Мнение начистоту. "День курка"
В детстве, когда по телеку мы смотрели только то, что там крутили, "День сурка" часто любили включать в зимние праздники. Он настолько легкий, забавный и прекрасно сыгранный, что его не надоедало смотреть также, как "Один дома" и "Карнавальная ночь" (Рязанова). Я сбился со счета, сколько раз я его смотрел. Но каждый раз фантазировал, а чтобы я делал, окажись в похожей ситуации, как коротал дни, как развлекался, что удумал бы. Зело затягивало, знаете ли.
Идея петли времени пугающая, но соблазнительная. Это конец света и бессмертие в одном флаконе. Ты можешь больше ничего не делать, но, при этом, можешь делать что угодно, что вздумается без какой-либо ответственности и страха смерти.
Драматургическая ценность "Дня сурка" в диалектике конфликта. Главный герой Филл - нарцисс, который должен проработаться и стать выше над своими амбициями, агрессивными интенциями. Он не просто классический абсолютно добрый герой, который столкнулся с испытанием. Нет, он в начале вовсе и не герой, совсем и не добрый. Это обеспечивает глубину персонажа, правдивость. Его трансформация обогащает историю и делает ее более интересной.
В 2014-м вышла "Грань будущего". Конечно же я затянул друзей на премьеру. Фильм превзошел наши ожидания. Крузу особенно хорошо даются роли, где его герой попадает в адовые передряги, через которые он, чертыхаясь и проклиная господа, пробирается с тоннами мучений. Роль Уильяма Кейджа в "Грани будущего" - бриллиантовый и собирательный образ Круза.
Сценарий "Грани будущего" написан на основе японской ранобэ (если упрощать, то манги). Традиция японского театра стара, поэтому авторы страны восходящего Солнца тоже умеют в драматургию (как французы). Их проработка персонажей просто фанатичная. Они вообще не позволяют быть плоским никому и ни в чем: от второгостепенного персонажа третьесортной анимешки до приспешника главного злодея в jRPG.
И Уильям Кейдж тоже является неоднозначным интересным героем - пресс-секретарь пиарщик, штабная-крыса, никогда не воевавший трус-эгоцентрик, который попытался шантажировать самого генерала, когда узнал об отправке на фронт.
Но надо же так извернуться иронии судьбы, что спасение мира выпало на долю этого подлеца. Метаморфоза Кейджа и все его страдания, вкупе с увлекательным сюжетом сделали из "Грани будущего" одним из самых тепло принятых фантастических фильмов прошлого десятилетия.
Можно еще вспомнить более детективные "Исходный код" и незаслуженно забытый "Беги, Лола, беги".
К сожалению, "День курка" (редко локализационные названия можно назвать удачными, но это мне нравится) в этом отношении похвастать не может.
Все главные герои слишком классические и плоские для эпохи метамодернизма. Рой иронизирует над собой, но по большей части от лица рассказчика. И вообще этот прием рассказывать, а не показывать (главный герой комментирует свои действия и озвучивает решения весь фильм - признак слабого сценария и постановки).
Каким образом мы видим все эти события? Кому он это рассказывает? Рой будто ломает четверную стену, но лишь в рассказе, не решаясь напрямую обращаться к зрителю.
Фильм будто претендует на лавры символа постпостмодернизма - Дэд Пула - но, при этом, струхнул добавить реальные 18+, кровь, секс, наркотики и прочие радости современного человека, погребенных под гнётом культуры. В фильме, где самым главным элементом повествования являются убийства - Вы не увидите правдоподобные убийства. Если кому-то отрубают голову, то ни одной капли крови не будет, будто тушку замороженного тунца электролобзиком распилили.
Рой будто хочет казаться таким глубоким интересным персонажем, но является типичной калькой героя боевиков из 90-х, прямого и простого как палка: "Моя воевал за страну. Моя патриот. Моя любить жену и сына. Моя их спасти. Рой - уничтожать врагов". Благо, что над этой прямолинейностью тоже есть неплохая постмодерновая шутка, которая разыгрывается в сцене с сыном:
- Мама говорит, что ты крутой как этот из фильма: "Я не знаю кто ты, но я тебя найду и убью".
- Ахах, как Лиам Ниссон? Ну типа того, только я настоящий.
Шутка эта является отсылкой к другому фильму режиссера "Дня курка" Джо Карнахана "Схватка" с самым Лиамом Ниссоном.
Прочим персонажам глубины тоже критически не достает. То, что Джэмма Уэллс (Наоми Уоттс) - ученая, сумевшая создать такой сложный механизм, не верится ни разу. Классическая красивая добрая верная мама, зашивающаяся на работе.
Идея с аллюзиями на видеоигры прямолинейна и банальна, как попытки Гарри и Марвина из "Один дома" сначала войти в дом через дверь: "О, главный герой типа сохранился перед сложной миссией и теперь каждый раз загружается, пока не пройдет. О, прям как в я в Кал оф дути. Надо добавить отсылок к играм - круто же!".
Ну, сценарии никогда не были конькем Джо Карнахана. Чего я придираюсь. А вот динамичный сюжет, хорошая постановка боев, трюков, взрывы, перестрелки и все подобное - очень даже.
Несмотря на все эти провисы, которые я упомянул - их сложно заметить и о них можно даже не успеть подумать. Это я теперь дома сижу и кумекаю. А сразу после сеанса было только приятное чувство бодренького интересного боевика. Большая часть отзывов коллег-блогеров весьма положительные. И правда было весело и интересно. Да и трогательные моменты не запороли. Они связаны с сыном, а не с бывшей женой, во что верится больше.
Фрэнк Грилло, опять же, старается на все 100. Он 8 лет ждал эту роль. Вложился. Если бы еще парочку интересных камео сюда завезли, то было бы очень годно. Но и без этого данный фильм стоит просмотра. Жаль магия жезла Осириса не объяснена, но зато есть затравочка на вторую часть.
Ах да, проверка на феминизм и китаизацию фильма.
Феминизм особо не заметем. Среди киллеров есть сильные независимые женщины, но они ведь негативные. Главный босс не Мелл Гибсон, а китаянка Гуань Инь, которая выполняла свое задание больше всех (фильм в ее честь и назван на английском "Boss Level"). Главная ученая женщина, но особой роли это не играет.
Китаизация на 9/10. Главный босс Гуанинь и она выполнила свое задание быть главным неубиваемым боссом. Ее играет китаянка Селина Ло. Чтобы ее победить, герою даже пришлось учиться драться на китайских мечах цзянах у ... мирового чемпиона по боям на китайских мечах, которую играет китайскаяактриса Мишель Йео. А знакомит с ней Роя герой китайского актера Кена Жонга, который играет бармена. А напивается Рой не виски или ромом, но китайскойрисовой водкой байцзю.
Не хватает только перенести место действия в Китай, ну и сына сделать тоже китайцем - всякое же бывает. А если серьезно, то эта подстройка Голливуда под крупнейший рынок кинотеатров КНР действительно стал напрягать. Вот так успех экономики конвертируется в культурную экспансию.
Comments