агрессиямнение начистоту 3 мин на чтение май 06, 2021

Мнение начистоту. "Гнев человеческий"

Не пытайтесь отомстить за себя, возлюбленные, но предоставьте это гневу (Божьему), ибо написано: Мое отмщение, Я Сам воздам, говорит Господь.

Библия, Новый Завет, Послание Римлянам Святого Апостола Павла 12 глава

Если бы Триер снял боевик, то я думаю, что он был бы очень близок к "Гневу человеческому". И начинался бы он с цитаты выше. Деление на главы, религиозные мотивы, серьезный пафос - для меня прям отдает, в первую очередь, триерщиной, а затем и снайдеровщиной.

Ричи продолжает выкристаллизовывать свой стиль и вселенную. В его мире жестокие люди с принципами, превозмогая пороки, обстоятельства и смерть, воюют с еще более жестокими людьми, чья беспринципность приравнивает их к животным.

В "Револьвере" была аналогия с игрой в шахматы (и к этому есть отсылка). В "Джентельменах" метафора джунглей также манифестировалась на поверхности, в устах героев, в образах. В "Гневе человеческом" всё более тонко и следует идее "Показывай, а не рассказывай". Зрителю несложно разобраться кто люди, а кто животные, ибо в этом фильме жестокость нагая, развращенная и соблазняющая, как сладкий запретный плод.

Это история о том, как в команде охотников завелось животное, которое всех погубило.

Это история о том, как охотник, рывший яму, сам в нее свалился.

Это история о том, как охотник преисполнился гнева и положил жизнь во имя мести.

Месть есть первооснова гнева. Гнев трансформируется в формы жестокости.

Да, "Гнев человеческий" это ремейк французского фильма "Инкассатор", но Ричи взял из него только основную идею и так напичкал ее анаболиками своего уже сложенного стиля, что от просмотра скулы сводит из-за тестостеронового излучения с экрана. Не каждая военная драма похвастается таким макабром.

Фильм плотно концептуальный, словно литая булава:

- бронированные жилеты, бронированные грузовики и герой с бронированными яйцами;

- суровые лица в суровейших действиях под преисполненную суровости пробирающий контрабас;

- огонь выжигающий сердце, безумный огонь наживы и огонь пробивающий органы.

Сочетание сдержанного и темного цветокора, а также просто бомбезный саундтрек с акцентом на очень низкий и драматический контрабас с первых минут надевают на зрителя тяжелую ношу утраты и доспехи для будущей войны. Крутота!

Короче, маскулинный рай и ад в одном флаконе. Что-то у меня одни меткие эпитеты в голову лезут.

Сюжет шикарный. В диалогах ни слова мимо (порой перебор, ибо в жизни так остроумно люди не общаются, но лучше уж так, на самом деле).

Главный герой невероятно брутальный, но не гротескно. Это просто очень подготовленный и бесстрашный человек. Не ждите, что он всех положит в одного. Он знает свои ограничения и это делает фильм более реалистичным. Кульминационная сцена (перед закрывающей) просто шикарная - плотная и правдоподобная, когда герои тупят, испытывают трудности понимания происходящего, сложности ориентирования, мучаются из-за своей же брони, паникуют, стреляют напропалую.

Кстати, это боевик-шутер абсолютно. Никаких рукопашных боев в стиле "Перевозчика"-каратиста для зрелищности. Никакого "Джона Уика" с комбинированием ближнего и дальнего боя. В "Гневе" только оружие и только стрельба, что также добавляет оригинальности и цельности стилю фильма.

Героя Стэтема зовут H, но в одной сцене флешбеке его называют мистером Мэйсом. "Mace" в переводе "булава", что соответствует и характеру и, гм, внешности главного героя. Но забавно не только это, а театральная, в духи языка пьес, игра Гая Ричи - он дает говорящее имя и сыну главного героя, называя его Даги, созвучно с Daggy, dagger - кинжал. Оружие поменьше, но более тонкое и острое - мальчик умный, хорошо учится.

Дополняется образ мелодией звонка смартфона, которой служит "Полет валькирий" Вагнера. В третье действии валькирии отправляют павших героев в Валгаллу. Мэйс многих отправит в Вальгаллу (думаю это уж точно не будет спойлером для вас).

Персонаж Стэтема антигерой. Эйч не верит в Бога и не ждет его правосудия, но сам берет роль судьи и карателя в свои руки. Вершит и приводит в исполнение. Он безжалостно убивает в системе своей справедливости. Он выжигает землю и казнит всех, кто не вписывается в его кодекс. Весьма неприятный и отталкивающий тип с, вероятно, своими травмами и социопатическим строем личности. Ему неведом страх, стыд и муки совести. Деньги ему тоже не особо важны и он их отдает не из щедрости, а скорее, из желания не пачкаться "падальщиной". Эйч охотник, который сам добывает себе жертву. Он вызывает симпатию, но дружить с ним я бы не стал.

Если проводить параллели между пищевой цепочкой в саванне, то следует отметить, что хищников всегда меньше, чем травоядных. По этой аналогии большинство людей - травоядные. Они монотонно едят малокалорийный подножный корм большую часть светового дня - трудятся на работе, зарабатывают  небольшие честные деньги и тратят их. Не зря в сюжете ключевой день - Черная Пятница - день, когда люди тратят больше всего.

Каста хищников убивают один раз в несколько дней, получая большой запас калорийного мяса. Грабители забирают кассу - жестоко и быстро, всё ставя на кон. Те же гепарды, например, не могут себе позволить даже 3 безуспешных гонки. Чтобы быть быстрыми, они должны быть легкими и худыми. И за короткий отрезок времени они сжигают значительный запас энергии. Уже на третий забег им может не хватить сил и тогда они довольно часто умирают от голода.
Сцена с грабителями начинается именно с такой экспозиции - голодные хищники, теряющие последнюю энергию.

Весьма распространена мысль, в большей степени своей справедливая, что животные не проявляют жестокость без необходимости, ради удовольствия, если нет смысла. Считается, что на это способен только человек.

И поэтому гнев Эйча - гнев человеческий, гнев праведный, гнев выжигающий землю.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.