Характер и гены - какая связь?

Пожалуй самый распространенный миф психологии - это зависимость характера от генов и наследуемости характера.

Этот миф популярнее идей о творческом и рациональном полушарии, о женском и мужском типе мышления (есть только гендерно обусловленное мышление), о том, что мы используем 10% возможностей своего мозга и всех прочих, коих, к сожалению, еще очень много.

Да, идея о врожденности характера безусловный топ 1. Как и его зависимость от другого врожденного свойства - половой принадлежности, к которой любят аппелировать при объяснении характерологических особенностей. Типа: "Я же девушка и не разбираюсь в технике", "Я же парень и не мыслю в косметике".

Это чушь и феминизм борется против этой глупой ригидности взгляда на психику человека. Последняя гораздо более гибкая и адаптивная, чем считает большинство. Можно даже сказать больше: адаптация, пластичность и динамичность - главные функции психики. Консервативность и ригидность противоречят идее эволюции. Не способные приспособиться - вымирают. А мы самый адаптивный вид, и, главным образом, за счет психики.

Перед нами два вопроса:

1. Является ли характер врожденным?

Нет, нет, нет и еще раз нет. Характер формируется прижизненно.

2. Влияют ли гены на характер?

Да, но косвенно. И при отсутствии генетических аномалий это влияние незначительно. Конечно, если радикально нарушить ДНК, то сознание в принципе не сформируются, о каком характере тут может идти речь.

Вся история человеческой цивилизации представляет собой глобальное доказательство того, что характер человека возникает в результате взаимодействия со средой. Именно эту идею развивали последовательно российские психологи: Выготский, Леонтьев, Бернштейн, Лурия, Ананьев, Анохин, Гальперин и др. С опорой на их исследования я написал эту статью.

А теперь, как водится, подробнее. Запасайтесь вниманием, дальше будет много, сложно, но полезно.


1. Природа и суть психики.

Чтобы ответить на вопрос о связи генов и характера необходимо понимать причины возникновения психики и главные ее задачи для живого организма. Поэтому, начнем с начала. С самого начала.

Итак, исходной эволюционной предпосылкой формирования психики считается появление у первичных простейших организмов органов передвижения в среде обитания. Однако, если двигаться с помощью, например, жгутиков, хаотично, то толку особого от возможности перемещения нет - только лишняя трата калорий. Чтобы органы передвижения обеспечивали эволюционное преимущество, организм должен как-то понимать в какую сторону следует двигаться, а откуда наоборот лучше убегать.

Здесь-то впервые и появляется чувствительность, которая помогает ориентироваться в маркерах внешней среды деля их на благоприятные и неблагоприятные и в зависимости от них осуществлять направленное движение. Благодаря чувствительности появляются первые органы чувств. Таким образом, органы чувств есть основа психики. А первичная суть психики - в ориентировке в среде для повышения выживаемости.


2. Три стадии развития психики

Нет, это пункт не о рептильном мозге, лимбическом и неокортексе, хотя данная теория триединого мозга совмещается и отражает нижеследующие стадии. Этот пункт о трех стадиях психики с точки зрения ориентирования в среде.

1. Сначала у всех простейших были только сенсоры, на которые они реагировали. Это стадия функционирования на основании ощущений - сенсорная.

2. По мере эволюции и усложнения устройства стали появляться существа, способные избирательно выделять биологические значимые объекты и их свойства. То есть, на основании сенсорной информации появилась перцепция (восприятие). Восприятие является более сложным процессом, объединяющим ощущения в целостные объекты, что позволяет еще точнее ориентироваться и быть еще более успешным в среде обитания. Это уже простая форма психического аппарата.

3. А далее появились функции еще более сложного ориентирования. На основе выделения межпредметных связей и отношений - это стадия интеллекта. Интеллект обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач. Им обладают высшие животные, например, млекопитающие.

Высшие животные могут накапливать в течение жизни и отбирать наиболее эффективные способы ориентировки и организации взаимодействий с окружающей средой, в результате чего менять мотивационные отношения с миром и усложнять свое поведение в соответствии с более точным и сложным чувствованием/пониманием мира.

В итоге, причины появления психики можно представить следующими:

а) изменение окружающей среды;
б) изменения в поведении животных организмов, необходимые для выживания и приспособления;
в) изменения способов ориентировки на основе совершенствования органов чувств, функционально необходимых для организации новых форм поведения;
г) эволюционный отбор и совершенствование новых функциональных и структурных особенностей у организмов соответствующего вида – органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга и т.д.

Уже на этом этапе можно заключить, что психика – это не функция генов или мозга, а функции ориентировки, обеспечивающие взаимодействия животных с окружающим миром. И исходно такие функции локализуются между организмом и объектами окружающего мира.


3. Филогенез

Психика человека формируется в историческом эволюционном масштабе (филогенез) и онтогенезе (индивидуальное развитие).

Итак, наши предки развивали функции ориентировки в поисках все более эффективных способов выживания. В конце концов, усложнение не привело к тому, чтобы они стали ориентироваться друг на друга и в друг друге, то есть в состояниях сородичей. Это позволило объединяться в группы и, внезапно, такая организация оказалась более успешной в плане выживаемости. Коллективное функционирование давало значительные преимущества. Так возникает социальная основа нашего вида.

Таким образом, биологические закономерности организации жизнедеятельности вытесняются общественными формами.

Первые высшие сообщества отличаются от низших тем, что

1. Организуют распределение действий. Сообща выполняют одну деятельность.

2. Изготовливают и совершенствуют орудийные средства и способы их использования, начинают передавать их молодым особям.

3. Развивают коммуникацию и совершенствуют способы передачи информации о среде и деятельности - используют языковые и другие знаково-символические средства, которые обеспечивают взаимодействия между членами сообщества.

В результате формируются и совершенствуются специфические для людей способы ориентировки в окружающем мире, которые фиксируются, актуализируются и передаютсяс опорой на знаково-символические средства в совместной деятельности и общении – сознание.

Само слово сознание содержит включает глубокое понимание социальности (прижизненности) этой функции психики. Сознание означает "совместное знание". Включаясь во взаимодействие с другими людьми человек становится сознательным и, соответственно, у него формируется характер.

Кстати, слово "совесть", по сути, является синонимом, т.к. "весть" - форма глагола "ведать", то есть "знать". Знание того, что знают другие. То есть того, чему научили. А знания не записываются в ДНК. В ДНК хранится информация необходимая для формирования биологической, анатомической, физиологической основы. Она необходима, но не является достаточной для появления характера человека.


4. Онтогенез

Характер конкретного индивида формируется в онтогенезе. При этом высшие психические функции наследуется не генетически, но социально.

Сотни тысяч лет нашей истории предки формировали культуру и фиксировали ее в знаково-символических средствах, посредством которых передавали из поколения в поколения, позволяя новым особям обучаться все более эффективно.

Это и называют культурно-историческими (общественно-историческими) формами социального наследования, предполагающими устойчивое формирование и транслирование психических функций из поколения в поколение без генетической фиксации и наследования.

Здесь важнейшее значение имеет язык, как самый эффективный метод знаково-символических средств, разработанный исторически (филогенетически). Язык - это, по сути, система свернутых значений и смыслов об окружающем и внутреннем мире.

При воспитании родители не просто кормят ребенка, защищают и обучают навыкам, но разговариваютс ним и обучают языку, с помощью которого возможности функционирования значительно расширяются. Как это происходит?

С момента рождения у младенца возникают органические состояния, которые побуждают к внешним формам активности и устраняются на основе организуемых взрослыми взаимодействий с внешним миром. Проще говоря, у младенца возникают органические потребности, он о них "сообщает" как может, а родители их удовлетворяют. Так получается первые формы взаимодействия, на основании которых у ребенка формируются положительные и отрицательные субъективные отношения к предметам и предметным условиям, которые обеспечивают удовлетворение потребностей или препятствуют их удовлетворению.

Эти первичные отношения и есть базовые мотивы, которые крайне необходимы для личностного развития.

Субъективно мотивационные отношения к людям, предметам и явлениям переживаются в качестве эмоционально-оценочных отношений - так появляются эмоции, которые определяют модальность состояния организма и окружающей среды.

Итак, потребности заставляют быть активным, а распознаваемые условия избирательно направляют активность к тому (тем), кто поможет удовлетворить потребности.

Реализация таких мотивационных отношений обеспечивается формированием и развитием у субъекта умений и способностей избирательно ставить цели, ориентироваться и актуализировать все более широкий диапазон межличностных взаимодействий и социальных отношений. Так формируются центральные направления личностного развития человека.

По мере овладения способами использования языка в общении с взрослыми, эмоциональная сфера ребенка становится опосредствованной речевыми операциями и действиями.

С помощью языковых средств ребенок начинает фиксировать разные эмоциональные состояния, отношения и переживания, а также соответствующие переживаниям экспрессивные формы их выражения как у окружающих (в том числе животных, героев сказок и мультфильмов), так и себя. Сначала все эти состояния называют родители, а затем ребенок сам научается их обозначению и опознанию.

Словесное обозначение переживаний и отношений, обеспечивает ребенку возможность осуществлять произвольный и преднамеренный контроль поведения.

Сначала весь процесс опосредствован речью, а затем постепенно преобразуется в самостоятельно применяемые внутриречевые приемы.

Исходно ребенок овладевает регуляцией эмоциональных состояний на основе речевых указаний взрослых и копирования их моделей поведения.

Позднее ребенок учится с помощью аналогичных речевых указаний и приемов коммуникации регулировать собственные эмоциональные состояния на основе переподчинения своего поведения и экспрессии не переживаемым эмоциям, а собственным речевым указаниям, направленным на себя самого также, как это делали с ним взрослые, по их примеру.

Выделяют два этапа формирования высших психических функций.

1. От раздельного (совместного) к произвольному (индивидуальному).

- Развитие умений подчинять действия и психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и другие) речевым указаниям другого человека (взрослого).

- Развитие умений с помощью речи организовывать психические функции и действия у других людей.

- Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию – формирование произвольной преднамеренной организации и регуляции своих действий и психических функций с помощью речи.

2. От внешней организации произвольных действий и психических функций к умственным формам их организации.

- Доречевая фаза стихийного развития действия или психической функции (внимания, восприятия, памяти, мышления).

- Межфункциональное объединение действия, психической функции и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной организации действий и психических функций (сначала с помощью речевых указаний других людей, позднее с опорой на собственную «эгоцентрическую» речь).

- Преобразование внешних речевых форм организации действий и психических функций (через эгоцентрическую речь) во внутренние речевые приемы актуализации и организации возможных действий в воспринимаемых, а позднее в представляемых предметных ситуациях.

- Сокращение и автоматизация внутренних речевых приемов организации: а) представлений и понятий о возможных действиях; б) самих операций и действий.

Упрощенно говоря: действие, связывание действия с речью, интроекция речи и ее автоматизация.

На основании вышеизложенного можно заключить:
· Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем выше корреляция психических функций у детей и старших родственников.

Ребенок по своим способностям похож на того, кто его дольше воспитывает.

· Ребенок по своим способностям больше похож на того родственника,
который является предметом его идентификации. Важно быть для ребенка
авторитетом.


5. Предрассудки, мифы, заблуждения о врожденности характера

Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков:

• Заблуждением является широко распространенная убежденность в том, что наследственность предполагает сходство с родителями, и наоборот. Противоположное утверждение, что сходство родителей с ребенком неопровержимо указывает на наследственность, также не имеет оснований.

• Сохраняется ошибочное мнение, что родители могут передавать детям те физические и психические качества, которые они развивали в себе, тренируясь и приобретая жизненный опыт (например, убеждение в том, что если во время беременности женщина читает определенные книги или слушает музыку, то ее ребенок будет интеллектуально более развит или музыкален). На развитие плода можно повлиять лишь косвенно, через биомеханические воздействия, а также через кровь организма матери.

• Существует распространенное заблуждение, что если что-то проявилось в качестве наследственного признака или свойства, то его невозможно изменить. А также распространенной мнение, что признаки или различия между индивидами, возникшие в результате влияния окружающей среды, можно относительно легко изменить.

Наследственные факторы и поведение Наследственные (генетические) факторы не могут оказывать на поведение прямого воздействия, они влияют на поведение только через структурно-функциональную организацию индивида.

• Термин «структурный» используется для обозначения того, что в разных случаях называют анатомическим, органическим, соматическим (от анатомии органов до внутриклеточных и молекулярных структур).

• Термин «функциональный» используется для обозначения биохимических, физиологических, поведенческих и психических процессов (от биохимических процессов в тканях и органах до развитого поведения человека, опирающегося на умственные действия).

Анатомо-физиологические особенности формирующегося организма накладывают ограничения на развитие поведения и психических функций.
При этом:

• Наличие определенных структурных признаков органов и тканей является необходимым, но недостаточным условием для развития определенного типа психических функций и поведения.

• Отсутствие определенного типа психических функций и поведения не означает обязательных структурных недостатков, а изменениям психических функций и поведения не обязательно сопутствуют структурные изменения.

Некорректно рассматривать поведение, которое не является результатом научения, как наследственное:

Поведение, как функция, в принципе не может быть наследственным. Оно актуализируется на структурах организма, формирующихся как результат взаимодействий с окружающей средой (от момента зачатия до смерти взрослого организма).

• Структурные особенности организма, детерминирующие поведение появляются в результате влияния, как наследственных факторов, так и факторов окружающей среды, или их комбинаций.

При этом поведение человека (наблюдаемые активные и реактивные взаимодействия с окружающей средой) строится после рождения во взаимодействиях с людьми на основе формирования и развития высших психических функций.


6. Темперамент и характер

Темпераментом называется совокупность психофизиологических свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний, отдельных действий и деятельности человека в целом, в частности, их энергичность, силу, скорость, темп, динамику процессов возникновения, прекращения, переключения, а также общий эмоциональный фон, на котором они реализуются.

Т.к. человек психо-биологическое существо, то анатомические и физиологическое строение и состояние не могут не оказывать влияние на психику. Под темпераментом понимают как раз то устойчивое влияние физиологических факторов. При этом многие из них являются, как раз-таки, врожденными и определенными заранее.

В бытовой речи часто путают понятия "темперамент" и  "характер". Отсюда, вероятно, и идет заблуждение, что характер передается по наследству. Генетически может передаваться значительная часть темперамента, но не характера, потому, что ...

Характер - это склад личности, образуемый индивидуально своеобразными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок) к окружающей социальной действительности.

Как мы видим, в определении характера используется понятие личности (характер и личность вообще очень близкие понятия). А личность человека формируется прижизненно и отождествляется с социальной природой. Индивид включенный в общество становится личностью.

Основные различия между темпераментом и характером являются следующими.

1. Темперамент является врожденным, а характер приобретенным.

2. Темперамент зависит от свойств нервной системы (или, говоря современным языком - от особенностей строения и работы функциональных систем организма). Характер от строения и работы организма человека практически не зависит

3. Темперамент определяет только динамические особенности психики и поведения людей, которые нельзя оценивать как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные, безотносительно к ситуации и виду деятельности, выполняемой человеком. Характер, напротив, можно оценивать сам по себе, по совершаемым человеком поступкам, причем независимо от того, в каких конкретных видах деятельности, обстоятельствах или формах поведения он проявляется.

4. Свойства темперамента у человека сравнительно немного, и они одинаковые у всех людей. Эти свойства, однако, у разных людей могут быть развитыми в разной степени. Кроме того, многие люди обладают примерно одинаковыми типами темпераментов, а не только отдельными его свойствами.

Иначе обстоит дело с характером. Различных черт характера у людей, во-первых, намного больше, чем свойств темперамента; во-вторых, характеры у всех людей разные; в-третьих, одни и те же черты характера у разных людей могут проявляться индивидуально своеобразно;

5. Характер человек обусловлен культурно-исторически, в то время как темперамент человека не имеет культурно-исторической обусловленности.


7. Почему характер человека не может быть врожденным?

Мне в принципе сложно понять, как характер может быть врожденным.

Но давайте пофантазируем. Чтобы характер мог быть врожденным, то он должен заключаться в последовательности ДНК и затем либо переноситься в мозг или считываться нервной системой, и только затем мозг уже влиял на наше поведение. Это чересчур громоздко.

Наш характер проявляется в поведении, а поведение зависит от информации о среде. Если характер врожденный, значит в генах должна находиться информация о среде и наших будущих действиях с ней, что просто алогично, ибо жизнь полна неопределенности и динамичности, особенно при жизни с другими сородичами.

Ни генетика, ни мозг не определяют характер. Если бы это было так, то данное положение очень сильно снижало наши адаптационные возможности.

Характер определяется взаимодействием со средой и вся наша жизнь сплошное этому доказательство. Опыт жизни складывает характер. Мозг и генетика могут повлиять на устройство психики и через это на реализацию характера, но если брать характер как часть личности, то он не базируется в генах и участках мозга.

Опровергать эту идею историями из личной жизни о братьях и сестрах, которые, несмотря на, якобы, одинаковые условия жизни выросли разными, или историями о близнецах, которые несмотря на разлучение выросли похожими характерами - мракобесие. Все доказательства ключевого влияния прижизненного опыта поклонники генов объясняют тем, что это изначально было заложено и всё. То есть, как ребенка не воспитывай, как ни организуй его жизнь, как ни травмируй или наоборот как ни охаживай - все равно характер будет "как задумано". И бессмысленны старания родителей в отношении регуляции своего поведения, определения в хорошую школу, наделения морально-нравственными ориентирами и ценностями, привития вкуса и этики и проч. - всё в генах!

А то, что почти всегда генетический родитель воспитывает своего ребенка - то есть формирует его прижизненный опыт - уже условность.

Вообще врожденность - это удобно, правда? На нее можно всё списывать без зазрения совести. "Весь в отца", "У тебя и дед был такой же", "Сразу видно, что у тебя (этнос)-ая кровь, что с тебя взять".

Извиняюсь за такую подачу, просто уже сколько лет я копья ломаю в спорах с "профессорами генетики" диванного дивизиона и горит знатно. Долго я собирался с мыслями, чтобы написать эту статью. Люди, не знающие ни генетики, ни психологии, на основании бытового интуитивного познания могут до истерического припадка доказывать, что характер зависит от генов и точка. При этом они даже точно не могут сформулировать, что понимают под характером.

Как правило, эти же люди - зачастую по характеру консерваторы и ретрограды - не признают у себя наличие психологических проблем характерологического порядка, либо не верят (не хотят), в то, что можно что-либо сделать (любимое: "Человека не изменить"). Enough said, как говорится. Спасибо за внимание.


Об иллюстрации

Постер фильма "Быть Джоном Малковичем". Можно было бы использовать любой фильм о клонах, что точнее бы отразило тематику ДНК и генотипа. Однако "БДМ" настолько смелый и экстравагантный, что я не хочу его менять ни на что другое.

У этой истории не занимать психологической и философской глубины. По сюжету главный герой находит дверцу в тело Джона Малковича, что позволяет им быть сколько захочется. Затем герою приходит идея зарабатывать на этом, открыв аттракцион, где каждый мог бы побыть Джоном Малковичем 15 минут.

Я склоняюсь к той идее, что это кино о кино, а в частности актерских аватарах. Сначала актер меняет свой характер под персонажа. Затем каждый зритель при просмотре фильма примеряет характер главного героя посредством идентификации.

То есть, даже во время фильмы наш характер меняется. И некая часть изменений остается и после просмотра. То есть кино оказывает метаморфический эффект, как и положено искусству. Что является еще одним обоснованием динамичности характера и его обусловленности опытом.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.