Психотерапия в кино: "А вот и доктор!"
Чтобы развеяться, посмотрел давеча фильм, который давно лежал в кубышке специально подобранного. С удовольствием делюсь своим мнением.
Это комедия "The shrink is in", или в нашей локализации "А вот и доктор!", 2001-го года с Кортни Кокс в главной роли.
Завязка проста. Мы видим главную героиню Саманту, которая со своим мужем едут в аэропорт. Саманта без умолку болтает и все время указывает мужу каким маршрутом ехать, изъясняется о себе вслух, говорит за него о его переживаниях - в общем, из этой сцены мы должны понять эгоцентричность и полное отсутствие эмпатии героини - все как в прошлом разобранном фильме "Великолепная". Она едет на очередной курорт по работе (она пишет статьи о курортном отдыхе в журнал) уже в 13 раз и вновь без него. Муж же всю дорогу спокойно молчит. Доехав до аэропорта он вручает ей чемоданы и говорит:
- Я несчастлив.
- Я знаю! Но это всего лишь на неделю - соответствующе эгоцентризму отвечает она.
- Я хотел сказать с тобой. Я ухожу от тебя. К твоему возвращению меня уже не будет. Я не люблю тебя. Постарайся хорошо отдохнуть.
Понятное дело это удар, особенно по нарциссической натуре. Ошарашенная Саманта на автомате проходит аэропорт, совершает посадку, но уже в самолете у нее случается срыв, в результате которого она, в свою очередь, срывает рейс из-за резкой панической атаки и необходимости покинуть самолет.
Итог: желтая футболка, общественные работы и посещение своего психотерапевта. Наблюдая за приемом мы узнаем, что у Саманты сильная клаустрафобия, что дополняет ее невротический образ человека с негармоничной психикой.
Дома Саманта обманывает босса, что находится на Белизе, отвечая ему по сотовому телефону под подготовленный аккомпанемент на магнитофоне. Спит в зале на диване, видимо в силу того, что кровать в спальной комнате вызывает мощную фрустрацию. На следующий день она наблюдает из окна въезд новых соседей - супружеской пары. Успешный красивый мужчина с моделью француженкой, отношения которых нестабильны, но страстны.
Саманта бежит на следующий день рассказывать ее психотерапевту - доктору Розенберг (женщина чуть старше среднего возраста. фамилия, кстати, еврейская, так что все по канону)), что влюбилась. Однако, последняя демонстрирует дюже странное поведение. Становится понятно, что теперь случился срыв у доктора Розенберг, а точнее регрессивное ассоциативное расстройство. Как она позже скажет сама: "Это такой стресс выслушивать проблемы других людей весь день напролет...".
Так как у доктора нет никого из родственников, Саманту просят временно отменить все записанные приемы пациентов. Так она оказывается в кабинете за рабочим столом терапевта, куда приходит Майк (тот самый сосед) и, принимает ее за доктора Розенберг. Испытывая сильную симпатию Саманта принимает роль, вопреки морали, и тут, как говорится, "все заверте..." Используя свое положение она манипулирует мнением Майка о его жене.
Только она его провожает, как приходит следующий новый пациент, а затем парень, который продает подписку на журналы.
Саманта окончательно входит в роль, зная, что оригинальной доктора Розенберг еще не будет долгое время.
Этически фильм возмутительный, конечно. И очень хорошо, что сценаристы это признают, вводя в сюжет подругу Саманты (которую играет, между прочим, внушительная Виола Дэвис), являющуюся голосом здравомыслия и законопослушания, символом совести, Суперэго.
Однако, используя нестандартный подход и живость ума, Саманта умудряется помочь людям. Например, женщине, страдающей от ожирения, советует нанять себе "похитителя еды", который каждый раз будет выхватывать у нее пищу из рук. Где, скажите мне, как не в комедии, это может сработать?)
Случается и более удивительные совпадения. В том же здании мужчина-судья решает свести счеты с жизнью, спрыгнув с карниза 13-го этажа. Полиция приходит в кабинет и приглашает Саманту в качестве эксперта переговорщика. Под страхом разоблачения она преодолевает свою боязнь и, стоя на карнизе, вкладывает в свою речь столько энергетики, что это действует коренным образом на потенциального самоубийцу вплоть до крика "Я! Хочу! Жить!".
Сама Саманта, кстати, с парнем газетчиком падают на подготовленную спасательными службами подушку.
Фильм представляет собой классическую комедию ситуаций. Практически каждый персонаж (кроме героя Виолы Дэвис) комичен и не претендует на серьезное соответствие реальных аналогов и их поведению. И именно это позволяет войти в дискурс комедии и не критиковать их, не фыркать при попытке анализа мотивации их поступков, удивительных совпадений и несостыковок с реальностью. Ты расслабляешь и наблюдаешь за тем, куда же приведет вся эта заварушка и как Саманта будет это все разруливать.
Главная составляющая фильма (по моим взглядам) присутствует - развитие характера главной героини. Фильм очень изящно решает главную проблему эгоцентризма Саманты. Оцените сами хитрость иронии фильма: человек без эмпатии, которая, напомню Вам, является непременным качеством любого психотерапевта, волею случая становится врачевателем душ. Как может, разумеется. Это прекрасная идея. Из последнего, что я такого помню ироничного, является потрясающая комедия, которая незаслуженно осталась малоизвестной в нашем пространстве (почему-то прокатчики не решили вкладываться в широкую рекламную программу в СНГ) "Телохранитель киллера" с Райаном Рейнольдсом и Сэмуэлем Л. Джексоном. Кроме шуток, хоть и зрелищная комедия, однако я нашел там не одно дно. Филигранный сценарий.
Так вот Саманта, да. Она развивается. Клаустрафобию, на примере боязни лифтов, ей приходится преодолевать в силу тех же комичных ситуаций. Ее понимание людей расширяется, за счет чего она начинает осознавать в чем сама ошибалась. Эгоцентричные поступки приводят к плачевным последствиям, а моменты самопожертвования воздаются (спасенный судья позже поможет избежать срока).
Такая прогрессия воодушевляет. Это можно даже не замечать сознательно, а просто фиксировать свои ощущения по окончанию фильма. Когда чувствуешь не просто радость за хэппи энд, но когда появляется приподнятость настроения, чувствуется подпитка веры в положительные изменения, оптимистический подъем, если хотите.
Не могу не отметить значительный вклад в это ощущение актерской игры Кортни Кокс. Немного фильмов видел с ее участием, не имел четкого представления о способностях. Но в данном фильме она играет настолько живо, натурально, ярко, что не может оставлять равнодушным. Думаю многим стоит поучиться у нее на данном примере. Высокий уровень по-моему неискушенному непрофессиональному, но наметанному взгляду.
В чем психологическое существо фильма? Не стоит быть глухим, если в твоей жизни все хорошо. Если ты в зоне комфорта, то это вовсе не значит, что близких также все устраивает. Прислушайся к ним, обрати внимание. И может быть, иногда, стоит быть чутким и отзывчивым к тому, кто внимателен к тебе, а не к тому, кто просто нравится.
Расстройства, фобии и комплексы - преодолеваемы, если работать над ними. А над ними следует работать. Ведь в конце фильма Саманта решается пойти спать в комнату, хотя можно было и дальше функционировать с этим страхом.
В конце концов, по ее истории можно понять, что нужно идти против себя ради... обретения Нового Себя, более интегрированного и сильного.
Comments