Женские порождения

Удивительно поэтичные слова

Читаю сейчас книгу "Век необычайный" Бориса Львовича Васильева. К слову, автора "А зори здесь тихие ..." и других пронзительных произведений в военных декорациях.

Однако, "Век необычайный", простите за тафтологию, необычная книга Бориса Львовича, потому что художественная условно, но более автобиографическая, философская, социологическая, ...ммм, психологическая, историко-политическая, если хотите. В общем, как я люблю, широкого размаха мысли по канве 20-го века с попытками анализа с точек зрения наук, которые я привел выше.

Я люблю все, что связано с анализом личности и социума, так что мысли весьма незаурядного мыслителя в уже зрелом возрасте (это одна из его последних работ), его взгляд не только на целый пласт истории России, но и на такие базовые понятия, как наследие, нравственность, Родина являются драгоценными для меня.

Еще более я был удивлен, когда начал встречать почти цитирование Фрейда в некоторых размышлениях Бориса Львовича. Собственно в части возникновения культуры, цивилизации и их неотъемлемых требований к общине.

Что только подтверждает верность выводов обоих.

Цитирую самый точный момент:

Но ведь мораль – свод правил поведения личности в обществе: никого не раздражать, соблюдать определенные ритуалы, чтить старших и т.п. Этот Свод Правил стадных животных и есть основа человеческой культуры. Свод Правил поведения при соблюдении твоих личных прав. Основа любой культуры и есть комплекс прав и обязанностей человека и общества, а совсем не образование и уж, тем паче, не искусство. И этому издревле, с седых времен учила Женщина. Она же хранила и мир в семье, танцуя и распевая колыбельные, утешая обиженных, примиряя непримиримых. Иными словами, она же и породила искусство как явление чисто человеческое.
Культура – в ее абсолютном понимании, то есть понимании законов существования в обществе – женского рода. Искусство– тоже. Их породила женщина.
А чем занимался мужчина, вернувшись с охоты? А он старательно усовершенствовал орудия этой охоты, поскольку именно от совершенства орудия впрямую зависело добывание пищи. Он, условно говоря, бесконечно полировал свою дубину. Именно это занятие и породило второе направление прогресса человечества – цивилизацию. Цивилизация – явление мужского рода.

Грубо, кратко, нахраписто, но это почти краткий пересказ фрейдовской "Тотем и табу". Зигмунд посвятил целую книгу анализу генезиса культуры человеческого общества.

А при чтении рассуждений об истории и судьбе русского народа я сразу вспомнил Николая Александровича Бердяева. И это все комплименты для Б.Л. Васильева. Еще какие.

Поделюсь удивительной оригинальной мыслью из книги, которую я доселе нигде не встречал и самому она мне в голову не приходила:

Нет людей более древнего и менее древнего рода: наши пращуры одновременно спрыгнули с деревьев, но разница в том, что подавляющее большинство не только не знает, но и не желает знать, кто были их деды и прадеды, как они жили и за что умерли.

А ведь правда, ни один этнос, по сути, не может быть старше другого. Вся разница сводится лишь ко времени обособления, сплочения, появлению уважения к общности и похожести, передаче потомкам данного уважения и сохранение истории обособленного пути.

А начало было у всех одно. Скорее всего.

Спасибо, что читаете.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.