мнение начистотуметаюморкультура 2 мин на чтение окт. 23, 2019

Мнение начистоту. "Зомбиленд. Контрольный выстрел" - продукт метакультуры

В октябре 2009-го вышел оригинальный фильм "Добро пожаловать с Зомбиленд". Забавно будет, если 3-ю часть выпустят еще через 10 лет)))

Легкая сумасбродная комедия с черным юмором и шутками очень разного калибра. Но хороших среди них немало. Структура сценария простая, как логика зомби и повторяет первую часть: ребята расстаются, ребята кооперируются, вместе держат путь из точки А в точку Б, попутно встречая кого-либо и смэшуя зомби, а в конце ждет эпичная битва, на которую и ушла половина бюджета фильма.

Но не структура в "Зомбиленде" важна, а то, как он обыгрывается.
Я любитель постиронии. То есть, сам не очень ее использую, но прослеживать во многих аспектах культуры мне нравится. Глобализация сваливает все в один котел, где люди всего мира со своими традициями и аутентичностью варятся в собственном соку, который смешиваясь, образует бульон метакультуры!

Все стало быстро устаревать. Какой-нибудь тренд за полгода он из хайповой темы переходит в "фу, респектовать вот этому? шейм он ю!". Успевают не все, поэтому передовые люди, живующие на пике, создают постироничный контент всячески самоутверждаясь за счет "отставших", сарказмируя в адрес последних.  
Чем мельче тренд и чем быстрее он возникает - тем также быстро сгорает.
Более крупные держатся дольше, как, например, жанр зомбимуви.

"Зомбиленд" - отборный нектар постиронии жанра, но с явной локализацией на американской метакультуре.
Он напрочь самоцентричный. По сути, это памятник поп-культуре соединенных штатов, который возвели с якобы серьезными лицами, но всячески подшучивают над ним, подрисовывая усы и передергивая позы.
Авторы берут одни из самых популярных символов обычной жизни американцев и обыгрывают в зомби-фильме, в котором стебутся и над жанром и над культурой.

Судите сами. Указываю использованные символы.
Первая часть: дороги США и жанр роуд-муви, машины, типичные заправки, доступность и любовь к оружию американцев, идентификация героев с родным штатом настолько, что они используют их вместо имен, бренды фастфуда, супермаркет, парки развлечений, Калифорния - ЛА - Беверли Хиллз.

Вторая часть: Белый Дом (а в нем происходит просто вакханалия иронии над историей США), торговые центры, Рождество, бары, мотели. Боже, они убивают зомби с помощью монстр-кара в городке хиппи, при этом главный герой категоричный и ортодоксальный приверженец Элвиса, носящий ковбойскую шляпу. Одна фраза Литл-Рок особенно точно выражает концепт фильма:

Придурок! Да любой ребенок с 12 лет знает песни Дилана (Боба).

А мы нет.
Печально предполагать сколько метаюмора мы потеряли из-за перевода и насколько этот фильм более смешной для американцев.

Ведь тот же "Дэдпул", как новый амбассадор и флагман постиронии, насчитывает более 25 лингвистических интронародных шуток, которые потеряли смысл и контекст из-за перевода. В интернете есть статьи на эту тему.


Тем не менее, в фильме тонны и понятного нам юмора. На самом деле, большинство, как можно предполагать, посмотрели этот фильм даже задумавшись над такой самоцентрацией и проамериканизмом.
Они создали из кинематографа индустрию, они создали жанр зомби-муви, они его множили, им же его в своей стране и высмеивать. Все это выглядит естественно.

Отдельное искреннее уважение таким высококлассным актерам, как Вуди Харрельсон, Эмма Стоун и Джесси Айзенберг, которые несмотря на востребованность и успехи в серьезном драматическом кино, соглашаются играть в подобных проектах. Приятно видеть Эмму в роли зомби-истребителя, после ролей в "Бердмэне" и "Фаворитке", а Вуди после шедеврального "3 билборда" и "Настоящего детектива".

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.