Прародительские корни психологии Востока
После древней Греции мощный толчок в истории религиозных и философских учений придают Восточные традиции.
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. У восточных народов постепенно рождаются взгляды, которые, оставаясь в целом в пределах теологического мировоззрения, вели к причинному пониманию отдельных явлений. Развивается древневосточная медицина. Большим препятствием для ее развития были религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело. Схема организма неизбежно выглядела фантастически и передавалась в таком виде из поколения в поколение.
Решающее значение отводилось кровообращению. В китайских медицинских источниках («Книга о внутреннем», VIII век до н. э.) главным органом считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало «ци». Ци выполняет кроме физиологических, также и Психические функции. Оно сообщает человеку дар речи и движет Мыслями.
В VI веке до н.э. возникают религиозные учения: джайнизм и буддизм. Они выражали определенные взгляды на душевные явления и их отношение к телесным. Джайнизм считал тело источником несвободы души.
Буддизм отрицал душу как особую сущность: Психическое – поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний.
В середине I тысячелетия до н. э. складываются философские школы в Индии (Веданта, Йога, Миманса, Ньяя, Вайшешика) и Китае (школы Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы).
Йога учила, что для достижения истинного познания необходимо подавить все виды затемняющей его психической деятельности. Йога выработала систему приемов, включающих регуляцию телесных функций (поза, дыхание и др.), а затем и внутренних психических актов – внимания, мышления. Разрабатывались специальные приемы управления психическими состояниями.
Полулегендарному Лао-Цзы (конец IV – начало V в. до н. э.) приписывается создание книги «Дао дэ цзин» – выдающегося памятника мировой философии. В ней представлен взгляд на бытие, восходящий к древнему понятию о Дао, который соединяется с постулатами, предписывающими человеку определенный способ поведения по отношению к Дао, а именно недеяние (у-вэй).
Другое течение китайской философско-религиозной мысли – конфуцианство - имело иную направленность: размышление о традициях, обычаях, нравах. Конфуцианством была поставлена проблема соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психике. Конфуций (551 – 479 до н.э.) учил, что знания и психические качества являются врожденными. Человек по природе добр, портят его внешние обстоятельства. Стало быть, нужно преодолеть их вредоносное влияние, воспитывая способность к самоуглублению и внешнему совершенствованию. Но в конфуцианстве возникло и другое течение, представители которого считали, что человек по природе зол, доброта же – продукт воспитания. Если бы было иначе, то людей не нужно было бы воспитывать. Для чего стремиться к тому, чем владеешь? Характер человека подобен сосуду, в который горшечник превращает глину. Но, по сути, оба учения одна палка о двух концах, а высшее благо для человека - добродетель.
Конфуций, развивая учение об управлении на основе добродетели, особое внимание уделял проблемам положения личности в обществе, общению с другими, вопросам самореализации, самопознания индивидом своего «Я» в обществе. Для человеческого общения, взаимодействия людей в обществе необходим «Принцип золотой середины».
Отмечалась необходимость обучать человека методам достижения полезных психических состояний (искренность, преданность, ответственность и т.д.) Воздействие на психику человека шло «изнутри» (за счет психической саморегуляции и самовоспитания) и «извне» (посредством ритуалов, музыки).
Стереотипы восприятия восточной и западной философии:
• на Востоке философия никогда не выделялась из религии (на Западе разведение их состоялось);
• восточный спиритуализм противостоит западному натурализму;
• восточному типу философствования присущи идеализм, иррационализм, интровертность, космоцентризм, пессимизм (на Западе – материализм, рационализм, экстравертность, антропоцентризм, оптимизм).
Comments