из личногокультурамузыка 9 мин на чтение июнь 11, 2018

Хаски: истинная поэзия в современной форме

Следующий уровень манифестации нутра. Перед отъездом надо было закончить еще один лонгрид. Осилит не каждый не только по объему, но и по смыслу.

Я хочу вам поведать немного о себе через поэта Дмитрия Кузнецова или более известного как рэп-исполнителя Хаски. Сначала это будет казаться странным, но кто дочитает до конца, у того сложится паззл. Текст составлен по результатам и благодаря, наконец-то, свершившемуся обсуждению творчества Хаски с Ксенией Гавриленко, которая в силу предрасположенности, образования, начитанности, понимания и доверия мне, в конце концов, смогла погрузиться в анализ. Мне нужен был ее взгляд подкованного в поэзии человека, ее мнение со стороны. Я решил все собрать в один текст, т.к. для меня это значимо и, что главное, содержательно. Это последнее настолько объемное по тексту, чем я бы хотел поделиться перед отъездом.

И еще одна вещь перед началом. Не все мои посты находят отклик. Я прекрасно понимаю, что находит, а что нет. Более простое, краткое, с примерами встречается теплее. И это не может не отмечаться мною. Я мог клепать конформистское хоть каждый день. Но все же я пишу то, что хочу и что нравится самому. Всплески откликов лишь говорят о том, что что-то попадает в сложившуюся аудиторию ФБ, а что-то нет. Но аудитория ФБ безусловно определенная, специфичная и удовлетворение ее интересов не должно становится самоцелью. Чтобы не выглядеть полным кретином, публикуя заведомо никому не нужную огромную простыню, оговариваюсь, что мне важен внутренний диалог с кем-то извне. Это способ облегчения самовосприятия, самоанализа. Когда осознаешь, что это будет прочтено хоть, что это реально опубликовано, то все равно относишься иначе. Это незаменимо, практически. Потенциальные читатели нужны мне как Другой, необходимый для познания себя, нужны как Зеркало, как Эхо. Не скажу, что пишу только для себя. Нет, разумеется. Откликов и одобрения желают все. Но, тем не менее, во многом пишу и для себя, собственного роста, особенно нечто подобного формата.

Поехали.

Хаски для меня особенный исполнитель. Он не полоумный гений, как Данте, чтобы многие личности многие века разбирали его творчество. Он не Достоевский, чтобы на его романах строились теории о психике каким-нибудь Фрейдом. Однако он все же тоже достоин внимательного рассмотрения.

Я его слушаю с момента выхода самого первого альбома 2013 года «сбчь жзнь». Начальные треки более традиционно хип-хоповые по звучанию, а стихи там более прямые личные. Хотя для многих слушателей это уже сложный уровень иносказания. Особняком в этом альбоме выступает песня «Тайга». Я понимаю, что только для меня она настолько сильная, т.к. очень точно резонирует с моей историей. Он максимально близко передает мое мироощущение детских лет и мои воспоминания. Ничего более интимного я никогда не слышал. Без преувеличения. Я много прочел в жизни и прослушал, способен судить объективно и непредвзято, но многие его образы такие, будто их помыслил я сам. Это удивительно. И то, что я писал сам также близко. Так было ДО знакомства с его творчеством и даты на Стихи.ру это могут подтвердить.

Близость по духу – синопсис для всего творчества. Послушаете его – поймете и меня. Его самокопание, мучение в жизни, мучение от жизни, способ самоизливания в стихотворной форе, мрачное мировоззрение. Позже я рассмотрю частично «Тайгу».

2015-й год. Мини-альбом «Автопортреты». Монолитный, как принято говорить в подобных случаях. Ни одной проходной композиции. Это одна ночь и один долгий искренний разговор по душам с подвыпившим другом, в котором ты уверен, что он не отвернется от твоего «Я», в безлунной тишине возле облезлого подъезда, в сырости после дождя и тяжелыми взглядами в никуда, в пол. Почти как с собой, но не про себя, а все же с Другим, кто может услышать. Автопортреты не стоит принимать как личные стихи. Это строки, написанные из позиций страдающих людей, судьбы которых Дмитрий видел в своей жизни и невольно чувствовал. Он пишет от их лица потому, что может. Ибо обладает мастерством и не желает молчать. Песни от лица наркомана, ребенка-дауна, больного сифилисом. Я не был ни одним из них. Мне близко видение, этот анализ людей, такое же #прочувствование, я чувствую такую же черную метку, которую мне вручила судьба и почти обрекла на эмпатию к неблагополучным слоям. Альбом нужно слушать в одиночестве и сразу весь. В "Автопортретах" он повысил уровень абстракции, его слог стал еще более емким и содержательным, и, как я считаю, если не для поэзии, то для хип-хопа точно открыл новый уровень иносказания, при этом не потеряв силы содержания, добавив сюрреалистичности. Он также не парится о том, что и как поймут или не поймут слушатели, он пишет из своего аутистического мирка выплескивая всего себя. Сложно выделить что-то одно. Квинтессенцией, наверное, все же является "Крот", хотя есть и более лиричное "Отопление". Но все песни мощные, повторюсь. Что "Тараканий Бог", что "Господин собака", а "Дурачок" так вообще настоящий уровень поэтичности. Если вы сомневаетесь в том, что он не поэт, то послушайте песню "Дурачок".

Ну а в 2017 он вдруг ни с того ни с сего стал очень популярным. Уж кто-кто, а про него не думал. Но какой-то продюсер углядел. Наверняка с подачи Прилепина. Талант-то тут несложно разглядеть, но он же был полный неформат. Однако взошел. И ЕР "Любимые песни (воображаемых) людей" стал сверхпопулярным. Главный хит "Панелька", где он мастерски обрисовывает в кратком слоге быт в этих советских блоках. Черт подери, можете не верить, но я точно также чувствовал их и чувствую. Благо я могу доказать:

Мой стих "Со дна небо увидь" 2012 года (это задолго даже до первого релиза):

"Сосед"

"А завтра в смену мужику"

"Морепродукты"

и другие из сборника "Совесть!".

Но он передает все настоящим поэтическим языком. Ни одной строчки мимо. Каждое слово бьет в цель и подобрано с тщанием. Я бы сказал, что это лучший образ. Стоит напомнить, что Дмитрий закончил журфак в Москве и много писал. Его детство прошло с книгами в хрущевке где-то в Улан-Удэ. Он бедный интеллигент с сильнейшим умом.

Может я и не литературный, не музыкальный критик, но все же человек вполне образованный. И я редко кого еще я так могу нахваливать и рекомендовать к ознакомлению. Сильны даже тексты в отрыве от музыкальной формы. Но исполняет он их не менее грамотно с точки зрения стиля для этого поджанра реализма.

Также из последнего альбома нравится "Черным-черно".

Да, для меня "Крот" тоже после отдельного прочтения оказался не столь звучным. Он гораздо сильнее производит впечатление в форме песни. Меня цепляет чувство изложенное, эта мизантропия.

А главное это ... как сказать-то ... ну способ, или сюжет. То есть эта неприятная отталкивающая абстракция, очень смелый сюрреализм, но, опять же, без потери связи с реальностью. Можно писать чисто о струнном космосе с плюшками галактик - картина ради картины. Но здесь сюр - это выражение и оно даже вполне растолковывается:

"Я кроту вырезаю окошко

О кожу скоблю бутылкой разбитой

Тряпьем обложившись - единственной свитой своей".

Т.е. он режет себя и тряпье нужно, т.к. течет кровь (и называет его свитой при этом).

Но вернемся к "Тайге", как и обещал. С нее я тогда все и понял: брат по духу.

Из моего творчества ближе всего к этой песне мой стих «Почти автописьмо».

Немного огорчительно для было узнать, что описанные действа хоть и реалистичны, но не прожитые им. В «Тайге» не его опыт, скорее всего, а также, как в других песнях - это лирический герой. Сам Дмитрий говорит, что у него было хорошее детство с интеллигентной мамой. Но! Что меня позже успокоило:

все его песни остросоциальны или настолько глубинны - значит он лицезрел и понимал подобный опыт на соседях, и он оставил в нем глубокий след. Он просто поглощен этой тематикой и переживаниями, несправедливостью. Может дух журналиста так говорит? А может журналистика выбрана ввиду этой поглощенности? И после мозаика складывается: его песни от разных людей таких неприятных окраин со сломанными судьбами. "Дурачок" вообще какой-то "Реквием по мечте" в одной песне. Он знает эти истории, и они очень сильно его будоражат. Будоражат так, что он не может не только не писать о них, но не может писать ни о чем другом тоже. Он делает это искренно. Хоть и стал продюсироваться, но согласился на это потому, что продюсер совсем его не ограничил. Его взяли таким, какой он есть. Он не изменил в своем творчестве ничего. И прямо об этом говорит.

Да, наверное пишет об этом потому, что очень много видел подобного и вник в суть бессознательности этих судеб. Я также смотрю на прошлое и на этих людей, моих же "родственников". Очень будоражит то, что они даже не понимают, почему у них жизнь такая. И поэтому хочется об этом писать, в надежде, что если не до них, то до других это дойдет понимание. Ввиду этого сюжеты об алкоголиках, ушедших отцах, наркоманах, дураках и проч. еще и от первого лица. Он не является ни одним из них (а может всеми понемногу, но в таком случае у него всего равно высокая осознанность, а значит риска нет для личности). Надо каждый раз понимать, что это лирический герой. У него и про Путина есть на первом альбоме песня, написанная старорусским языком - "7 октября", в честь ДР Путина. Ведь тоже из чувства справедливости.

Я не могу разобрать все личные моменты, опишу лишь о паре наиболее точных, чтобы вы смогли понять резонанс. Строчка "Блеск и нищета поминальных обедов". Было время, когда мы с матерью ходили именно на поминальные обеды, чтобы элементарно поесть. Я не знаю, как она узнавала о них, где они и когда, но я любил их. Там всегда было вдоволь еды, она была вкусной, а люди были нагружены уважительной грустью к умершему. Хотя мне было и очень неудобно, я ведь понимал, что к чему. Но нас никто никогда не спрашивал ни о чем. Эта особенная атмосфера скорби и горя. Если сам Хаски не ходил по обедам, то представьте какой уровень осознанности и эмпатии у него, чтобы так вжиться в лирического героя. Это прямое попадание в меня.

Второе, это то, как начинается песня, обрати внимание.

"В пизду полутона. Там, где промасленная скатерть

Кухня два на полтора – вмазаться и спятить "

Сразу с места в карьер. С грубости, с удара по восприятию. Он рубит эту правду жизни, и его не заботит о том, что ооочень многих это оттолкнет сразу же, также, как если бы любой из нас вдруг был приглашен в такую квартиру. Да у меня у самого теперь уже есть отвращение, что говорить. Но я могу ловить себя на нем и прослеживать корни чувства. Содержание и смысл будут доступны только тем, кто сможет преодолеть в себе отвращение, сдержать удар. Таким вступлением он сразу заявляет о том, что будет говорить жестко, прямо, без смягчений и проч. Все дерьмово, чего скрывать. Вы видели, как они живут? Поверьте мне, эти жухлые клеенки на редко вытираемых столах с дырками от бычков, сухари на столе и крошки повсюду - это мои картинки из детства. Грязные обои и проч. Я специально ищу другие образы из своего опыта, которые еще не использовал он, но он употребил очень близкие. Я не вспомнил их потому, что послушал его. Нет, в том-то и дело, что я их знал и помнил о них до него. От этого такая сила восприятия творчества. "Зассанные комнаты". Думаешь это значит то, что люди прям в комнате нужду справляли? Нет. Это когда упиваются до такой степени, что даже встать в туалет не могут. Кровати зассанные, ковры, если спят на полу. Думая об этом я становлюсь злым. Отчего мне еще больше хочется говорить об этом. Не о себе, а о дерьмовой политике, дерьмовой стране с дерьмовым социальным положением тех лет. Ведь первопричина в ней. В силу этого люди были сломаны.

Хаски использует интересные яркие слова. При этом не просто ради красного словца, но они очень подходят, именно что. Его слова необычны, но при этом гармонично связаны рифмой. Да что там, почти идеально, даже двойными.

Возьмем ту же "Тайгу". Просто первый куплет.

Блеск и нищета пОМИНАльных ОБЕдов…

Набравшись, козырнет нОМИНАЛЬной ОПЕкой

Мать – синяя тётка, плачет, мол, СЫН-НЕДОТЁПА

У самой дома отовсюду сквозит БЕЗНАДЁГА

Он еще совсем шпана был, тА зАБУХАЛА

А папанька хули? По канавам дА пО УХАБАМ

Не вернулся с рейса – анекдот, дО сИх пОр

Ищут; месяц – и хахали к ней уж в дОм кОСЯКОМ

Нищим, ты знаешь, как-то не нАрОчнО, в прИкОЛ

ДАрОвАн мИр мхОМ зАрОсших щЕКОЛД и обОССАНЫХ кОМНАТ

Чего греха таить, покойный рОС сОРНЯКОМ

Чем он дышал и чем жил, никто тОЧНО не всПОМНИТ

Да и надо ли?.. Ещё пО пЯТЬДЕСЯт

За догонятором потОПАЕт дЕСАнТ

«Куда ты в майке вышел? Блядь буДУ, окОЛЕЕшь!»

И – разойдутся, до свадьБЫ-до Юбилея

Слова в самих строках уже в первом альбоме необычны. Эта рифмовка хоть и сложная, но стандартная для хип-хопа. Далее будет использоваться более ломаная форма, но индивидуальность возрастет за счет более снайперских слов.

О поэтичности.

Например, "Окна плели серебристые кружева" - это реально красивая поэтичная строка. Такие у него бывают и он бы мог больше их использовать, я думаю, но не злоупотребляет ими, т.к. жанр и направленность не позволяют. Нельзя говорить о такой черной жизни только лиричными строками. Поэтому в ход идут маты для гармоничности, что доказывает здравость понимания того, что он пишет и как. И то, как в тексте с матом соседствуют такие строки весьма необычно.

Есть нечто подобное у других? да, безусловно. В рэпе имею ввиду. Я стараюсь только таких и слушать. Грот, Наум Блик, Паша Безменя, Артем Лоик, Эрнесто Заткнитесь. Но, блин, Хаски все же самый способный в плане гармоничности. Наум Блик прям поэт, но рэпер не очень, как исполнитель слабоват. Лоик слишком рэповат и это давит его поэзию. Паша тоже поэт. Эрнесто слишком перегружает текст редкими словами.

А вот Хаски молодец, и там и там. Удается.

Оооо да "Улыбка лишь ссадина ниже носа". «Кровоподтеком рот» не столько глубокое сравнение. Может разбиты губы, может лицо его обезображено гримасой.

А вот «улыбка-ссадина» уже точнее и более понятная, что важно для читателя. Во-первых не просто рот, а улыбка. И эта улыбка нежелательна, т.к. саднит. Т.е. отец улыбается, а самому ему неприятно от этого. Это мощь. Вложить так много в малое. Это очень долго надо думать над строками. Ну, по-крайней мере, для меня.

Не важно насколько неблагополучной была семья Дмитрия. Но есть уверенность, что передаваемое он транслирует из своего опыта переживания в любом случае, ибо боль он передается неподдельная.

Я столько лет пишу, но до сих пор не могу приблизиться. Это надо уметь признавать и следует уважать.

Вид у него кстати тоже неприятный, отталкивающий. Он предельно старается быть таковым. Нонконформист. Смотря на него не подумаешь о том, что такой человек может писать сильные стихи. И он не старается быть милым для слушателей, аудитории и проч. Не старается быть Егором Кридом, не играет на этом, хотя что сегодня надо для привлекательности? только правильные черты лица и все. А они есть. Остальное дело стилистов.

Дочитали? Обнимаю. В этом случае точно заслуженно.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.