мнение начистоту 4 мин на чтение май 20, 2021

Мнение начистоту. "Где мое кольцо?"

Слева направо: Айкын Толепберген (Аскар), Жулдыз Омиргали (Жулдыз) и я

Писать рецензии на фильм отечественного кинопроизводства сложнее всего. С одной стороны радует каждый маленький шажок этого слабого, неуклюжего, пухлого, карапуза, который может в любой момент упасть на задницу. Учится ведь!

А с другой ... вот руки бы поотрывать той нянечке, которая неудобно нарядила, нелепо накрасила и еще сандалии пухляшу перепутала, отчего ему теперь проблематичнее делать шаги, которые и так с трудом даются.

И ведь карапуз не виноват. Если Вы понимаете о чем я.

У меня много критических замечаний к фильму. Светлая сторона меня вообще не обояла и я, аки Энакен, неуклонно превращаюсь в Дарта Вейдера.

Знаете жанр лав стори? Не Love story как жанр кино, в частности ромком, а именно лав стори - это когда перед свадьбой молодожены снимают небольшой романтический ролик продолжительностью 5-10 минут. Делают его креативные фотографы-видеографы-свадебники, реализуя весь свой безграничный потенциал режиссуры, постановки и языка визуального повествования (нет).

Например:

Так вот "Где мое кольцо?" мне видится таким монстром-переростком лавстори продолжительностью 90 минут. Все атрибуты на месте: наивность всего и вся, камерность, пластмассовая игра главных актеров, ляпы, грубый монтаж и т.д.

Нереалистичная (даже для абсурдной комедии) условность сюжета, мешает верить в происходящее на экране - это рушит главную магию кино, когда зритель, будучи увле- и вовлеченным временно и какой-то частью психики забывает, что смотрит кино, но верит. По сути всё в производстве фильма направлено на то, чтобы мы эмоционально связались, идентифицировались, с героем. Таланты сценариста, постановщика, актеров, оператора и прочих специалистов должны компоновать составляющая таким образом, чтобы не мешать нам проживать путь героев.

Да, мы изначально на это настроены. Истории - это одна из самых важных движущих сил цивилизации. Они суть большинства художественных произведений.

И когда где-то что-то не работает в фильме, то мы сидим с постными лицами, закатываем глаза, цокаем языком, говорим "туф! кет!" и чувствуем возбуждение саркастичной железы.

Актеры главных ролей Айкын и Жулдыз не доигрывают. Актеры вторых ролей - на фоне первых слишком переигрывают и кривляются (даже с учетом комедийного жанра). Их игра бы сработала, если бы первые были более яркими и выразительными. Тогда это было бы ближе к французской традиции, где вся команда актеров по-хорошему переигрывает и добавляет сюра в сюжет.

Но ведь Аскар (персонаж Айкына) и Жулдыз (персонаж Жулдыз) - обычные алматинцы. Какого хрена они обычные, а друзья у них прип... кхм, скажем, из французских комедий?

Дело не только в том, что сыграть им было сложно. Дело не только в том, что автор сценария не прописал и видит образы только так. А в целом в отсутствии концептуального мышления, на мой взгляд.

В итоге, кино не работает. Зал оживился только в лучшей комедийной ветке в роддоме, где есть шикарная сатирическая сцена, когда "Главврач" берет "рахмет" (взятку) перед портретом га-на Назарбаева.

Рустем Жаныаманов, играющий главного злодея, очень старается. И для веб-сериалов это хорошая игра. Но для большого кино игра слишком топорная. Персонаж шаблонный, не прописанный, без мотива, пустой.

И вообще мне интересно, авторы смотрели "Связанные насмерть" с Джереми Айронсом? По-моему, нет, ибо тогда фильм должен был бы получиться явно покрепче.

И я прекрасно понимаю, что на мои критические замечания можно ответить одним контраргументом: "Б ю д ж е т".

На что я отвечу так.

Во-первых, как минимум не всё зависит от бюджета, мы это знаем. Визионерство и цельное представление о продукте позволяет на малые средства создавать стильное кино. Ким Ки Дук 3 года назад снял за смешные деньги в Алматы за 2 недели атмосферный психологический триллер, который смотрелся неплохо уже в первой монтажной версии.

Во-вторых. Ок, вот Вы получили бюджет и понимаете, что он весьма скромный. Ну снимите фильм для ТВ, онлайн-площадок, стриминга. Зачем Вы в кинопрокат лезете? Чтобы провести предпоказ, запустить премьеру, чтобы друзья и родственники похвалили, насыпали сладеньких словечек, көрімдік отслюнявили?  Чтобы похайпить, попиариться и потешить самолюбие? Чтобы в биографии поставить галочку "сыграл в большом кино"? Или Вы реально верили (и верите), что сняли нечто стоящее?

По факту, это же только ударяет по престижу личному и казахстанскому кино в целом.

Маленький бюджет = маленький бюджет. Когда всё релевантно, то нет претензий, но лишь уважение. На youtube данному фильму были бы рады. Но платить 1500-2000 за такое в кинотеатре ...

"Где мое кольцо?" не релевантно прокату. Качество, к сожалению, не соответствующее. Когда злодей увозит девушку из цветочного магазина, возит по городу, а затем привозит ... опять в цветочный магазин - можно пробить лицо ладонью. Или когда Айкын доставляет цветы в гостиницу Алматы, затем садиться в машину, едет, и несет цветы по Панфилова на фоне ГАТОБа... Что? Хотя это заметят только алматинцы (ГАТОБ напротив "Алматы" - там 100 метров расстояние).

А был бы бюджет 10 тенге - Вы бы тоже в него ужались, чтобы снять ленту для больших экранов?

Но светлые моменты в фильме есть. Старание актеров второго плана. Фишечки образов. Операторские планы старались разнообразить.

В сценарии есть удачные решения. Сатира и насущность присутствует, затронуты национально-культурные аспекты - это приятно, да.

Но мне хочется отметить следующее неочевидное и, скорее всего, неожиданное для самих авторов.

Бессознательно автор сценария написал историю о социальном давлении на современного мужчину. С очевидной стороны "Где мое кольцо?" о важности семьи, примате идеального над материальным, о доброй воле и взаимоуважении полов.

Но если посмотреть с другой стороны, то Аскар является тем человеком, который желает самореализоваться, создать свое дело, крепко встать на ноги. И он это делает ведь не по прихоти, но, опять же, ради семьи.

Однако, с него требуют "кольцо" со всех сторон и уже сегодня, ибо сроки есть сроки. У девушки одни, у бандитов другие, у родителей третьи, у кредиторов четвертые. Даже маленькая девочка лет 5 и та осуждает Аскара, мол, такой старый, а еще не женат.

Кольцо окружения сжимается, душит и приходится его надевать на свой и палец избранницы.

Вот мы защищаем женщин, говорим: "Почему она должна отказывать от самореализации, карьеры, почему она должна рожать обязательно, она ведь свободный человек" и т.д.

А почему Аскар должен отказываться от своего дела, к которому так долго шел, взял кредит, его глаза горят? Потому, что его девушке не терпится замуж? Что она не может принять его решение? Хотя она пытается, но ее гнобит родственница, мол, так не пойдет.

При этом Аскар любит Жулдыз, никогда не подводил и слова грубого не сказал. Просто пока не делал предложение, а работает ради общего будущего.

Где гендерное равенство, спрашивается?

И с этой точки зрения фильм задает интересную тему для дискуссии.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.