная терапия/анализ - это жизненный проект, чуть менее серьезный, чем зачатие юного субъекта.

Если собрать всё вышеизложенное воедино, то психотерапию можно обозначить так:

Психотерапия - это особенным образом выстроенные отношения с обоюдопринятыми границами, динамика которых направлена на гармонизацию границ между Я пациента и Внутренним объектом.

Благодаря психотерапии зарождается Я пациента - теперь более для самого себяи своей относительно более независимой жизни.


Об иллюстрации

Очень долго думал как же проиллюстрировать амбивалентную природу сеттинга, в том смысле, что с одной стороны он является неприятным ограничением, но с другой является заботой и направлен на благие цели, пока не вспомнил, как львицы переносят львят в зубах.

Львица, как взрослая особь, знающая местность, опасности, интегрирующая опыт жизни с инстиктами и анализом действительности, берет на себя ответственность по защите потомства. И если его надо, по ее разумению, перенести, то она хватает зубами львенка за шкуру и несет в новое, более безопасное место. Вряд ли она это делает ради издевательств, правда?

Больно ли львенку? Скорее всего да и иногда голосами они жалобно мяучат, хотя с другой стороны, вероятно, имеют инстинкт замирать и терпеть во время переноса, чтобы не привлекать внимание. Как бы там ни было, несмотря на боль и дискомфорт, но в итоге львята терпят. Уместно ли в данном случае говорить о доверии? Кто знает. Но для меня эта иллюстрация по ощущениям очень схожа с моментами в терапии, когда я настаиваю на сохранении сеттинга с пациентом и чувствую его недовольство. Может быть это смешно, но я чувствую себя львицей, которая берет слабого и беззащитного котенка, который сам того не ведая может подвергнуть себя пока непреодолимой опасности, и уносит в более благоприятное для развития место.

Чтите границы свои и Другого и ... пестуйте свою осознанность.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.