Мнение начистоту с предпоказа фильма "Райские холмы"

Одним предложением: трендовые либеральные реминисценции от испанских визионеров в виде футуристичной ретросказки (да-да, не ретрофутуристичной, а именно футуристичной ретро - в конце статьи объянсю), которую красиво лицезреть, но не интересно смотреть.

После просмотра я подумал, что фильм либо очень глупый и в нем ничего нет, либо он очень интеллектуальный и я ни черта не понял, как было с "Аннигиляцией".
Спустя сутки, продолжая размышлять над сюжетом и образами я понял, что в данном случае истина посредине.

"Аннигиляция", с которой мне невольно хочется сравнивать фильм, обыгрывает нестандартно очень избитый троп о вторжении пришельцев. Фильм, как никак, по удачной серии книг, а фильмы по книгам имеют фору. К тому же за странным сюжетом лежит смысл такой глубины, что волосы дыбом.

"Райские холмы" - это микс популярных клишированных сюжетов последних лет, причем таких сюжетов, по которым хороших фильмов почти не было.

Опишу кратко сюжет: мир поделен на "высших" и "низших" - вот так просто и элементарно. "Райские холмы" - это эдакий институт благородных девиц далекого будущего. Туда отправляют нерадивых девушек и получают назад идеальных дочерей, невест, сестер и т.д.

Первая оскомина: мир с четким и резким расслоением общества. Одна часть общества живет в жутких трущобах, вторая шикует в подобии рая. Об этом было сказано всего лишь в "Голодные игры", "Бегущий в лабиринте", "Дивергент", "Элизиум", "Сквозь снег", "Посвященный, "Район №9", "Время" (с Тимберлейком), в свежем "Алита: Боевой ангел".

Вторая оскомина: утопическая система, которую главный герой(-ка) должны преодолеть/победить/разрушить, ибо любая система попирает права и свободу человека - это противоречит демократии и либерализму, поэтому системе несдобровать.
Этих сюжетов вообще мульон.
От всех вышеперечисленных и незабвенной "Матрицы", до ... подберу прям очень близкие к сюжету обозреваемого фильма - "Остров" (с Макгрегором), великолепная и известная 2-я серия 1-го сезона "Черного зеркала" под названием "15 миллионов заслуг", "Гаттака", "Эквилибриум", "Потрошители", "Параллельные миры", "Равные", "Гостья", обожаемый мною "V — значит вендетта" и т.д. Сотни еще более мелкого пошиба.

Далее пойдут менее однозначные оскомины.
Третье: либеральные ценности. За феминизм, эмансипация, лесбийскую любовь. Против расизма, колоризма, фатизма и любой формы дискриминации.
Здесь стоит быть объективным и признать, что моя усталость от этих подсмыслов - лишь моя усталость. Другим это может нравиться, а то, какую работу делают эти фильмы - предмет для дискуссии на многие года.
Кстати, фильм также является несколько андрогинистичным. Парень главной героини такой же бесполезный персонаж, что и принц из первой "Малефисенты". Вообще персонажи мужские выполняют утилитарные функции, а потенциальный жених главной героини откровенный негодяй.
Мужчины здесь только в качестве служащих и в качестве служащих здесь только мужчины модельной внешности. Но, т.к. заведение аналогично психиатрической клинике, то они создают жутковатую параллель с санитарами в белых халатах.

Мужики, пора поднимать тренд маскулизма - движения за права мужчин, если кто не знает.

Если Вы посмотрите трейлер, то впечатлитесь его красотой. И это отпугивает от глубины идей.
Сюжет также написан криво и бестолково. Смотреть за развитием событий не интересно. И это вновь отпугивает от поиска смыслов. Все выглядит глупым.
Признаться, вышел я с заключением, что фильм пустышка.

Но поразмыслив пару дней я готов признать, что фильм хоть и не "Аннигиляция", но за всем визионерством и дырявым повествованием немало диалектического пространства.

Перечислю диалектические диады: рай и ад, высшие и низшие, отцы и дети, свобода и заключение, традиции и современность, психическое здоровье и расстройства, розы и шипы, гетеро и гомо. Просто навскидку я нашел столько пар.

При этом есть самостоятельные символы: рай, правила, розы, молоко, зеркало, сказки, сон, двойники, посвящение.

Попробую собрать воедино смысловую составляющую.
Итак, это фильм о традиционности и требованиях старших поколений к младшим. Он о непохожести детей, о контрасте современности в сравнении с прошлым, который выражается, в первую очередь, в новой ментальности и неготовности родителей принять ее.
Поэтому созданы "Райские сады". Само название очень иронично. Цветущие растения, свет и белый цвет по идее создателей должны задавать для посетителей тон правильности всего, что им здесь будет транслироваться. Белые одежды, молоко, чистое небо, колыбельные - это символы перевоспитания. Девушек как бы регрессируют к начальному возрасту пластичности психики.

Далее. Девушек здесь перевоспитывают. Мила Йовович - управляющая и создатель Садов - обрезает шипы у роз. Розы - это символ девушек и молодых поколений. Традиции - это ножницы. Шипы - следовательно атрибуты современности противоречащие традиционным воззрениям.

Однако, сама Управляющая является живым цветком (лучше не спрашивайте что это значит). Она является хищным цветком, который питается молодыми.
И это, на мой взгляд, о борьбе между поколениями в смысле конкуренции.

Не буду раскрывать другие смыслы, чтобы не спойлерить и чтобы Вы также покопались в незримых уровнях кино.

По итогу. Если фильм смотреть глазами наслаждаясь прекрасными костюмами и локациями, а также пропуская повествование акцентироваться на авторском посыле, то все очень даже неплохо. Просто не надейтесь на интересную историю, а воспринимайте как произведение.

После слов режиссера:

При работе над светом нас воодушевляли вечерние тропические пейзажи Фредерика Эдвина Чёрча 1950-х, романтические морские виды Ханса Фредрика Гуде, лиловые и зелёные оттенки на картинах Эйвинда Эрла и дневные интерьеры Карла Вильгельма Холсё.

Становится ясно, что от сценария требовать многого не стоит. Но смысл в картине неплох.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.