мнение начистотутревожностьобщество 3 мин на чтение нояб. 01, 2020

Мнение начистоту. "Неистовый"

Хорошие ужасы пугают неопределенностью, а не скримерами. С неопределенностью мы сталкиваемся постоянно.

Хорошие триллеры пугают тем, какие страшные события могут произойти в обыденных ситуациях. И чем стандартнее ситуация, тем чаще будет вспоминаться сюжет фильма. Главный фокус в том, чтобы поместить главного героя и идентифицирующегося с ним зрителя в очень знакомую ситуацию и подвергнуть массе опасностей и испытаний.

Классическим триллером ситуации является "Психо" Хичкока, действие которого происходит в обычном придорожном отеле, в котором останавливаются миллионы американцев путешествуя по стране.

"Инцидент" 1967-го Ларри Пирса о том, как при обычной поездке в метро вагон захватила банда и подвергла всех его пассажиров издевательствам.

Действие "1408" также происходит в обычном номере отеля, который оказывается комнатой личных ужасов. Тревога, которую посевает в наш ум данная история, заключается в том, что каждая комната отеля теперь может восприниматься с опасением.

Также хорошие триллеры сочетают пугающую неизвестность и обыденность в ... незнакомых людях. Нам постоянно приходится сталкиваться с неизвестными нам людьми и каждый из них, потенциально, может нести для нас опасность, именно поэтому мы быстро стараемся создать первое впечатление, чтобы знать к чему быть готовым.

И эта тревога, провоцируемая незнакомым человеком, является самым частым инструментов авторов триллеров.

Одним из неприятнейших для меня триллеров этой категории является "Забавные игры". Двое парней интеллигентной наружности из соседнего дома приходят и очень вежливо просят дюжину яиц у хозяйки. Но нечаянно их разбивают, когда она им дает. Извиняются и просят еще. И вновь разбивают. Невероятно противный фильм, который вызывает страх быть терпимым и воспитанным. Сюжет базируется на стандартной ситуации (новые соседи) с незнакомцами.

Недавний "Кто там" с Киану Ривзом также близок к этой концепции. Постучавшиеся в дом две незнакомки, попросившие временно убежища от дождя, приносят хозяину невероятные страдания.

Серия фильмов "Попутчик" не менее близка к обыденности. Голосующий у трассы незнакомец. Подбирать или нет? Первоначальная тревога у нас имеется априори. Но после просмотра такого фильма каждый раз при виде голосующего незнакомца на трассе невольно будет вспоминаться фильм, или, по-крайней мере, тревога будет усиливаться.

Триллеры, ужасы, хорроры - все они вызывают тревогу во время просмотра. Эта тревога может служить эустрессом и закалять, укреплять психику. Именно так объясняют многие психологи популярность фильмов ужасов. Считается, что подростки любят эти фильмы потому, что они помогают им справиться со страхом, в том числе грядущей самостоятельной сепарированной жизни.

Но также подростки любят острые ощущения. А фильмы ужасов спекулируют "быстрыми аффектами" и никакой жанр не может потягаться с ужасами по накалу и резкости смены сопровождающих просмотр чувств (даже не менее жонглирующие чувствами подростковые мелодрамы, где счастье сменяется драмой, а расставание перетекает в вечную любовь). Поэтому, на мой взгляд, большинство ужасов провоцируют тревогу, как дистресс, и приводят к ее перманентному усилению на определенный период, иногда даже длительный. Что не мешает получать острые ощущения и возвращаться к жанру каждый раз.

В связи с вышеизложенным и я очень редко смотрю триллеры в чистом виде и отношусь к выбору весьма щепетильно.

Сегодняшний экземпляр "Неистовый" заинтересовал меня по одному трейлеру. Данный триллер отходит от использования самых банальных инструментов нагнетания тревоги, вроде ночного времени суток, изолированности героев от социума и сокрытия лица маньяка под маской.

Авторы наоборот подвинулись максимально к стандартизации ситуации: солнечный день, городские оживленные дороги, пробки, раздраженность водителей, банальнейшая перепалка на дороге - все это мы видим и сами оказываемся в этом каждый день. Но авторы разворачивают это в реально кошмарный день для героини и, на самом деле, фильм заставляется задуматься над тем, чтобы развивать самообладание и стрессоустойчивость.

Кстати, "Выбивающий из колеи", на мой взгляд, было бы более подходящим названием, чем непонятный "Неистовый". В оригинале игра слов гораздо интереснее и ее можно было сохранить.

Хочется отметить игру Рассела Кроу. Несмотря на утраченную физическую форму, игрой актер доказывает, что не зря является лауреатом Оскара. Как же живо он сыграл съехавшего с катушек мужчину с маникально-депрессивным психозом вследствие развода с женой.

Такие персонажи действительно созависимы максимально и, если партнер их покидает, они способны на убийство. Сепарация для них не мыслима, вызывает невероятный ужас, диссоциацию личности. Для борьбы с ужасом продуцируется настолько же мощная агрессия, которая вводит в состояния аффекта, направляющийся на всех сопричастных, а иногда, в самых тяжелых случаях, и просто подвернувшихся "по дороге". Партнер таким людям жизненно необходим без преувеличений, поэтому они так чувствуют, что терять им нечего. Что приятно, в сюжете фильма логично подогрета агрессия маньяка личной историей героини (без спойлеров, но есть пересечение, которые дополнительно взбесило героя Рассела Кроу и побудило преследование).

Претензии к фильму есть, но в целом это хороший крепкий нетипичный и грамотный триллер с ценной моралью.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.