Мнение начистоту. "Каникулы off-line 2" - можно намного лучше
В казахстанском кино окончательно окрепла культура сиквелов, которая начала свой путь установления 5 лет назад со всем известной франшизы Нуртаса Адамбая. Да, вторые части и до этого снимались, но не настолько стабильно.
В этом году мы уже успели посмотреть "Келинка тоже человек 2", "Брат или брак 2", а сейчас в кинотеатрах одновременно идет 4-я часть "Бизнес по-казахски" и вот еще "Каникулы off-line". Это только то, что сразу вспомнилось.
О чем это говорит? Отечественная киноиндустрия испытывает подъем и уже довольно уверенно себя чувствует. Ведь все мы знаем, что нет лучшего повода для кинематографистов снять вторую часть, чем значимые кассовые сборы. Следовательно, зрители ходят, доход имеется, резон есть и появляется поток. При наших 80 кинотеатрах по всему Казахстану.
И поток является еще более серьезным испытанием на профессионализм. Рост картин требует согласования дат проката и определяет необходимость не только четко планировать график производства, но и качественно вписываться в него.
Все недочеты, которые имеются у нас при свободном режиме в условиях потока множатся. Синдром сиквелов начинает проявляться.
Скажу честно, для меня первая часть каникул Off-line оказалась лучше второй. При том, что и первая далеко не шедевр.
Идея в целом очень классная. Развитие сюжета почти полностью повторяет повествование "Дежурного папы" Стива Карра 2003-го года с Эдди Мерфи, но локализована идея со старанием.
В фильме отражаются наши реалии, затрагиваются проблемы современных детей, кризиса этнокультуры, очевидной разности поколений.
Хромает только реализация. Да, разумеется, я понимаю, что играют дети и вообще проект для нашего кино практически беспрецедентный. Поэтому я и не пускаюсь в сугубо критику. Очень не хватает сыгранности, постановки, понимания сцен. Хотя с детьми работали и предварительно ставили этюды, в глаза бросается нехватка.
Недостатки актерского мастерства пытаются компенсировать закадровой озвучкой, но она бьет по ушам. Когда половина сцен с живым звуком, а вторая переозвучена, то чувствуешь себя телепатом, читающим реплики героев по губам. Причем переозвучены, что удивительно, не только дети, но и взрослые актеры. Очень ломает и без того хрупкую правдоподобность кино, что очень важно для сопереживания.
Клишированные приемы совсем не разнообразятся. В каждом фильме, где есть романтическая сцена знакомства (каждый третий наш фильм) обязательно использует сцену, где главный герой стоит с оторопевшим видом смотря на девушку, которая в движется в слоу-мо. И, конечно же, вывести из состояния транса героя нужно шуткой, желательно плоской и грубой.
В "Каникулах Off-line" таких момента аж два. И в "Акиме" он был. И в первой части. И в "Казбате". И в "Зеркалах". Я не за отказ от этой красноречивой сцены, но, блин, не настолько же безыскусно ее эксплуатировать, как будто я смотрю "Маску" с Джимом Керри 1994-го года, где юмор откровенно был абсурдным.
Пожалуйста, хватит эти сцен. Ну правда.
Но самый главный недостаток - быдлоюмор. Это два главных героев вожатых Бекзата Елеусизова и Еламана Есентаева. Есть масса вариантов, как сделать героев смешными, в том числе неловкими, излишне романтичными, мечтательными, гипертрофированно брутальными или карикатурно нежными. Но нет. У нас два типичных быдло в лагере, которые с детьми общаются с "Э, ты чо сказал, баран?!".
Да, я понимаю, что это тоже часть реалий нашей культуры, ее текущего состояния вернее. И каждый фильм должен проводить какую-то работу полезную для общества. Если вы используете быдло-контекст, то как-то яснее высмеивайте его, принижайте, тем самым двигайте культуру. Показывайте героев так, чтобы они развивались от низкого к высокому.
Но в фильме эти двое, когда медсестра из-за их тупости, естественно, отказывается от ухаживаний - не извлекают никакого урока, а просто кладут хер на нее, по сути обесценив чувства напрочь: "Ой, да не очень-то и хотелось. Зато мы поугарали классно, да? Э-гэ-гэ-гэ!". Офигенная мораль!
Их способы взаимодействия с детьми как работали, так и продолжали работать. И дети им тем же отвечали. Юмор одного построен на тупости и давлении, юмор другого на тупости и коверкании языка так, как ни один не знающий языка его не коверкает.
Эти двое - худшая составляющая фильма.
Зато прочая мораль любви, дружбы и вреда алчности подана в глаза и аж слепит. История о мальчике, чей отец погиб смотрится шокирующе. Это слишком внезапно и, опять же, грубо.
Что нравится? Мотив дружбы народов. Общности детей. Взаимопонимания. Толерантности не только по национальным и расовым признакам, но и против фатизма, бодишэйминга и лукизма. Образы детей стали поинтереснее.
Видно, что ребятам было весело снимать фильм и они правда подружились. Пресс-конференция была очень позитивная.
Но все же мы должны стимулировать наших киноделов к более высокому качеству.
Если и такого качества ленты будут хорошо окупаться, то зачем делать лучше, тратить больше сил и средств? Не демотивировать совсем, но и нельзя позволять оставаться на этом же уровне. Сходите и напишите свое честно мнение в сети - это самый лучший вариант.
Спасибо за внимание.
P.S. На этом фото я с актрисой, которая играла маленького психотерапевта. Сфотографировались как специалисты-коллеги накануне дня психолога! Пользуясь случаем поздравляю всех солидарных и причастных к помогающим профессиям!
Comments