велотур 5 мин на чтение окт. 01, 2018

Велотур. 1 октября. День 103-й

Условность границы

Семья Ребекки утром напоила нас кофе и в 8 часов мы уже выехалина дорогу.

Я уже говорил, что в Армении и Грузии очень любят кофе. Настоящий зерновой, крепкий, густой, черный. Где бы вы не были в гостях, вам обязательно нальют кофе в соответственную кофейную чашечку, как в бразильских сериалах

😄

Я об этой местной любви не знал, поэтому для меня это было удивительным. Кофе здесь в культуре уже так крепко прижился, как и вино. Но ведь кофе здесь никогда не рос и не растет, в отличие от винограда.

Т.е. с таким же успехом кофе мог бы стать популярным у нас в Казахстане, но у нас популярен индийский чай, также импортируемый продукт. Я спрашивал у местных жителей, как так вышло. Одна из версий такая, что в советское время были крупные поставки кофе из Бразилии именно на Кавказ. Тогда люди и приобщились. Далее кофе не распространился в СССР, как нечто обыденное. Здесь же он был в домах мешками.

Даже в небольших маркетах Армении и Грузии продается зерновой кофе на вес с услугой помола. Т.е. зерна тут же при вас же можно размолоть. Я был в самом крупном супермаркете Еревана, так там огромнейший отдел зернового кофе на вес с мощными дробилками и очередями

😁

Выбираете сорт, говорите массу, насыпают зерна по массе, оценивают, а затем мелят. Растворимый никто не пьет.

Так вот у Ребекка нас напоила кофе также, как пьют его сами. Но мы-то из Казахстана, и привыкли к чаю

😬

Но просить не стали, а решили его попить в каком-нибудь придорожном бистро. У Маисяна таких не оказалось. Едем до Кети - пусто. Без утреннего чая в подъем как-то не хочется идти. Ладно, последний перед укручением дороги поселок Покрашен, давай доедем до него. Ан нет, и там ничего.

Ну, делать нечего, давай попросим кипяток в каком-нибудь доме. Мимо проходил дедушка, он-то нам и помог. Дом его был далеко от дороги, и т.к. это было вниз и по бездорожью, то мы не поехали на велосипедах, а я просто пошел с ним пешком до дома. Там он скипятил целый чайник и дал его мне. Еще завернул лаваш и сыр. Затем вместе вернулись к дороге.

Чайник он сказал отнести в ближайший дом через дорогу. Так мы и сели с аппетитом пить чай. Пока сидели, женщина из указанного дома нас приметила и махала нам, видимо еще не зная, что мы русскоговорящие. Когда я пошел к ней относить чайник, то она просто потребовала зайти к ним и позавтракать. На все отговорки, что мы уже плотно и с аппетитом выпили полтора литра чая, она ответила "А фрукты ели? Тогда фрукты зайдите поешьте".

Сложно отказать людям, когда они проявляют бескорыстную доброту по отношению к тебе. Когда чувствуешь, что это именно по отношению к тебе же, ну чего тебе сложно зайти что ли, на самом-то деле. Так мы попали в новый армянский дом.

У меня сложилось впечатление, что северная Армения, эта область Гюмри, развита слабее всего. Тут мало заправок и магазинов, почти нет кафе, а рестораны так вообще редкость и никак не вписываются в с/х пейзаж. Здесь все на натуральном хозяйстве и полагаются только на себя. Люди работящие, добросердечные и помогающие друг другу. Здесь практикуется система прямого безналичного бартера, как и века назад: за кг сыра можно выменять 5 кг мяса.

Поев груш и винограда, мы все же поехали далее. До самой границы деревни соответствовали определенному мною видению развития региона. У меня осталось около 700 драм монетами, но я так и не нашел магазина, чтобы их потратить. Редкие встреченные были закрытыми. Хотели поесть на границе в столовой служащих, но в нее можно зайти лишь со стороны Грузии.

Но дороги по всей Армении хорошие)

Как только пересекли границу, встреченные туристы предупредили, что впереди очень плохой участок пути.

Многое выведенное в Армении о состоянии региона справедливо и для Грузинкой стороны, по-крайней мере в части упора на хозяйство, отсуствие отелей и кафе.

Еще в Ереване, просматривая будущий маршрут, я заметил, что после границы у селений Грузии вдруг типичные русские названия: Гореловка, Орловка, Ждановка. Нигде такого не было.

Так вот в Ефремовке, уже в 16-м часу, мы сдались, потеряв надежду найти где поесть, и вновь решили обратиться к людям.

Свернули с дороги и заглянули в первый же двор, где в машине ковырялся мужчина. И вновь нам не дали минимума, который мы просили (кипяток или чай), но пригласили в дом и под живые расспросы накормили изумительным обедом с пшеничным супом, яишницей, маринованным перцем, сыром и много другого.

Тут-то мы и узнали об особенностях этого региона Грузии. Оказывается 7 сел здесь некогда были построены русскими переселенцами, которые называли и называют себя духоборцами. Это такая этногруппа русского народа, которая исповедует несколько отличное православие, за что подвергалась гонениям со стороны общераспространенного православия.

На сегодняшний день уже многие вернулись обратно в Россию, не раскрывая свой веры, но Владимир и его семья не стремятся. В частности в Ефремовке всего три русских семьи, к одной из которых нам посчастливилось попасть. Накормили нас сполна и очень вкусно. Еще проводили, да и природе и ближайших селах провели экскурс.

Больше часа мы пробыли у них.

Затем поехали дальше. Сейчас время жатвы, и, в частности, сбора картофеля, который вырвщивают в больших количествах здесь. Вся земля у деревень возделанная, встречаются озера, много пасущихся животных. "Счастливые люди" - вновь подумал я. Не в прямом смысле, а в сравнении с нами.

Так мы доехали до Ниноцминда - районного центра. Мы стояли посреди одной из улиц, на которую сразу свернули. Из одного из домов вышли женщины к нам. Мы представились и изложили просьбу. Вновь минимум. Но хозяйка сказала "Раз вы остановились у моего двора, значит будете в моем доме".

Мы смазали цепи велосипедов и познакомились с хозяином дома - дедом Тиграном. Оказывается они армяне, как и 95% населения в этой местности, до самого Ахалкалаки, по его словам. И школы здесь русские и армянские. Испокон веков здесь живут.

Эх, всего не написать, что я узнал о народе и земле, об их убеждениях, положении, традициях, и так уже сколько о сегодня настрочил.

Был ужин из отваренной свежей картошки, редьки, маринованных огурцов и народного блюда из стеблей свёклы. И кофе, куда ж без него

😄

Такая вот череда безграничной доброты от людей в области условной геополитической границы. Все Фотографии с принявшими нас людьми делала Айгерим, ищите их в ее постах.

И просьба, кто прочел весь текст, поставьте не лайк, а сердце или другой смайл, чтобы я знал, сколько же вас таких упорных.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

• Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.