Боязнь будущего. Страх новых технологий. Реакционный пессимизм.
Лудди́ты (англ. luddites) — участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования.
Луддиты считали своим предводителем некоего Неда Лудда, также известного как «Король Лудд» или «Генерал Лудд», которому приписывалось уничтожение двух чулочных станков, производивших дешёвые чулки и подрывавших дела опытных вязальщиц, и чья подпись стоит на Манифесте рабочих того времени. Исторически не подтверждено, существовал ли Нед Лудд или нет.
Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году, оно повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик, пока английское правительство жёстко его не подавило.
Неолуддизм
Что ж, к моему лексикону, в ряд определений, так или иначе связанных с неприятием будущего и технологий, таких как – технофобия, ретроградство, футурофобия, обскурантизм, дистопия, антимодернизм, антисциентизм и др. – прибыло.
Представляю Вашему вниманию неолуддизм – течение, которое подразумевает критику влияния научно-технического прогресса (особенно в области компьютерных технологий) на человека и общество.
Технологии развиваются все быстрее. Машинное обучение прогрессирует год от года. Вследствие в полку неолуддитов тоже прибывает.
Как бы сейчас глупо не выглядели поступки оригинальных луддитов 18-го века, неолуддитов это нисколько не смущает. Они с легкостью пользуются всеми благами технологического прогресса, но желают, чтобы он остановился или откатился назад. Ярчайший пример синдрома утенка. Сложно допустить мысль, что сегодняшние роботы и обучаемые программы есть те же самые чулочные станки. И если бы луддиты тогда победили, то большая часть населения по-прежнему могла бы заниматься шитьем чулок, однако, без развитой медицины, сельского хозяйства, мобильного транспорта и, соответственно, путешествий, без доступа к знаниям и т.д.
Позиция консерватизма всегда удобна. Ведь настоящее ясно и как-никак комфортно. Будущее же всегда связано с изменениями и необходимостью адаптироваться – а это значит надо напрягаться и изучать новое.
Разница между:
«Я же научился вязать чулки, а теперь, понимаешь, чулки будет вязать за меня станок? Ни нихрена себе. Не-не-не, ваши станки – зло»
и
«Да я 4 (четыре!) года учился на механика, бухгалтера, логиста, а теперь мою работу будет выполнять ИИ? А я что делать буду? Не-не-не, нуевонах ваш ИИ – от технологий одно зло! Пойду попрокрастинирую в смартфончик в соцсети с интернетом по 4G».
Правда, работа логиста и бухгалтеров стала популярна и доступна благодаря тому, что некогда станки распространились, как раз-таки. Но данные персонажи видимо не хотят более светлого будущего для детей и желают, чтобы они также работали логистами и бухгалтерами. Хотя, думается мне, чулочниками вряд ли сами согласились работать.
Давайте смотреть правде в глаза. Да, логистами и бухгалтерам будет тяжело. Но не надо называть технологии злом из-за собственной ригидности и возможного бездумного наследования консерватизма от родителей. Говорите честно: «Я плохо обучаемый и вообще ленивый, поэтому хотел бы, чтобы ничего не менялось. И хочу я так потому, что я не владелец бизнеса, которому выгоден прогресс и новые технологии».
Флексибельность ума становится все более важным качеством современного человека
Хотите забавной иронии в общемировом масштабе? Поделюсь своим видением развития событий.
Существует так называемый демографический переход, согласно которому чем богаче общество, тем меньше детей оно рождает. Сейчас бедность ниже, чем когда-либо в человеческой истории, и все тенденции демонстрируют, что в обозримом будущем нас ждут последовательные успехи в борьбе с бедностью. Другими словами, мы ожидаем, что рост мирового богатства проявится в замедлении роста населения и, в конечном итоге, сокращении населения. Оценки варьируются, но большинство из них показывает, что численность населения достигнет пика в 2070-х годах на уровне 9-11 миллиардов, и после этого начнет сокращаться.
Уже многие из текущей молодежи проживут свою жизнь без детей. Стигматизация бездетных, слава Вселенной, снижается, а другие смыслы и удовольствия жизни становятся доступнее. Благодаря развитию психологии и ее популяризации ответственность роли родителя возрастает и становится более сложной. Ну и, опять же, сознательность. Экологическая сознательность. Уже немало людей чайлдфри, которые отказались от рождения детей в пользу именно экологического благополучие планеты.
Следующее поколение будет еще более прогрессивным в данном плане.
А продолжительность жизни растет и будет расти. Средний возраст населения увеличивается и будет продолжать увеличиваться.
согласно отчету ООН, ожидается, что к 2050 году в большинстве стран число пожилых людей возрастет более чем в два раза (с 962 миллионов до 2,1 миллиарда). Безусловно, хочется жить не просто дольше – хочется сохранять высокое качество жизни на протяжении максимально долгого времени.
Это я к чему.
За всеми нами стариками нужен будет качественный уход. Тут выхода два. Либо около половины населения будет работать сиделками у другой, либо эту сферу придется как-то модернизировать.
Как? Разумеется роботозировать.
Роботы-сиделки - огромный пласт индустрии будущего. Корпорации, которые завоюют этот рынок будут одними из основных игроков наряду с транспортно-космическими, вероятно.
Так вот ирония. Ирония в том, что множеству неолуддитов, которые к тому времени уже будут не очень-то нео, придется уживаться с роботами, которого им купят родные или предоставит муниципалитет.
Вот тогда-то мы посмотрим на антимодернистские лозунги старых ворчунов)))
Об иллюстрации
В этот раз долго думать над иллюстрацией не пришлось, ибо пост отчасти был рожден тем, что я вспомнил днем в приятной беседе фильм «Робот и Фрэнк» Джейка Шрейера от 2012 года.
Сюжет следующий. Дедуля Фрэнк живет один в своем доме. У него слабнет здоровье физическое и, что еще хуже, психическое. Его сын, не имея возможности ухаживать за отцом, привозит ему робота-сиделку, который имеет программу по уходу, питанию, лечению и проч., плюс способного обучаться новому и адаптироваться под хозяина.
Фрэнк, как Вы верно догадались, консерватор и технофоб, который напрочь отнекивается от робота и старается его избегать. Но, если перефразировать на психологический лад пословицу «Одиночества не тётка», как и слабость старика. Взаимодействовать приходится и начинается трогательная дружба.
Отличный сценарий. Химия между персонажами потрясающая. Технофоб и воплощение технологического прогресса, которые становятся друзьями. Посмотрите, Вы не останетесь равнодушными. Зело прогрессивный и дальнозоркий фильм. Уважение сценаристу Кристоферу Форду, хотя таких сюжетов в научной фантастике много, но исполнение шикарное.
В общем говоря, как сказала бы моя хорошая знакомая футурофил - взращивайте флексибельность ума и … пестуйте свою осознанность)
Comments