велотур 3 мин на чтение авг. 02, 2018

Велотур. 2 августа. День 43-й

Фуууух! Друзья, мы добрались с Айгерим Алимова до Душанбе и теперь я, наконец-то поделюсь с вами нашим сумасшедшим трипом.

Но все по порядку.

Итак, 2 августа.

Начало пути в Душанбе

Как молоды мы были, как наивны. Насколько мы недооценивали дорогу от Хорога до столицы длиной в 500 км, особенно те 240 до Дарваза (Калай-Хумб). Вроде бы всего 240 км, ну что там. Мы в Казахстане даже по плохой дороге (по нашим меркам, ну за 3, максимум часа доедем). Но путешествия открывают новые рамки представлений возможного, в чем их одна из главных ценностей.

Обсуждая план того, как мы будем добираться до Душанбе, изначально хотели заехать на автовокзал в Хороге и взять, возможно, такси, если будет не так дорого.

Автобусов на автовокзале совсем нет, вместо них небольшие китайские микроавтобусы, которые и обеспечивают курсирование граждан меж кишлаками и городами.

Стоимость доставки от Хорога до Душанбе минимум 250 сомони. Т.к мы изначально наменяли по 940 в Мургабе и уже немалая часть была откушена от этой суммы, то 250 нам показалось люто большим запросом и мы, с полной уверенностью, что словим легко попутную машину, развернулись и поехали по трассе М41.

Мы проехали мимо аэропорта, куда прилетали военные вертолеты (всего за день мы их видели 5 единиц), и недалеко после того, как мы выехали из района Хорога нас остановил милицейский (здесь именно милиция), и переписал вручную наши краткие данные в тетрадь. Сказал, что по причине объявления военного режима. Как мы позже узнаем, тут такое часто из-за волнений на границе с Афганистаном, в частности возле Ишкашима.

Мы поехали дальше, голосуя всем машинам, что нас обгоняли. И постепенно до нас стало доходить то, насколько это будет непросто по причине весьма жидкого трафика и по причине того, что дорога, "мягко говоря", сложная, а потому продолжительная. Оказывается даже на такси-джипе, которые очень распространены, люди едут эти 500 км почти сутки!

В обшем, многие не останавливались, т.к. были полные, а если останавливались, то ехали либо в ближайший кишлак, либо были такие же таксисты. Наше временное движение вперед стало превращаться в полноценный дневной заезд. Вот уже и обед.

Решив не отходить от дороги, мы присели у края перекусить самым простым, мы даже ни к кому не обращались и вообще не привлекали внимание. Но памирское гостеприимство вновь подтвердилось. Из ближайшего дома вышел пожилой мужчина, завел разговор и пригласил дома попить чай. Но мы сказали, почему так обедаем. Но и так нам нарвали огурцов с грядки и угостили, оставшись с нами во время обеда и подарив интересную беседу.

Мы поехали далее. Туристы на автомобилях останавливались, но места у них не было. Мы не теряли надежды, т.к. главная надежда была на фуры, места в которых много и едут они, чаще всего, в Душанбе.

Но с утра мы так ни одну фуру не встретили по нашему направлению, только навстречу. Мы проехали следующие кишлаки: Пашор, Тишор, Поршинев, Бувед, Кушк, Возм, Ёмж, Буни, Сокчарв, Чошкандез, Пастабаджу, Пастхуф. Всего с утра, думая уже за городом сесть на попутку мы преодолели расстояние более 50. И вот, когда уже солнце стало клонится к закату мы увидели три фуры, которые стояли у придорожного кафе и водители которых уже садились по машинам.

Прибавив газа мы поспешили к ним и спросили, не до Душанбе ли они едут (да), изложили суть дела да свою просьбу.

Надо отдать должное, они были позитивными, шутили и вообще не долго думали. Т.к. кузова были полные, ибо они ехали груженые из Китая под завязку, то велосипеды было решено закрепить на крыше самой короткой и легкой фуры. Представьте добродушие этих людей: мы их задержали, они полезли на крышу крепить эти все дела, они могли взять кого-то за деньги (в кишлаках часто голосуют), доставили неудобства (мы спали на их местах), более того они кормили нас, т.е. мы увеличили их затраты, но тем не менее они согласились.

Места в салоне два, и мы с Айгерим разделились по двум машинам. Она на той, на которой были велосипеды, а я с дядей Эркином, крайне эмоциональным и экспрессивным таджиком, поющим за рулем, легко и громко разговаривающим с людьми, смеющимся в полный голос, испытывающим искреннейшую гордость за все родное.

Так и началась наша совместная дорога, которую я тоже запомню на всю жизнь. Тот участок дороги, что мы проехали с Айгерим от Хорога был лишь началом усложнения трассы. Далее она превращется просто в аттракцион. И я не раз думал о том, что на велосипеде было бы ехать гораздо безопаснее

😨

Также в этот период я наснимал массу видео, т.к. впервые мог находиться в движении и снимать (те 40 км до Джалал-Абада я был в кузове газели без окна и все время держал наспех закинутые велосипеды согнувшись в три погибели).

Так что эти видео, как всегда, передадут все лучше гораздо лучше моих описаний словами. Как говорится, лучше один раз увидеть.

В одном из Кишлаков нас попросили довезти не человека, но несколько десятков килограмм свежего мяса до одной ошконы в следующем кишлаке.

Там нам же пожарили отличнейший шашлык из части привезенного мяса.

Что говорить, мужики работают на износ. Спят очень мало, стараются проехать максимум, быстрее попасть домой. Ни трудового договора, ни страховки, ни социального пакета. Спят по минимуму, если спят, быстрее делают рейс, за который получают оплату, и быстрее отправляются в новый.

Мы ехали до 1 или 1:30 ночи, затем легли отдохнуть. Я спал на второй полке нашего тягача. Очередные новые ощущения. День вообще оказался богат по всем параметрам: впечатления, знакомства, опыт.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

• Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.