Отзыв о фильме "Останься"

Вчера, наконец-то, посмотрел фильм Марка Форстера "Stay" 2005 года (или в русском переводе "Останься"), который давно ждал своей очереди, а точнее подходящего настроения.

Синопсис:

Находящийся на грани помешательства студент Генри Летэм (молодой Райан Гослинг) рассказывает психиатру Сэму Фостеру (Макгрегор) о том, что покончит с собой в субботу в полночь. Не желая допустить гибели Генри, Сэм решает сделать все от него зависящее, чтобы избавить парня от навязчивой идеи.
Он отправляется вместе с ним в путешествие по городу, в ходе которого и сам постепенно начинает погружаться в кошмарные иллюзии пациента, вместе с ним балансируя на тонкой грани между жизнью и смертью...

Фильм для ценителей психологических триллеров и драм. Фильм выдающийся в эстетическом отношении. Особенно интересны способы визуального повествования, подчеркивающие момент смешивания психики Генри и Сэма.
Много символизма.
Одна из самых примечательных частей: разнообразный и тонкий монтаж сцен, то миксующих персонажей, то демонстрирующий процесс дереализации сознания психиатра, посредством резких склеек, неествественных и непоследовательных переходов.

Фильм, кстати, можно считать и детективным, т.к. Сэм, по сути, распутывает причину трагедии Генри. Детали вскрываются одна за одной, а поведение Генри становится все более загадочным.


Далее прошу не читать тех, кто надумал посмотреть и не хочет словить спойлер.

Для меня, как психоаналитика, особенно приятным было понимать правдоподобность представления психотических симптомов. В "Останься" чуть ли не лучшим образом показана сложнейшая часть нашей психики и вообще мира - бессознательное.

Как Вы можете знать, у бессознательного выделяется 5 основных свойств. Далее по Блюму (Г. Блюм. Психоаналитические теории личности. М., 1996):

1. Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. По словам Фрейда, "они свободны от противоречий". Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель.
2. Процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются по истечении времени и не имеют временной последовательности. Временные отношения являются функцией сознания.
3. Бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным.
4. Бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т.е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное - аморально.
5. Энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с "первичным процессом". Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики; легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. "Вторичный процесс", которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Итак, в конце фильма мистические детали сюжета объсняются тем, что весь сюжет фильма происходил, на самом деле, в психике умирающего Генри, лежащего на дороге сразу после аварии. Все персонажи фильма - это проявления самого Генри. Он хочет умереть, но также и хочет спасти себя, что выражается интенцией Сэма.

Сюжет фильма, как бы, проходит спустя три года, после аварии. В машине сидели родители и девушка Генри. Но в течение фильма мы узнаем, что даты смерти разнятся, да и вообще Сэм видел мать Генри живой, но истекающей кровью. Тут и там проскальзывали временные несостыковки.
Кроме этого Генри предсказывал будущее.

Все это напрямую согласовываетя со вторым свойством бессознательного. Если понимать, что Генри в результате травмы головы и шока погузился частично в бессознательное, где начал проживать другую жизнь, то нелогичность времени как раз необходимый атрибут. В бессознательном нет времени. Главное влечение и страхи, существующие вне зависимости от логики и хроники.

5-е свойство также демонстирируется. Такие атрибуты, как несоответствие времени, последовательности, логике составляет основу мистики сюжета. А сгущение персонажей происходит напрямую, через помешательство Сэма, который становится частью Генри (хотя он по факту его фантазия, но мы этого не можем знать). Легкость перемещения также наличествует. Мы видим быстрые "прыжки" персонажей и принимаем их за монтаж, но на самом деле это реализация свойств бессознательного, который, движимый влечением, может наплевать на физические законы в фантазии, поставив персонажа вышедшего из машины и желающего попасть в дом сразу к крыльцу.

Это действительно круто осознавать.

К сожалению, такая концовка, в стиле "Lost", девальвирующая все происходившее до нее, нисводя всего лишь к фантазии, обесценивает главное, ради чего мы смотрим фильм - сопереживание персонажам.
Финальные развязки, где в конце мы узнаем, что герой видел сон, что это была выдумка, галлюцинация, наркотический трип или розыгруш - огорчают зрителей.

Я думаю, что по этой причине данная лента не стала популярной. Из-за него же фильм и не стал популярным, несмотря на отличное качество и звездный состав.

Однако, психоаналитики имеют свой резон ознакомления с визуализацией свойств бессознательного и он, как раз в процессе. Поэтому, я не пожалел.

В любом случае, фильм остается умным, атмосферным и увлекательным. Рекомендую "Останься" к просмотру.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.