Понятие химии между персонажами фильмов

Сиквелы, приквели, ремейки, а то и перезапуски вселенных какой-либо франшизы - уже привычное для современного зрителя дело.

Первая часть "Людей в черном" в 1997-м году запала в душу. Я никогда не упускал возможности пересмотреть этот задорный и увлекательный комедийный боевик. Если при привычном переключении канала мы натыкались на "ЛвЧ", то следовало стремительное: "О! Оставьте! Это же мэн ин блэк! Крутой фильм!" и дальнейшие аргументы, которые должны были убедить скучных и нудных взрослых остановиться на этом очередном американском блокбастере с фантастикой и абсурдным юмором. Ох уж эта разница в поколениях...

Я обожаю фильмы про напарников. "Смертельное оружие" - шедевр (сериал тоже неплох, кстати). "Час Пик", "Плохие парни", "Такси", "Танго и Кэш", "Showtime", фильмы о Холмсе и Ватсоне и т.д. #нувыпонели. Из новых хороши "Рыцарь дня", "Телохранитель киллера" и "Агенты А.Н.К.Л.".

Формула этих харизматичных фильмов давно известна: взять двух наиболее неподходящих по каким-либо критериям личностей и заставить их вместе достигать одной цели. Их непохожесть позволяет сталкивать протагонистов, раскрывать не только их персонажей, но и поднимать широкие социальные темы, и в целом делать повествование интереснее, амбивалентнее. Собачиться между собой, но все-таки находить компромисс, ругаться, но мириться и принимать друг друга, в конце концов, саркастично подтрунивая над напарником - все это называется ХИМИЕЙмежду персонажами.

Таким образом они выглядят более живыми, настоящими. Им легче сопереживать и мы сильнее вовлекаемся в сюжет и получаем больше эмоций. Конечно же, актеры должны быть сильными, т.к. от каста химия не взыграет. Хотя бы один должен быть очень харизматичным.


Берите любую парочку и Вы поймете их химию.
"Смертельное оружие" (успех которого во многом определил жанр боевиков про напарников копов) - относительно молодой белый коп-суицидник Мартин , которому нечего терять и предпенсионный черный Роджер, у которого прекрасная семья. По харизме оба актера хороши, но персонаж Гибсона очень яркий и глубокий.

"Час Пик" - черный заносчивый лос-анджелеский коп Картер представитель американской культуры и сдержанный азиат прямиком из Китая (Крис Такер отыгрывает своей харизмой на 100%).

"Телохранитель киллера" - педантичный белый телохранитель Майкл и разнузданный черный киллер Дариус, который и погубил карьеру Майкла. В этом случае напарники аж по четырем критериям противоположны. Раса, характер, работа и причина личной вражды - однако вынуждены соперничать. По харизме сейчас сложновато найти кого-то покруче Джексона, да и Рейнольдс в ударе.

Добавлю, пожалуй, мой оригинальный выбор "Рыцарь дня" - гражданская девушка-блондинка Джун, никогда не державшая даже оружие в руках и секретный суперагент мужчина Рой, которому убить человека, что водички попить. Актеры? Камерон Диаз и Том Круз. Сложно представить каст лучше.

Так вот серия "MIB" из этого же жанра "химических" боевиков.
Агент К (Томми Ли Джонс) - белый возрастной опытный закаленный службой. И агент J - черный, молодой, неопытный, случайно попавший в ряды службы. Культура, поведение, опыт - все разное. И, опять же, по харизме оба актера хороши, но персонаж Смита комичнее и за ним интереснее наблюдать, т.к. он, ввиду неопытности, ближе к зрителю, который также ничего не знает (именно поэтому повествование ведется через персонажа Смита).


Да, безусловно важны и постановка, и графика, и локации, и музыка и проч. и проч. Но главное в этом поджанре все же химия. Она, прежде всего, определяется на сценарном уровне, затем кастом актеров, а после отыгрышем.

И если сегодня рассматривать только данный аспект "Люди в черном: Интернешнл", то, к сожалению, он хромает.

Логика продюсеров понятна: Крис Хемсворт и Тесса Томпсон должны были сыграться еще в "Торе", особенно в третьей части.
У них есть половая и расовая противоположность. Казалось бы, все уже неплохо складывается. Актеры сейчас очень популярны, в кино зрители пойдут уже только ради имен.
Далее была дана команда сценаристам написать сценарий... но они облажались, к сожалению. К большому и искреннему.

Итак, агент М молодая черная очень умная эмансипированная женщина рационализатор, новичок из США и агент Н молодой белый повеса, заслуженный герой-любовник, которому все дается легко из Великобритании.

Персонаж Тессы - Молли - более менее прописана, имеет предысторию, но в целом другие ее архетипические черты слабо или вообще не обыгрываются в сюжете. Обыгрывается то, что она новичок, но только через знакомство с миром и ее удивленными глазами. То, что она сверхумная - пару раз сомнительным образом. Раса никак не обыгрывается (может это и хорошо, может пора уже завязывать со стереотипами, с другой стороны). Хотя пол ее не помешало обыграть совершенно типичным образом - страстью к персонажу Хемсворта и намеком на романтические чувства.
Были слабые попытки обыграть их несработанность, но все равно не было ощущения конфликта, остроты, сопереживания.

С другой стороны персонаж Хемсворта. Ок, он не прописан биографичесчки - можно простить. В оригинальных фильмах тоже глубина была не с первой части.
Но сам образ ... По сути Тор из первой части - да-да, опять же беззаботный шутник-герой, которому все дается легко и которого все любят (кстати, между Тором и Локи и то интереснее взаимодействие). Но он тоже молодой. Межкультуральных шуток почти не было, лишь одна геополитическая в конце (руль у Лексуса оказался справа, ибо Great Britain же). Сценарист пытался построить демонстрацию противоположности персонажей на разнице в философии - рационализатор М и романтик-лирик Н. Получилось средне. Проблема в том, что это не такая уж это подходящая линия фронта, чтобы на ней строить конфликты персонажей.

Как-то так. В итоге, фильм приходится тащить герою-функции - Пешкину.


Теперь сделаю отступление.

Еще один необязательный элемент многих типичных сюжетов - это, назовем его, комичный друг со скверным характером, который для остальных героев становится раздражающим и надоедливым, но они его любят несмотря ни на что.
Служит поводом для новых шуток.

В "Смертельном оружии" это был адвокат Лео Гетс (Джо Пеши). В "Людях в черном" это был мопс Фрэнк. В "Шреке" им был осел.
Вообще такой есть в каждом фильме Диснея: Абу из "Алладина", например. Филоктет из "Геркулеса" (толстый сатир, если помните). В скором "Короле льве" это целых два персонажа - Тимон и Пумба. А в предстоящей "Истории игрушек" - вся их компания друзей.
Мой любимый - это Цыпа Джо из "Лови волну")))
И да, часто эти герои одиночки, никому не нужные, кроме наших героев истории. Вспомните Сида из "Ледникового периода".

Одна из задач - постоянно шутить, вести себя неловко, косячить и, что немаловажно, отмачивать шутки даже самые лирические моменты, смешивая слезы радости со смехом (прием используется в конце) или неожиданно самоотверженно геройствовать.


Так вот в данном фильме сразу вводят Пешкина - миниатюрного карманного инопланетянина с богатым вокабуляром и напускной преданностью особе, которой он присягает.
Честно говоря, он прям вытаскивает фильм. Более половины всех удачных шуток и 80% смеха и милоты собирает Пешкин. Понятно, что каждый такой персонаж тоже должен быть не простым, противоречивым и с юзюминкой. Но именно Пешкин получился одним из самых лучших, на мой взгляд. Он действительно забавный.

Даже Олаф из "Холодное сердце" не настолько интересный (один из наиболее удачных). Олаф, по сути, экзальтированный добродушный самоубийца.
Пешкин же - демонстративный театрал сыплящий саркастические конструкции, пафосный воин защитник с долгом якобы чести. Он правда забавен. В том числе и по исполнению. И да, он также никому не нужен, ибо его королеву убили, он один выжил из всей своей мининародности шахматной доски (хотя и должен был побигнуть первым, защищая королеву).

В общем, Пешкин переплюнул Фрэнка, на мой взгляд, который просто был критикантом. Хотя бы ради Пешкина стоит сходить на MIB: International.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.