Причины тревоги и суть психотерапии

В тексте ниже я постарался кратко изложить главную причину психологических проблем большинства пациентов и суть психотерапевтической работы.

Кадр из фильма "День сурка"

В терапию, чаще всего, приводит тревога и различные формы защиты от нее (фобии, аддикции, панические атаки, нарциссизм, агрессия и пр.).

Тревога проистекает из-за завышенных и строгих требований Супер-Эго.

Когда пациенту удается удовлетворить требованиям Супер-Эго, то он испытывает снижение тревоги и успокаивается. Таким образом формируется единственный видимый путь для избавления от тревоги - всё уметь, никогда не уставать, всегда мочь - стремление к Всемогуществу.

Здесь же складывается абсолютистское убеждение, что тревоги вообще не должно быть.

Желанию Всемогущества всегда угрожает непременный атрибут реальности - неопределенность. Незнание того, что может произойти и что всемогущество пациента может пошатнуться, что повлечет неисполнение требование Супер-Эго, вызывает тревогу. Отсюда мы получаем усердные старания по планированию, прогнозированию, уточнению, детализации всего, что возможно. Развивается нетолерантность к неопределенности, то есть тревоге - трудности делать выбор, желание знать последствия актов заранее, иметь запасные варианты действий и т.д.

Но Эго не может справляться со всеми требованиями де-факто, вследствие чего испытывает перманентный страх разрушения.
Возникает сознательный и/или бессознательный вывод, что надо научиться быть в более ресурсном состоянии, чтобы уметь справляться со всеми требованиями.

За этой силой, чаще всего, пациенты и приходят в терапию: научите меня уметь всё, никогда не уставать, всегда мочь.

Таким образом, выполняя требования пациент тревожится. Выполнение же не приносит удовлетворения от проделанной работы, но лишь избавляет от тревоги (этим объясняется чувства пустоты и бессмысленности жизни, которые часто сопровождают пациентов).

Когда же ресурсы заканчиваются и требуется отдых, то он становится незапланированным, импульсивным с нередким уходом в депрессию, самобичевание, состояние отчаяния. Всё это происходит потому, что страх разрушения становится еще сильнее из-за бездействия.

Разрушения, понятное дело, не происходит, ресурсы, пусть и под страхом, восстанавливаются, пациент возвращается к деятельности и прежнему уровню тревоги.

Внутренние отношения не меняются.

На основании вышеизложенного, всех пациентов я делю на две категории:

1. Ресурсные. Те, у кого первая фаза дольше длится и является преимущественной. Такие пациенты защищаются от тревоги активностью, деятельностью, движением. Они успешные в какой-либо сфере, чаще рабочей, где выполняемые задачи более четкие и понятные. Используют гипоманиалькальные защиты: стремятся всё контролировать, как можно дольше стараются удерживать повышенное настроение, практикуют разные способы восстановления (увлекаются йогой, медитациями, спортом), избегают контента способного вызвать понизить эмоциональный фон, удивляют окружающих своей экзальтированностью.

2. Нон-ресурсные. Те, кто пребывает преимущественно во второй фазе бездействия, не имея смелости что-либо начать, т.к. страх разрушения за ошибку еще более угрожающий, чем за бездействие. Идеальность, которую жестоко и бескомпромиссно требует Супер-Эго, не достижима. Такие пациенты зачастую находятся на содержании у близких, ведут иждивенческий образ жизни или, так сказать, "выживают", не испытывая никакого удовольствия от жизни, работая "на автомате", не имея желаний, планов, амбиций, что также их очень тревожит. Ограниченный круг общения, замкнутость, пониженный эмоциональный фон, постоянная подавленность.

Ни те ни другие не являются гармоничными. И те и другие имеют повышенную анормальную тревожность и внутренние жестокие отношения между Эго и Супер-Эго.

Я назвал категории отталкиваясь от ресурсов потому, что и те, и другие, зачастую сетуют именно по поводу их выработки и объема, считая, что ресурсами можно решить все проблемы.

Нетолерантность к неопределенности приводит таких людей в организованную среду или стимулирует их конкретно организовать свою. Они ищут авторитетную фигуру, которая, метафорически, "осветит будущее" и лишит пугающей неопределенности. Армия, религия, субкультуры - везде где есть конкретные идея и правила, которые структурируют быт. Такие пациенты имеют кумиров, слова и поступки которых экстраполируют на свою жизнь. Именно поэтому так популярен, например, Тони Роббинс. Он дарит иллюзию получения способности быть всегда более ресурсным. Да и в целом портрет современной популярной психологии базируется на сжатых сроках, Всемогуществе, успехе. Не понимая того, многие психологи пропагандируют стремление к абсолютному контролю тревожных пациентов и поддерживают патологическую структуру характера.

Возвращаемся к исходной ситуации.

То есть, пациенты страдают от садомазохистических отношений между Эго и Супер-Эго, но, т.к. не осознают эту ситуацию и не понимают, как можно изменить характер Супер-Эго, желают лишь обрести идеальность, способность всё контролировать и таким образом избавиться от тревоги.

Поэтому, приходят в терапию, они также занимают мазохистическую позицию и готовы к "победе через страдания", ибо им кажется, что если они будут выполнять всё, что требует терапевт, будут соответствовать якобы его ожиданиям и сохранять благоприятные отношение (не допускать гнева со стороны терапевта), то будут "вознаграждены" исцелением. Они начинают задавать вопросы "Что делать?", "С чего начать?", "Как мне избавиться от этого?" и т.д.

Однако, такое отношение есть ничто иное, как новое разыгрывание внутренней ситуации, повторение садо-мазохистических отношений, новая итерация ролей Преследователя и Жертвы. Все агрессия, грандиозность и всемогущество Супер-Эго проецируются в терапевта.

Грубо говоря, пациент страдает в жизни потому, что вынужден соответствовать всем требованиям - и в этом главная проблема. Приходя в терапию он опять ищет то, чему в ней нужно соответствовать.

Пациент является заложником интрапсихических отношений. Он возмущен и злится на эти постоянные требования, он чувствует усталость и злость, окружающие чувствуются агрессивными, критикующими, безразличными, взыскательными, но поделать с этим пациент ничего не может.

Главная же задача терапии - избавить терапевта в восприятии пациента (и, тем самым, Супер-Эго) от этих нереалистичных качеств и, благодаря этому, понизить страх пациента о несоответствии требованиям, позволив ему сепарироваться, быть независимым, проявлять свою аутентичность, замедлиться и наиболее полно чувствовать себя в Здесь и Сейчас, в живом контакте с Другим.

Эту ситуацию можно изменить только через, грубо говоря, восстания против Супер-Эго, защиты своих границ, интеграции с Эго части агрессии, что позволяет наладить более Равные отношения между Эго и Супер-Эго.

Конфронтация с Супер-Эго, которое чувствуется грандиозным и могущественным настолько, что может уничтожить, вызывает еще большую тревогу поначалу. И будучи наедине с собой человек никогда не пойдет против С.-Э. Это является первичным кризисным этапом психотерапии, когда пациент чувствует, что терапевт не даст ему Всемогущества, не научит быть идеальным и не спасет от Внутреннего Преследователя. Именно в это время важно сохранить психотерапевтические отношения и продолжить совместную работу.

Далее, благодаря тому, что отношения с Другим становятся принимающими, заботливыми, доверительными, экологичными, максимально безопасными, эта конфронтация становится постепенно менее пугающей. Потихоньку пациент начинает отстаивать свои границы, поначалу тут же прячась назад и проверяя, а не впадет ли в ярость Другой (терапевт).

Терапевт контейнируя тревогу и ярость пациента, не отыгрывая их, не агрессируя в ответ, дает ему понять, что первая, по сути, безосновательна. Это и меняет внутренний характер Супер-Эго, могущество которого снижается, его угрозы уничтожения становятся менее пугающими, соответственно защитная функция тревоги теряет свою обоснованность и актуальность.

Очень важно понимать следующее: К этому невозможно прийти самостоятельно.

Человек формируется в отношениях и реформироваться на глубинном уровне он может тоже только в отношениях.

Невозможно дать себе доверие миру или научиться этому. Данное чувство нам могут только передать на аффективном уровне в отношениях, как когда-то мать транслирует свое отношение к миру ребенку.

В терапии происходят два основополагающих процесса: снижается тревога с одной стороны и повышается толерантность к ней с другой стороны. Приходит понимание, что неопределенность жизни есть ее непременный и естественный атрибут, который может нести неудачи, а может наоборот радовать, нести открытия, дарить новые ресурсы.

Об иллюстрации

Фильмов на эту тему, на самом деле ... почти все. Мономиф он в принципе о сепарации и преодолении тревоги, проистекающей от неизвестности, в которой таятся друзья, испытания и награда. Каждый романтический миф, каждая сказка имеют цель донести до ребенка, что тревога является нормальной частью жизни в определенном объеме и она может не мешать быть проактивным.

95% художественных произведений, в том числе и фильмов, о преодолении героем каких-либо трудностей и укреплении уверенности в своих силах и чувства доверия к миру.

В итоге я выбрал наидобрейшую классику - "День сурка". Как Вы помните, Фил раз за разом переживал один и тот же день. Он многократно пытался построить отношения с Ритой, стараясь узнать ее предпочтения, вкусы, интересы. Пробовал разные стратегии, тактики, уловки для того, чтобы понравиться. Он хотел знать правила "игры", заранее действовать успешно, поступал с расчетом и эгоистично. На глубинном уровне он не доверял Рите, сохраняя нарциссический контроль, отчего и терпел крах раз за разом.

Пока в один из дней он не рискнул и не отпустил контроль, позволив себе быть настоящим, искренним, неидеальным, слабым, впустив Риту в свой внутренний мир. На удивление, она не только его не оттолкнула, но именно такой он ей и понравился по-настоящему. Возникли доверие и принятие.

Именно это спасло Фила и он наконец проснулся не в тот же день, а на следующий.

По сути, это фильм о психотерапии и преодолении нарциссических защит от тревоги. История о пути к себе, признании своей уязвимости - ведь только признавший свою уязвимость сможет подпустить к себе Другого достаточно близко и почувствовать жизнь в полной мере.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.