мнение начистоту 4 мин на чтение сент. 19, 2019

"Тайна печати дракона" - очень стыдно и обидно

Есть такое понятие, многим известное, называемое "испанский стыд" - им обозначается чувство неловскости и стыда за другого человека, который также испытывает или должен испытывать стыд.

Испанский стыд имеет особенность усиливаться в зависимости от степени близости, родственности и сопричастности.
То есть, если на людях опростоволосится незнакомый человек - это будет 1х уровень. А если это твой брат, то 2х и больше, условно говоря.

В случае с кинематографом, если бы "Тайна печати дракона" был исключительно китайским, европейским либо американским фильмом, то я бы просто испытывал чувство неловкости.
Но ведь проект, по большей части, российский. И именно на ощущении настоящего испанского стыда я словил себя. Вот знаете, когда перед туристами неудобно за наглых токалок на Медеу или совестно за харкающихся быдло на Коктобе. Этим летом в зоопарке мы немалую часть маршрута прошли с делегацией американских туристов, одетых все как один в желтые майки. Растянувшейся вереницей они переходили от одного вольера к другому. И вроде бы все ок, кроме состояния вольеров и некоторых животных, однако в зоопарке идет реконструкция. Идет, конечно же, как попало, без заботы об удобстве посетителей. И здесь либо закрывать следовало зоопарк, либо создавать удобства. Но деньги ведь нельзя терять. Вот прям то же самое чувство я перед американцами почувствовал.

"Тайна печати дракона". 50 миллионов долларов (!). 3 страны съемок (Чехия, Россия, Китай). Такие звезды, как Арни и Джеки. Страны с богатейшим культурным сырьем для сценария как исторического, так и мифологического формата. Но что-то пошло не так.

Друзья, честно не хочу ругать фильм и вообще не любитель этого занятия. И многие фильмы, на самом деле, можно смотреть с акцентом на положительные моменты, чтобы меньше батхерта испытывать, как сегодня было с "Растворяться" Ким Ки Дука, показанного в рамках AlmatyFilmFestival (идея фильма, для меня, тащит тотальную слабость постановки, смешной бюджет и краткий период съемки). Но "Тайна печати дракона" - просак почти всем параметрам, да простят меня все причастные.

Я с трудом нахожу нечто, за что можно похвалить фильм. Первое и безусловное, это костюмы героев. Особенно китайских персонажей. Бесподобной красоты! Да и российские придворные разодеты шикарнейше. Вот здесь всё в соответствии с бюджетом.
Локации, массовка и качество картинки - тоже.
Джеки и Арни играют как отверженно и качественно. Их шутки и битва - лучшее, что есть в фильме.

Всё.

И всем этим фильм козыряет в трейлерах. Действительно, словосочетание "Российский блокбастер" становится проклятием.
Ну не умеют наши люди обращаться честно с большими деньгами. Либо распил, либо винегрет.

Сценарий. Знаете на что похоже? Долго подбирал сравнение. По сути фильм - это замедленный двухчасовой трейлер. Все настолько быстро, слабо связано (а порой и вообще не связано), схематично и бегло, что мозг не успевает вникнуть в суть. Натурально как в трейлере. Только трейлер ты смотришь и знаешь, что потом в фильме весь сюжет раскроют.

А "ТПД" постоянно сидишь с вопросами: "Кто?", "Что?", "Куда?", "Почему?", "А это кто?", "Как он узнал?", "Почему он передумал?", "Что, б!"№дь, происходит?".

Это как если бы Джордж Лукас взял и попытался уместить 6 эпизодов "Звездных войн" в 124 минуты. Но, при этом, сохранив все сюжетные арки и повороты. Чтобы понять все происходящее, фильм придется смотреть 5 раз, а потом сходить к психотерапевту, чтобы избавляться от навязчивых мыслей "Зачем я это сделал?".

Поэтому и шуткам места не осталось. Да-да, друзья, дело не в том, что они плохие. Их тупо НЕТ. Есть комичные моменты, точнее даже гэговые, есть кривляние персонажей и странно-нелепые поступки, но шуток В БЛОКБАСТЕРЕ нет (!).

Первая часть фильма, где действие происходит в России - вообще адовая. Зрителя заваливают информацией как из пулемета. Персонажи перемещаются между локациями и событиями как внебрачный ребенок Флеша и Ртути. Узнают они нужную информацию также из космоса.

Китайская часть замедляется в повествовании и уже смотрится легче. Но глупость сюжета и картонность постановки все равно вызывает физическое недомогание.

Причины проблем очевидны. Факт первый: изначально фильм должен был выйти год назад - 16 августа 2018 года.
Но, видимо, в августе 18-го получился такой треш, что даже по меркам российский авось-дельцов никуда не годилось (что ж там за Франкенштейн был, страшно подумать).

Начались досъемки и пересъемки. Бюджет выделил Федеральный Фонд Кино. Официально 49,1 млн. долларов, часть из которых должна была возместить китайская сторона.
Точно не известно, но в силу каких-то причин, китайцы не возместили деньги. Возможно сами в ужасе от конечного результата.

Дальше больше. Управляющий "Русская фильм группа", которая занималась производством фильма со стороны РФ, Кирилл Бодров подал в суд на China Film Group, лично Джеки Чана и Арнольда Шварцнеггера, с целью взыскать 216,6 млн.рублей. Почти половину бюджета.
Ну Вы понимаете, да? Получаешь от фонда кино 500 лямов. 250 пилишь успешно пилишь со всей коррупционной опухолью, на оставшиеся 250 снимаешь. А затем требуешь 216 с партнеров. Выходит, что фильм почти ничего не стоит для производителей. А вот налогоплательщики ПОДАРИЛИ рукожопам 500 млн. рубликов.

И покуда такие схемы работают - все так и будет далее. И самое обидно, что не важно ходите Вы в кино или нет. Голосуете рублем или нет. Раньше говорили "Да если Вы не будете ходить на такие фильмы, то их и снимать не будут".

Ага, щщас!

Один черт снимать и распиливать деньги таким образом не прекратят, ибо сколько лет это продолжается. Не окупаются эти фильмы год из года и все равно снимают. Почему? Да потому, что продюсеров и всех сопричастных не волнует прибыль, поэтому не волнует качество, не волнуют отзывы, критика, мнение челяди и плебсов. Они все продолжают "экспериментировать", а федеральные СМИ, будучи в поруке, поддерживают этот дырявый конвейер, ибо "сверху" есть указание ПИАРИТЬ! "Фильм - годнота! Улыбайтесь, машите и продвигайте сию лепеху!".

Здесь уже надо менять непосредственно структуру. А она создана по инициативе самой верхушки власти, дабы покровительствовать. Поэтому каждый год нас кормят амбициозными обещаниями, промо-материалами, трейлерами, именами, кадрами, спецэффектами из сцен - все по отдельности вполне вселяет надежду. Мы верим, что уж в этот раз, наконец-то, получится хотя бы средненький отечественный блокбастер. С радостью бежим в кинотеатр, садимся с вожделением ... и выходим после сеанса вытирая кровавые слезы.

И, опять же, я не против фильма, дошедшего до стадии проката, как завершенного продукта. В любом случае все, кто этим занимался - завершили свое дело и достойны уважения. Я сам виноват, что повелся в очередной раз и мой батхерт сильнее многих, кто просто не зная предыстории пойдет в кино.
И я не заостряюсь обычно на негативе, ибо чужой труд все же следует уважать.

Но это же очевидно криминальная схема. Наглая, бессовестная и низкая. И поэтому я сегодня резок в оценке.
Честно говоря "Жара" после такого смотрится как старый добрый наивный "Ералаш" по сравнению с "Телепузиками".

Прошу прощения у всех, кого задел, но это мое #мнениеначистоту

Спасибо, что дочитали.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.