Мнение начистоту. "Айнбо. Сердце Амазонии"
Диалектика сюжета
Голландско-перуанский анимационный мультфильм извечной структуры пути героя на актуальную тему защиты природы. Просто. Понятно. Правильно. Но по сравнению с произведениями сами знаете каких пары студий - заметно слабее.
Сюжет основан на мифах племен Амазонии, но сценарий все равно написан по кальке, ох, даже не знаю, что раньше называть: "Тарзан", "Покахонтас", "Аватар", "Малефисента 2", "Моана", "Райя и последний дракон" (последний мультфильм Disney и он замечательный), "Лесной дух", "Изумрудный лес" и масса других произведений, где дети находятся на стороне природы, а если быть точнее, некой экосистемы и одушевленных существ, живущих в балансе с окружающей средой. Они противостоят некой сущности, которая жадно и бездумно грозит разрушить гармонию (человек-природа). Сущность движима некоей ненасытностью, зачастую не осознавая их и будучи не способной мыслить альтернативно. Символически ее изображают в виде демонов, злых существ, мрака, проклятий, а иногда и в виде самого символизируемого - человека, одержимого капиталистическими интенциями.
Такие истории ценны, с одной стороны, ибо позволяет смещать парадигму воззрений, отрефлексировать себя в потребительском строе, осознать и, благодаря этому, вынести себя и свое поведение за рамки, возвыситься над насаждаемым маркетингом.
С другой стороны подобные истории излишне категоричные и императивные. Они демонизируют не только капитализм, но и весь индустриальный строй общества. Да, конечно, без эксплуатации природы жить круто, но по 30-40 лет. Без благ промышленности качество жизни, как бы это не было печально, очень снижается.
Да, возможен компромисс, мы его ищем и пытаемся организовать в планетарном масштабе.
Следует понимать, что вредит не промышленность в целом, но, опять же, злоупотребление мощностями, чрезмерное потребление, экологический вред, несбалансированность производства с природой и т.д.
Совсем перестать вырубать леса нельзя - мы откатимся очень далеко. Альтернативы дереву либо дорогИ, либо приведут к перерасходу в других областях. Может помочь переработка мусора, но для этого тоже необходима целая культура и развитая отлаженная надежная сеть предприятий.
Показать в фильме человека на экскаваторе злодеем, на фоне милых животных и таких простодушных немеркантильных аборигенов какой-либо экосистемы, которые плещутся в воде, спят на деревьях, нюхают цветочки и пьют нектар - как два пальца об асфальт.
А вот показать неоднозначность общей картины, что этот человек не просто так приехал сюда на экскаваторе, что из этих деревьев будут созданы материалы для строительства домов, книги, мебель и проч. - уже сложнее.
В экофрендли произведениях промышленность ничем не оправдана, но мотивирована, якобы, только жаждой наживы, что, конечно же, грубейшее искажение и ложь.
Это если говорить в целом.
Реальные проблемы Амазонии
А вот если брать непосредственно леса Амазонии из титульного мультфильма, то там действительно имеет место массовая незаконная (!) вырубка лесов.
Знаете, к черту рецензию, я Вам сейчас интересный реферат по гео- и этнографии лучше напишу.
Амазония - это самая большая низменность на планете, где произрастает самый большой тропический лес площадью более 5,5 млн. квадратных километров, питаемый самым объемным речным бассейном Амазонки.
Захватывает территорию девяти государств: Бразилия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринам, Французская Гвиана.
Леса Амазонии составляют половину всех тропических лесов в мире с богатейшим биозраннообразием: здесь описано, как минимум, 40000 видов растений, 3000 видов рыб, 1294 вида птиц, 427 видов млекопитающих, 428 видов земноводных, 378 видов пресмыкающихся и от 96660 до 128 843 видов различных беспозвоночных.
Здесь присутствует самое большое на Земле разнообразие растений, в том числе 16 тыс. видов деревьев.
Вы наверняка слышали выражение "Амазония - легкие планеты". И человек эти легкие убивает.
Начиная с 2007 года тропические леса бассейна Амазонки стали выделять больше углекислого газа, чем способны поглотить — его некомпенсированные выбросы в регионе составляют ежегодно 480±180 миллионов тонн. Кроме того, каждый год эти леса выделяют от одного до 4,2 миллиардов тонн метана в эквиваленте CO2.
Вырубка и хоздеятельность приводит к каскадному эффекту снижения эффективности леса в поглощении двуокиси углерода.
Неконтактные племена
Дождевые леса малонаселенные. Сейчас в них проживают менее миллиона индейцев в 200 племенах. При этом 67 племен признаны неконтактными и не поддерживают постоянных связей с государственными структурами и общественными организациями.
Мне, как психологу, интересны совершенно изолированные племена. Из этих 67 есть несколько поселений, которые либо никогда не вступали (но видели и догадываются), либо косвенно вступали в связь с современным человеком.
Это племя пирахан в западной Амазонии; некоторые группы амазонских индейских племён ава и гуайя; ваорани, вале-ду-джавари, джарава.
Вы только представьте себе, что их жизнь такая же, как и тысячу лет назад. И они понятия не имеют как живет весь прочий мир, с его интернетом, космическими полетами, гигантскими небоскребами, культурными феноменами, политикой и войнами.
Некоторые племена охраняются законом и наблюдают за ними с дронов. Вступать с ними в контакт запрещено, т.к. у них очень уязвизмый иммунитет к тем болезням, которые переносит человек вне их экосистемы. В общем, для них контакт в прямом смысле опасен для жизни и чужестранец может их убить. Да-да, как в "Войне миров" Герберта Уэллса, только наоборот. Вообразите пришельцев, которые бы убили нас просто микроорганизмами, которые принесли с собой.
Скорее всего для этих племен наши технологии понимаются, как мощное колдовство, ведь как гласит 3-й закон Кларка: "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии".
Изучение других племен не запрещено, но очень затруднено, т.к. они настроены воинственно. Например, джарава атакуют исследователей из луков и убили членов нескольких групп. Подарки, которые оставляют на границах их территории, как знак доброжелательности, они долго отвергали. В отличие от многих других племен.
Позже они стали забираться мешки с рисом по ночам, но на этом всё. Районы их обитания заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок.
Собственно в мультфильме мы видим аллюзию на конфликт джарава со строителями дорог, случившегося в 1978 году, когда через все 3 главных Андаманских острова, была построена дорога («The Andaman Trunk Road»), которая прошла через центр резервации джарава, без разрешения племени и вопреки протестам правозащитных организаций. Джарава сопротивлялись строительству этой дороги, несколько строителей были убиты, туристические автобусы и джипы также подвергались и подвергаются нападениям.
В данном конкретном случае управляющие строительством поступили гнусно и негуманно. И против такого поведения, разумеется, однозначно надо бороться.
Правительства южноамериканских страх проводят политику установления контакт с дикими племенами для повышения качества жизни и исследования культуры.
Но история индейцев зачастую имеет печальный конец: они начинают болеть и злоупотреблять всем, что получают от гостей. Алкоголизм, наркомания, иждивенчество. То есть, можно сказать, что кроме физиологического иммунитета у индейцев нет и психологического. И где не убивает телесная болезнь, убивает психическая.
Психология Айнбо
Вот эти темы и подняли авторы "Айнбо", ведь девочка живет в одном из таких племен, люди в которой стали болеть какой-то неизвестной болезнью (малярия).
Жаль, что сценарий не докручен и не дорогая анимация не позволяет проникнуться к героям достаточно сильно. Но идеи мультфильма очень хорошие.
И, конечно же, не могу не отметить духов-наставников. Броненосец Дилло, тапир Вака и черепаха Мотело Мама взаимодействуют с героиней ... психоаналитически!
Да-да, это настолько отчетливо, что я считал схожесть с первой же сцены. Они редко отвечают прямо, избегают непосредственной помощи, стимулируют решительность и проактивность, предпочитают присутствовать и подбадривать, а не выполнять что-то за героиню (но не всегда, но она их вынудила). Обращают внимание девочки на то, что в ней самой есть ресурсы, а не чтобы она надеялась на их магические способности.
"А что же тогда ты сделаешь для спасения племени?" - спрашивают они.
В психотерапии происходит тоже самое. Поначалу психоаналитик воспринимается пациентом, как волшебный дух, который сам идеальный, неуязвимый, защитит от всего и изменит Я так, что проблем больше не будет.
И аналитик ведь вредничает, уклоняется, темнит не потому, что хочет. Нет, это, скажу я Вам, очень сложно и весьма неприятно самому. А потому, что
"А что же тогда ты сделаешь для спасения себя?".
Собственный рост - высшее благо. В этом и есть суть любого пути становления героя. Психоанализ - это не прогулка в супермаркет, где еда на полках. Психоанализ - личное приключение, в ходе которого человек становится героем собственной судьбы.
Пестуйте свою осознанность и ... дерзайте.
Comments