интернетфобиифеномен 3 мин на чтение июль 17, 2019

Fear of missing out или синдром упущенной выгоды

Обещал еще написать о внутренних механизмах FoMO, поэтому продолжаю. Первая часть здесь.

Чем меньше время опоздания - тем обиднее

В основании FoMO лежит еще один интересный психологический эффект (коих уже сотни исследовано), заключающийся в следующем. Представьте себе, что Вы едете на поезде в некий город, откуда затем должны вылететь куда-либо. Билет уже куплен, время вылета известно. По расписанию поезд должен приехать впритык, чтобы Вы успели на самолет. Дорога в поезде, допустим, должна была занимать 10 часов. Но в пути были экстренные остановки, из-за чего поезд задержался на 2 часа. Вы испытываете разочарование определенного уровня в зависимости от своих характерологических особенностей.

Теперь представьте, что поезд прибывает по расписанию. Вы по плану выходите, садитесь в такси и едете в аэропорт, но попадаете в пробку, стояние в которой отнимает критически малый запас времени, который был нужен для дороги и прохождения регистрации. В конце концов Вы доезжаете до аэропорта, вбегаете взбудораженные, в волнении и ... узнаете, что самолет на взлетной полосе. Вы опоздали на 2-3 минуты. Так вот психологические опросы и эксперименты доказывают, что в подобной ситуации человек испытывает гораздо большее разочарование, чем в первой. Ему обиднее. Какой бы ни был характер, но последний случай заставляет ощущать разочарование х2, х3, х10 по сравнению с двухчасовым опозданием.

При двухчасовом опоздании человек раньше смиряется с неудачей и меньше вовлекается аффективно в ситуацию, что позволяет объективнее воспринимать ситуацию раньше. В случае опоздания на 2 минуты мы до последнего момента вовлечены, при этом чем ближе момент развязки, тем сильнее аффекты. Вероятность успеха максимально близкая, что стимулирует предпринимать действия, верить, стараться. Отчего неуспех фрустрирует сильнее.


FoMO тоже, по сути, опоздание

Как это связано с FoMO? (в данной статье я не буду останавливаться на объяснении синдрома, т.к. в первой части все описано уже). До появления интернета у нас: Во-первых, было меньше информации в принципе о происходящем вокруг. Во-вторых, она никогда не была настолько актуальной. Были СМИ и друзья, причем и СМИ без интернета работали гораздо медленнее.

Понимаете? Скорость обмена данными увеличилась, следовательно объем актуальной информации возрос. У нас нет теперь того более спокойного окна в те условные 2 часа. Теперь многое перешло в категорию условных 2-х минут.

А последние 3 года у нас отняли и 2 минуты - повсеместным внедрением функции стриминга, прямого эфира. То есть что-то не только недавно произошло, а происходит вот прям сейчас, но я не там. А ведь бы быть. Эх, досада...

Все, что люди узнавали в эпоху доинтернета, было неактуальным. Человек встречался с друзьями и они могли рассказать, что в прошлые выходные ездили на рыбалку и как было здорово. Человек мог испытать легкое разочарование. Сегодня, с интернетом и камерой в кармане, еще приятнее делиться с друзьями почти сразу. Именно поэтому публикации в ленту стали менее популярными, а использование сториз популяризовалось. Истории проще снять и выложить. Чаще всего они о "здесь и сейчас" и каждый, кто их видит - понимает это, т.к. история исчезнет через 24 часа.

Просмотр историй - отдельная игла соц.сетей, человеческой тревожности и FoMO. Как раз из-за ограничения по времени. Посты из ленты всегда в ленте, хоть через неделю. И если не зайдешь сегодня, то можно завтра и ничего не упустишь. А вот сториз...

Прямые трансляции та же петрушка.

На еще более глубинном уровне разочарование в упущенной возможности объясняется тем, что мы на досознательном уровне обречены сравнивать себя с другими и от этого никак невозможно избавиться. Все, кто говорят, что им плевать на других - просто защищаются от данной базальной функции. Это самовнушение и самообман. Наши потомки были социальными сотни тысяч лет до формирования осознанности. И сейчас социальны не меньше. Сравнение себя предшествует сознанию и определяет его, поэтому последнее не способно влиять на первое. Не сравнивать себя с другими - все равно, что не чувствовать страх, желания или отказаться от инстинктов. Это невозможно.

Так вот получая актуальную информацию о более доминантном, грубо говоря, положении других людей (любой акт, одобряемый большинством, который я описывал в прошлой статье), мы испытываем фрустрацию, т.к. проигрываем социальный челлендж. Постоянный и необратимый. Бессознательный и повсеместный.


Я одобряемый - я живу

Есть множество определений жизни. Самое лучшее из самых лаконичных это: "Движение - жизнь" или "Активность - жизнь". Только активные люди получают социальное одобрение. Не обязательно физически, а именно общественно активные. Можно лежать на диване и писать книгу. Но если книга популярна - ты получаешь одобрение. Ты неактивен - ты мертв для мира соцсетей. И каждый либо сознательно, либо бессознательно чувствует это. Вектор активности понимают все. Соответствуешь - ближе к счастью. Не соответствуешь - получай разочарование, депрессию, апатию, ангедонию, хандру и проч.

Кстати, о счастье. Одна версий происхождения слова гласит о социальной составляющей: "Соучастие", "С частью", "С частями" - а части - это все аспекты человеческой жизни. Например: здоровье, семья, самореализация, удовольствия, труд и т.д.

Да, мы не можем отказаться от своей глубоко социализированной природы, как и от FoMO в результате нахождения в актуальном инфополе. Но мы можем контролировать время проводимое в нем и пытаться постепенно формировать новое отношение к видимому поверх возникающей реакции.

Осознанность более молодая, но самая сложная часть нашей психики. Главное ее достоинство - высокая адаптивность. Пределов для саморегуляции, по сути, нет, нужно только достаточное количество ресурсов и времени. Нахождение компромисса между желанным достижением и тратой ресурсов и времени - одна из основных дилемм жизни.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.