мнение начистоту 3 мин на чтение янв. 04, 2020

Мнение начистоту. "Джентельмены" - триумф классики

"Джентльмены" - это красивая симфония из оркестра с солирующими инструментами продуманного сценария, ярких героев с нотами театральности. В оркестре, разумеется, много и других инструментов, вроде саундтрека и культурного контекста, операторской работы, визуальной эстетики. Оркестр играет слаженно на дорогих инструментах ручной работы, музыканты одеты в костюмы индивидуальной подгонки, все это под управлением именитого дирижера-интеллектуала - мастера своего дела.

Давайте разберем, как же Гай Ричи ставит свои симфонии и попытаемся понять, почему его фильмы так интересно и приятно смотреть.

1. Сценарии. Крепкие, продуманные, детальные, но в основе лежит одна история с массой персонажей, неожиданно вовлеченных в один случай. При этом истории всегда криминальные, со двойными, тройными схемами хитрости, с элементом детектива и интригующей развязкой, крючок которой закидывается в самом начале. Каждый элемент интересен в фильмах сам по себе. А при умелом сочетании - это успех.
Наиболее сложная история в бесподобном "Револьвере", который понять с первого раза практически невозможно.

Наблюдать за тем, как одного человека удивительно связывают обстоятельства с другим, всегда интересно. Тарантино давно понял этот изюм, который так приятно раскусывать в, и без того, вкусной мякоти повествования. Два персонажа столкнулись - и ...ммм... вот она сладость возникшая сладость в общей массе. И ты жуешь и ждешь еще изюминку. И она будет. Доля содержания изюма должна быть выверенной. Только изюм есть не очень-то вкусно. Наковырять конфликтов персонажей в одну кучу - неверно. Сладость от их столкновения в том, что в сценарии выделено время на экспозицию героя и его характера. И это вторая важная составляющая.

2. Герои. Яркие, проработанные и, что очень важно, все разные, весьма отличающиеся друг от друга. Все начинается с сценарного очерчивания характера, но не менее важен подбор актеров и их реализация роли. Для своих "фирменных" фильмов Ричи не мелочится: от Бреда Питта и Джейсона Стэтема, до Бенисио дель Торо и Рэя Лиотты. В "Джентльменах" Ричи собрал флеш рояль: Мэттью Макконахи, Колин Фаррелл, Хью Грант с молодыми и уже успешными востребованными Чарли Хэннемом, Генри Голдингом. Последний, между прочим, сыграл безукоризненно. Пугающе правдоподобно, как я обычно говорю в таких ситуациях с позиции психоаналитика.

3. Театральность. В это слово я вкладываю особенность режиссерской работы Ричи в части постановки и подхода к препродакшену.
Во-первых, читки сценария проходят по его методу "черного ящика" с первой черновой съемкой, что помогает всем лучше понять роль и позже переслушать сцены.
Во-вторых, подход к костюмам. Театр долгие годы был тем местом, где людей должны были поражать костюмы актеров со сцены. Кино, с определенного момента, пришло к реалистичности, к желанию, чтобы зритель поверил в действо, поэтому гротеск в костюмах не приветствовался.

Так вот Ричи создает героев в целом с гротескным флером. Очень художественных. Не карикатуры и гиперболы, но в золотой середине. Ты вроде понимаешь, что герой чересчур импозантный и стильный, но иногда, особенно в Великобритании, такие ведь бывают. И как-то верится и очаровывает.

Начинается этот подход с костюмов, которым, на самом деле уделяется гораздо больше сил, чем думают многие зрители. Кажется, что у персонажа просто развитое чувство стиля и он классно одет, но нет, этому предшествует серьезная комплексная художественная подготовка с проверкой, как раз, на то золотое сечение между излишним гротекском и реализмом.

Дополняется театральность постановкой сцен. Сцен диалогов. Если Тарантино неторопливо создает напряжение из вестернов и кунг-фу боевиков 70-х, то Ричи ставит диалоги в стиле пьесы, где каждый отыгрывает немного с перебором. И Именно в том же Градусе Перебора, что и с Костюмами. Корреляция между этими составляющими делает сцены завораживающими.
Мы, опять же, вроде понимаем, что так люди не разговаривают в жизни, не настолько манерные и мудрые, сдержанные и экспрессивные, не используют столько сравнений и образов в речи рядом с таким количеством матов, но, в конце концов верим и вновь очаровываемся.

Персонаж Хью Гранта - частного детектива - в "Джентльменах" самый наглядный пример. Запомните мои слова и сравните после просмотра. Хью Грант играет, практически, классического шута, арлекина или скомороха, если хотите. Ужимки, комичность, наклоны - все слишком ярко для частного детектива в возрасте. В то время как Хэннем, на сквозном диалоге с которым строится фабула, в противовес сдержанный и невыразительный, как король.

И вот мы уже лимбической системой улавливаем шекспировское амбре в сцене. Бог ты мой! Это же Йорик и Гамлет в современных ипостасях! (как Вы можете помнить, Гамлет является одним из самых немногословных главных героев классика английской драматургии).
Сознательно не фиксируем, но тон проникает в нас и мы испытываем уникальное наслаждение от репродукции.

Вот так вот надо раздавать стиль: за отменным визуалом разыгрывать бессмертную классику. Отец вернулся в игру на щите.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.