поколениетрендфеномен 7 мин на чтение сент. 12, 2017

Почему модно закрывать лицо на фотографиях? Что означает этот тренд и почему он популярен?

Сколько бы Вам сейчас не было лет, Вы почти наверняка видели эти фотографии детей и подростков, на которых они либо закрывают лицо ладонью, либо в кадре только часть лица, либо ретушируют лицо на готовом фото посредством наложения эмодзи или рисованием линий. Так же очень популярны разнообразные фильтры Snapchat, которые также искажают черты лица. Не знаю, насколько последние относятся с психологической точки зрения к рассматриваемому тренду, но, думаю, по мере изложения своих мыслей станет ясно.

Итак, давайте попробуем в этом разобраться. Вопрос, несмотря на кажущуюся простоту и поверхностность, не простой. В последнее время я задал его достаточно большому количеству людей разных возрастов и типов мировоззрения, а также искал мнения в интернете. Ответы все настолько же простые и незамысловатые, по принципу «Это популярно, потому что модно». Извините, но это масло масляное, а не объяснение. Можно с таким же успехом сказать «Это модно потому, что тренд» и «Это тренд, потому что популярно». Еще есть мнение, что так подростки подражают звездам, закрывающим лицо от вспышек фотокамер или вообще от папарацци. Но тогда это были бы фото только с закрытием лица ладонью, но без постобработки с помощью эмодзи.

У каждой популярной вещи есть какие-то психологические рычаги, которые выбили ее из общего моря явлений, которые так и норовят стать популярными. Можно популяризировать какую-то вещь насильно, но для этого нужен огромный информационный ресурс. А то, что само по себе стало популярно – скрывает в себе некий коррелят с психологией большинства.

И я попытался его проанализировать.

Во-первых стоит обратиться к возрастной группе. Подростки – это самый чувствительный к духу времени слой населения Земли. Они больше всех включены в мировую культуру, их больше всего и сильнее всего интересует все новое. Дети еще недостаточно развиты и не настолько широко мыслят, а совершеннолетние уже более интегрированные и самоопределившиеся. Студенты, пожалуй, еще могут быть такими же включенными, но все равно не настолько, т.к. времени должно быть уже меньше. Школьники молоды и свободны, им требуется питательные вещества мира, они голодны до наполнения своей личности, у них жажда обретения самоидентичности. Не зря же в «интернетах» больше всего «Любят» и боятся именно школьников – это самые радикальные, самые энергичные, самые непреклонные участники комментариев.

В общем, следует понимать, почему именно в этой возрастной категории популярен данный феномен закрытого лица.

Так какой же смысл в этом жесте? Я вижу их 3, но они очень тесто меж собой связаны. И я, как всегда, буду очень подробным в изложении.


1. Подростковый протест.

Каждое новое поколение приходит противостоять ценностям старшего. Вечный и естественный конфликт отцов и детей, благодаря которому мир остается подвижным, меняется и кипит. Новое поколение всегда не похоже на предыдущее, т.к. в подростковом возрасте, как бы их не воспитывали, они даже в силу элементарных физиологических процессов резких изменений в организме вынуждены отрицать ценности родителей, взгляды, устои. Появляется мысль о том, что их никто не понимает. Это вынуждает повернутся к новому или создать что-то свое. И это здорово. Без этого человеческая цивилизация, в частности ее главнейшие составляющие культура и наука, развивались бы очень медленно, если вообще бы развивались. Когда все удерживается на одном уровне – это застой. Благодаря тому, что молодое поколение стареет, мы имеет всегда баланс между революционерами и консерваторами. Консерваторы всегда пытаются удержать позиции, а революционеры обрушить. Когда молодые революционеры добиваются своего, они стараются удержать власть и убедить прочих в верности. Пока не состарятся. Но молодое поколение никогда не слушает старое, слава Вселенной. И все повторяется. Кстати, в связи с этим возникает очень интересная тема для рассуждений в связи с постоянным увеличением продолжительности жизни населения планеты. Как это повлияет на культуру с социологической точки зрения?

Так вот, вернемся к нашим прикрываемым лицам. Вся эта «движуха» - есть ответная реакция нового поколения на ценности предыдущего. Настоящее молодое поколение 20-30 лет – миллениалы. Новое, рожденное после 2000-го – центениалы. До поколения центениалов фотографирование имело большую ценность, воспринималось и воспринимается иначе: на лице акцент, оно должно быть благовидно и различимо. Возьмите всех самых красивых и успешных особ сейчас, мастеров сэлфи и проч – это девушки 20-30 лет. Тот возраст, то поколение, которое уже получило возможность фотографироваться без ограничений, но которые уже давно в половозрелом возрасте. Им не нужно протестовать, это их время, они в нем самые успешные и красивые.

А подростки еще малы, они не могут быть такими же красивыми и привлекательными. И то, что им недоступно – они девальвируют, критикуют и отрицают.

По психологии восприятия и визуального искусства (художники-портретисты, а также профессиональные фотографы подтвердят), что человек первым делом обращает внимание именно на лицо, а на лице ищет глаза, как самый выразительный орган человека или животного. Это эволюционное автоматизированное формирование. По нему мы проводим первичную оценку, определяем настроенность встреченного животного, врага или соплеменника. Это важнее слов.

Теперь скажите мне, что вы чувствуете, когда вы видите фото подростков, где лицо закрыто? Не возникает сильного желания отодвинуть руку и взглянуть именно в лицо? Разве не раздражает эта манера? Еще как! В фотографии вообще как будто смысл пропадает. Хочется посмотреть следующее фото этого же подростка, чтобы разглядеть лицо. Но и там его нет. Есть профили, где лица нет ни разу. Это коробит. И они знают это! Может сознательно не понимают, но знают. Спросите у них почему они так делают - никто не ответит. Но этим самым они выполняют свою роль нового поколения. Они ДРУГИЕ, с другими ценностями, вопреки нашему главному оцениванию лица предлагают антагонистичное: "А нам вообще не нужны фото с лицами!". Буквально бросают нам это в лицо (каламбур). И именно это я считаю главным залогом такой успешности тренда – в этом чувствует протест, подросткам нравится быть непонятными ДЛЯ ВСЕХ НАС. Это странно – и это главное! Это сильный мотив, очень важный с точки зрения социологии.

И чем больше мы их спрашиваем, тем больше им это нравится.


2. Незрелость личности.

Это пубертатном возрасте ориентация на внешность самая интенсивная, формирование самооценки во многом строится на этой успешности. Внутренний мир еще не столь важен и находится в процессе развития. Все молодые люди смотрят в будущее, и уже ориентируются на сформировавшихся личностей. Они находят своих кумиров, на кого хотят быть похожи. Даже если их кумиры являются ровесниками, то они все равно выглядят более оформленными и взрослыми. Но чаще все же это те люди, кто старше. Сравнение себя с ними всегда не выгодно для первых. Они понимают свою незрелость, сравнительно низкую привлекательность. В этом контексте закрытие лица - это стеснение, признак незрелости, неуверенности в себе. Это делается во избежание оценки строгими бескомпромиссными ровесниками, которые всегда составляют самый близкий круг общения. Они сами судят строго других по внешности, и так же строго относятся к себе. Искусство фотографирования, умение сэлфится, позировать, выбирать кадры, фильтры, обработку, кадрировать фото – необходимые навыки для любого подростка. И если что вышло не так, то тут уже без защиты никак. Маскировка и сокрытие – психологическая защита от социума. При этом имеет место другой противодействующий вектор – необходимость и желание вести активную виртуальную социальную жизнь, получать отлики и быть «как все». Итого мы имеем внутренний страха сравнения с всем известными идеалами. Именно эта причина ближе всего к закрытию лица эмодзи-смайлами на выкладываемых фото.

Первая и вторая причина очень тесно связаны и действуют по совокупности.


3. Дихотомия «прозрачность – анонимность».

Излагаю эту причину я чувствую гордость, потому что знаю, что ее может изложить социолог или культуролог только моего возраста, но никак не дедуля 60-ти лет, извините уж за злорадство. А если и сможет, то уж точно не в таком полном ключе. Я извлекаю ее из современного ощущения времени и знания культуры молодежи изнутри. Можете и себя проверить.

Начнем с «прозрачности». Вообще это уже относительно старый социологический термин, введенный в эпоху доинтернета, применяющийся к обществу и различным практикам и обозначающим полный доступ к информации гражданам о каком-либо значимом процессе. Например, распределение бюджета города. Деятельность организаций, переговоров, законопроектов и с актуальной подоотчетностью и обновлением.

Сегодня этот термин обрел новое значение. Сегодня – значит во время видеоблоггинга, стриминга и окончательного укоренения социальных сетей. Стать прозрачным – значит демонстрировать практически всю свою жизнь в интернет. Купил? Выложи фото в инст. Пошел на встречу с друзьями? Проведи живой стрим в Periscope. Сходил в кино? Запиши мнение для Youtube-канала. Разумеется вы должны понимать, что соцсети так развиты, что все эти операции не важно где выполнять – каждый обладает полным функционалом и может легко их заменить. Даже в нашем Facebook можно все: от выложить фото и видео, до ведения стрима и постинга stories. Просто есть более-менее подходящие для того или иного действия. И разнополярность приветствуется – это означает современность, трендовость. И принято на одном своей аккаунте рекламировать все остальные: «Подписывайтесь на мой Instagram, Periscope, Twitter» - сейчас это звучит солидно, таково время.

С появлением соц.сетей мы все стали в какой-то мере прозрачные, если подумать. Освещение важных событий жизни для нормальных людей – важное и приятно дело, ведь другие порадуются и выразят одобрение. Это нормально.

И в годы появления первой массовой соцсети СНГ «Мой мир» стали появляться анонимные аккаунты. Это реакционеры. Те люди, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут быть в лагере обычного большинства. Каждый случай уникален, но я в каждом случае есть причина отрицания. Никогда это не бывает «Да просто не хочу. Просто не нравится. Да мне это не интересно. Да мне это не нужно». Так не бывает. Социальная раскрепощенность – благо для социального человека, и никто просто так от этого не отказывается.

И т.к. с тех пор соц.сети совершили глобальнейший рывок, в целом интернет, развились технологии слежения, всюду в городах разместили камеры, теории о доступе к данным телефоном и т.д., то логично предположить, что и обратный вектор противодействия тоже станет более явным – анонимность. Ну и кто, как вы думаете, должен раньше всех и чувствительнее всех отреагировать на эти изменения в обществе? Правильно – подростки.

И сегодня эта реакция очень явная, я бы даже назвал ее целым культом, культом анонимности. И если вы думаете, что этим самым говорю о фотографиях в инстаграме с прикрытым лицом, то очень ошибаетесь. Этот культ очень масштабный. Всегда были люди в масках, анонимусы, люди-загадки. Но сегодня они много популярнее. Взять самые кассовые и популярные фильмы последних лет? Кто сказал Marvel, DC и тема супергероев? Верно! Кто их больше всего любит? А одни из самых популярных игр это серия Assasins Creed, где все герои скрывают лица под капюшонами и другая серия в современном сеттинге от той же студии Ubisoft – Whatch Dogs, где главный герой хакер, который даже передвигаясь по городу носит маску, т.к. камеры могут распознавать лица людей и идентифицировать их положение автоматически.

А кто из вас знает Banksy, PussyRiot, AgniaOgonek, OlegTheBrainDit? А моего любимого Мистера Фримана? Конспирация стала еще более популярной.

Но это примеры скрытия личности, кроме участник PussyRiot. Но и сокрытие лица также противостояние времени прозрачности, а значит вновь протест. А в чем протест – в том крутость.

Посмотрите на примеры фотографий закрытия лица – чувствуете в этом отстраненность, стиль, холодность к суете и обыденности? Придумано множество «крутых» жестов прикрытия лица ладонью.

Закрытие лица крепко связалось с образом не просто загадочного человека, но современного, самодостаточного, независимого.

Только в последние годы стали популярны такие аксессуары, как маски или face mask как элемент уличной одежды молодых людей. Даже обычная медицинская маска черного цвета стала хайповой.

У многих известных производителей одежды в коллекциях сейчас появляются маски как аксессуары.

Разумеется, маски это не только анонимность, но и крик за экологию, т.к. в немалой степени их популяризовали жители Пекина и других загрязненных городов. И это перекликается с культом анонимности и поддерживается тренд прикрытия лица, также, как и другие тренды его задействующие: facepalm или dab (движение танца).

В конечном итоге закрытие лица как тренд молодых людей именно в это время получается комплексным, многогранным, содержательным, а не «Просто мода».

Пока мы молоды, мы жалуемся на то, что старшее поколение нас не понимает. А когда становимся старше, то сами-то больно стараемся их понять? Нет, просто навешиваем ярлыки и обвиняем в глупости и в том, что «все уже не то, что было раньше» мол-де, обмельчали.

А вновь повторю: и хорошо, что все уже не то. И нисколько не обмельчали, они просто другие, а ВЫ просто закономерно отстаете.

Кстати, один из главных хитов этого года трек Future «Mask off» и в этом уже чувствует противодействие этому очень популярному тренду. Таковы законы равновесия социума. Ничего долго не держится.

P.S. Благодарю за вопрос Ажар Оразбай. Без нее я бы не стал так детально разбираться.

Продолжение темы здесь.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.