Анализ короткометражки "Утонувший гигант" (ЛСиР, 2 сезон, серия 8)

The Drowned Giant

Посмотрел недавно вышедший 2 сезон "Любовь, смерть и роботы". В целом он мне показался слабее первого. Он и по факту короче более, чем в два раза: всего 8 серий, вместо 18 в прошлом.

Причем первые 7 меня ничем не зацепили. Уже совершенно ничего не ожидая я включил 8-ю и ... она, для меня, окупила весь сезон (!). Настолько изящная и глубокая история, что я уже несколько дней размышляю и, собственно, не могу не поделиться кратким анализом.

Важно отметить, что сюжет основан на истории английского писатели Джеймса Балларда, который стал скандально известен после сборника рассказов "Выставка жестокости". В своем творчестве Баллард отражал теневую сторону человека, психопатологию в контексте технологических антиутопий. Вёл достаточно изолированный и нелюдимый образ жизни.


Итак, синопсис предельно прост: без объяснений на берегу какого-то моря или океана обнаруживают огромного мертвого человека. Вот прям как обычный человек, только в 100 раз больше. И он там лежит несколько дней. Всё.

Может показаться, что это история о данном гиганте. Но ведь в повествовании не прописаны причины появления и даже намеков на это нет. Скорее всего намеренно. Ибо это история не о гиганте, а о людях, если говорить глобально, природе человека и человечестве.

Сюжет можно декодировать по двум основаниям.

Первое более узкое и конкретное. Тело на берегу очевидная аллюзия на китов, выбрасывающихся на берег: тело тоже огромное, в естественном виде (мужчина нагой), ну и мертвый.

Мертвые киты на суше уже давно стали самостоятельным популярным символом хаоса цивилизации, дестабилизации современного положения дел, тенденции саморазрушения социума и индивидуального суицида. Проблемы с экологией, геополитические кризисы, утрата традиций и социально-психологической целостности.

Мы плывем куда-то не туда, по ощущениям многих. Будущее пугает. Уничтожаем природу, как китов, которых и так мало. Уничтожаем мир вокруг себя, природу, среду. Уничтожаем самих себя.

Мертвый гигантский человек - это символ человечества и прогноз его будущего по субъективным ощущениям многих современников.

И многие наши беды благодаря ... научно-техническому прогрессу. Блага тоже, на самом деле, но эта короткометражка мизантропическая, поэтому, здесь пока только о бедах будем говорить.

Поэтому, зачинают всё кто? Правильно - ученые. Именно они первые подходят к телу и залезают на него, давая понять остальным, что объект безопасен, его можно изучать, взаимодействовать с ним, пользовать.

Тоже самое происходит с научными открытиями. Первые исследователи прокладывают путь и с радостью возвещают о достижениях. Но, как Вы можете помнить, "благими намерениями вымощена дорога в ад". Когда доступ к инновациями получают широкие массы, то начинается разрушение. Наше стремление к доминированию слишком глубинное, поэтому мы все используем, чтобы забраться "повыше".

Уж больно руки чешутся привести здесь часть монолога агента Смита и я себе в этом не откажу:

Вам случалось любоваться Матрицей? Восхищаться её красотой, её гениальностью? Миллиарды людей живут полноценной жизнью – во сне! Знаете, ведь первая Матрица создавалась как идеальный человеческий мир, где нет страданий, где все люди будут счастливы... И полный провал. Люди не приняли программу. Всех пришлось уничтожить. Приятно думать, что нам удалось описать идеальный мир языком программирования, правда, я считаю, что человечество как вид не приемлет реальность без мучений и нищеты. То есть, утопия – лишь игрушка, которой до поры тешился ваш примитивный разум. Поэтому Матрица стала такой. Воссоздан пик вашей цивилизации. Именно "вашей цивилизации", ведь когда машины начали думать за вас, возникла наша цивилизация; так, собственно, и произошёл переворот. Эволюция, Морфеус. Эволюция. А люди - динозавры. Посмотрите в окно. Это закат человечества. Мы уже здесь хозяева, Морфеус. Будущее – за нами.
Я хочу поделиться теорией, которую недавно создал. Я занимался классификацией биологических видов и пришёл к выводу, что вы не млекопитающие. Ведь все животные планеты Земля инстинктивно приспосабливаются, находят равновесие со средой обитания. Но человек не таков. Заняв какой-то участок, вы размножаетесь, пока все природные ресурсы не будут исчерпаны. Чтобы выжить, вам приходится захватывать всё новые и новые территории. Есть один организм на Земле со сходной повадкой. Знаете, какой? Вирус. Человечество - это болезнь. Раковая опухоль этой планеты, а мы - лекарство.

Люди, которые до этого с опаской наблюдали за телом, как дикари на первые фотографии, после испытаний ученых, сразу полезли на тело. Стали бегать, развлекаться, фотографироваться, максимально ассимилироваться. Вкупе с тем, что это мертвоетело - смотрится достаточно гротескно и жутко.

Далее природа человека только разворачивается: начинаются акты вандализма, нанесение граффити, осквернение. Все это параллельно начинающимся процессам разложения. И в этом гениальность сюжета - люди, по сути, разлагаются морально, поступают мерзко, а тело начинает гнить буквально, метафорически отражая то, что происходит в психологии индивидов и общества.

Затем следует очередная закономерная стадия - стадия борьбы за власть, обладание. Тело, буквально, начинают распиливать по частям и развозить. Прям как ресурсы тела нашей планеты. Мы, как вид, рубим сук, на котором сидим, и даже понимаем это, но стремление к доминированию не позволяет нам остановиться.

И люди в короткометражке не останавливаются до тех пор, как не растаскивают всё. В конце ученый едет по прибрежному населенному пункту и видит части гиганта апроприированные, эксплуатируемые или просто заныканные. Скелет гиганта то там, то здесь, как достопримечательность.

Ранее китов убивали для добычи ворвани - жидкого жира, который массово использовали в промышленности и для освещения улиц. И китов убивали до тех пор, пока их численность не достигла критического значения и пока не ввели строгие моратории. Сегодня их численность восстанавливается, но до сих пор для многих людей является мечтой увидеть живого кита.

И этот паттерн поведения применим ко многим ресурсам. В самом широком смысле гигант-кит-ресурс - это объект, с которым взаимодействует человек. А короткометражка отражает судьбу объекта, как результата реализации текущего человеческого характера. Так мы взаимодействуем с грудью матери, если дать нам волю, так мы взаимодействуем с партнером, только ослабьте границы, так мы взаимодействуем со всем новым.


Второе основание более глубокое и сложное.

С одной стороны рассказчик, поначалу, мне показался слабостью сценария, т.к. обычно рассказчика, который комментирует события используют при недостатке сценарного мастерства или для упрощения восприятия истории.

Но в контексте анализа рассказчик-ученый играет роль философа - она наблюдает, не вмешивается и рефлексирует поведение остальных.

Ученый-философ не естественно-научный ученый. Философия, как социально-гуманитарная наука, не совершает таких открытий, которые можно натурально использовать для конкуренции и доминирования. Не химическое оружие, не физические машины, не биологические модификации растений и животных и т.д.

Роль философа заключается в наблюдении за происходящим со стороны и осознании происходящего. Именно осознанность отличает человека от других животных (либо более высокая степень осознанности, т.к. есть некоторые исследования о том, что некоторые животные способны себя осознавать).

И когда люди действуют импульсивно в соответствии с врожденными интенциями, то мы мало отличаемся от животных. Самоанализ, интроспекция, самокритика, рефлексия, самосознание - вот что, в первую очередь, лежит в основе изменений.

Был бы разработан и принят мораторий на добычу китов, если бы не заметили и не осознали их критическое исчезновение? Едва ли. Вирус только растет, покуда есть возможность.

И мы, с одной стороны, имеет общую с вирусом тенденциозность и действительно опасны для всего живого, себя в том числе.

Но, с другой стороны, мы имеем рефлексию и возможность самонаблюдения, самоотчета и, в конце концов, благодаря этому, свободу воли.

"Утонувший гигант" - это метапроизведение. Произведение искусства о рефлексии, которое само по себе является результатом рефлексии автора и помогают зрителю отрефлексировать не только действительность, нашу природу, но и важность самой рефлексии.

Всего 11 минут чистого хронометража - но как же круто всё упаковано! Не зря считается, что короткометражное кино, в силу формата, более сложная область.

Здесь, как никогда, к месту мой постоянный эпилог: пестуйте свою осознанность!

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.