Вред традиционного воспитания. Заложницы образа "хорошей девочки"

Как Вы можете помнить ранее я писал две статьи о вреде традиционного воспитания мальчиков.
Ссылка 1: Вред традиционного воспитания: Токсичная маскулинность
Ссылка 2: Вред догматичного воспитания: Токсичная маскулинность

Пришло время затронуть тему о воспитании девочек. Ее можно даже назвать более основной и болезненной ввиду того, что большая часть мировых культур исконно были патриархальными, следовательно воспитание девочек было более дискриминирующим и наполненным большим количеством требований, правил и всяческих максим.


Мир движется к гендерному равноправию, но...

Гендерная неравноценность по-прежнему присутствует. В какой-то культуре остались лишь хвосты, с которыми борются, а где-то она только начинается. Главным апологетом равного восприятия и отношения к женщинам в настоящем является феминизм, разумеется. Они же пытаются изменить подходы к воспитанию, но это далеко не основная их идея и, поэтому, идея слабо прогрессирует, будучи отдана на откуп научным течениям - культурологии, этике, правоведению и, конечно же, гендерной психологии. Научные же течения не активистские, поэтому не привносят явных изменений. Исследования науки должны усваиваться населением с помощью общественных организаций и СМИ - и в этом отношении пока слабое место развития нашего общества.

К слову о нем. В центральной Азии культура Казахстана наиболее прогрессивная и светская, на самом деле. Это же касается возможностей девушек, которые могут позволить себе уже очень многое в городах и практически не стеснены рамками традиционности в правовом аспекте и фактической самореализации, чем, скажем, с Таджикистаном или, уж точно, с Ираном, где традиции и законы критически ригидные и по сей день (это исключительно мое мнение исходя из принципов равных прав для каждого человека вне зависимости от пола, уж извините).


Так в чем же дело? Права есть, возможности есть, в реалиях полно примеров - можете спросить Вы.
А дело в социально-психологической составляющей.
Я долго думал над тем, как кратко, но наглядно назвать данную составляющую проблемы и, на мой взгляд, лучше всего подходит "Эхо традиционного воспитания".

Культура не может измениться кардинально в короткие сроки - это противоречит самому понятию культуры.


"Я девушка, и я хочу научиться жить для себя. Как это сделать?"

Основным ядром буквально 3 последних запроса является "неспособность жить для себя", "как не думать о том, что думают другие", "не могу поступать так, как мне хочется" и т.д.

Характерологически это: альтруистичность, отзывчивость, синдром спасателя (готовность помогать всем и всегда, даже себе во вред), как правило, синдром отличницы с ранних лет, высокая самокритика и низкая самоценность, застенчивость, интроверсия, замкнутость, зажатость, ведомость, невротичный перфекционизм, педантизм, робость, стыдливость, неспособность говорить искренне со всеми (даже при желании), сдержанность в эмоциях. А также положительные сопутствующие, такие как трудолюбие, опрятность, честолюбие, добросовестность, пунктуальность и проч.

К слову, терапия не нивелирует положительные качества и о них можно не беспокоиться. Терапия направлена на формирование осознанности, то есть на способность человека самостоятельно регулировать свое поведение, а не быть заложником характера. Таким образом, у пациента появляется выбор - быть пунктуальным, вообще и в каждом конкретном случае.


В чем причина?

Генезис проблемы лежит в поле детско-родительских отношений. То есть воспитании. То есть ... да, именно, культурных традиций, обычаев и устоев. И если они не осознаются родителями, то это вовсе не значит, что они им не следуют. Культура является предшествующим элементом, так сказать, предтечи формирования конкретной личности. Ребенок врождается в культуру и она его формирует, а не он ее.
И даже если родители исповедуют либеральные взгляды, то культура наследуется не только ведь в семье.

Что это значит на деле? Если традиционное воспитание мальчиков формирует во многом диктаторский токсичный характер, то девочек, для баланса, воспитывают максимально терпимыми.

Если быть ближе к нашему социально-культурному контексту, то это образ однозначно положительной для всех удобной "Хорошей девочки", завидной дочери на выданье. И если родители очень хорошие, искренне стараются и усердствуют с воспитанием, бессознательно следуя культурным нормам, то на выходе к совершеннолетию (а то и к пубертату), общество получает не полноценного в современном смысле человека, а девушку-продукт. Продукт традиционного воспитания выстроенного вокруг одного варианта самоактуализации женщин - замужество, семья, дети, обслуживание мужа.

Совершенно архаичный сценарий, не так ли? И это одна из причин, почему в Казахстане распадается больше половины браков (!). Традиционный образ в каждой казахской семье жив. А реалии уже другие и мы по полной вступили в век, где женщины работают, более того, зарабатывают, реализуются, самостоятельно путешествуют и т.д. А у мужчин не менее живо в бессознательном представление о "правильной послушной и удобной восточной девушке", который расходится с тем, как ведет себя жена после свадьбы и чего хочет. Как, естественно, и у родственников, как представителей более старшего поколения. Роли и обязанности все еще остались в том же объеме - готовка, уборка, дети, полное обслуживание мужа. Но и работать тоже уже стало нормой современного общества.

В итоге, если воспитание было строгое, то девушка смиренно все принимает и пытается все смочь. Образованные постепенно осознают разницу между традиционной моделью и современной, которую можно почерпнуть как из инфопространства, так и некоторых других браках, ведь глобализация, как никак. Возникает диссонанс, мешающий спокойствию личному и брачному.
Диссонанс формирует начальное осознание заложенной архаичной программы: "Блин, да я же для всех удобная! Никому слова не скажи. Перед всеми извиняйся, всем помогай, никому не отказывай. Не дай бог кто-то подумает плохо или что-нибудь скажут не то про меня! Ұят! А я не хочу такой быть! Мне тяжело! Мне хочется для себя жить!".

Эти же моменты могут не осознаваться, тогда этот невроз конвертируется в тревожность, навязчивые мысли, панические атаки, фобии, психосоматические расстройства.

Воспитание с малых лет очень сильно ориентирует девочек на то, как ее априори будут воспринимать и оценивать окружающие. За все. Это постоянные мысли о своем поведении, действиях, словах, внешнем виде и даже взглядах. Это постоянный страх и тревога.

Одной консультируемой я сказал следующее:
"Хорошее" воспитание было уместно, когда девушек сразу выдавали замуж, они становились келинками, а все, что им нужно было - быть хозяйственной и всех уважать, подальше задвинув свой характер до тех пор, пока ее сын или дочь не достигнуть возраста свадьбы. И тогда смена ролей, и за все годы унижений воздается новоприбывшей. Круговая порука национальной женской дедовщины".

Однако, в современном мире, где большинство девушек работают самостоятельно, занимаются проектами, строят карьеру, в общем говоря, самореализуются - традиционное воспитание архаично и противодействует успешности. Оно элементарно несовместимо. Сама философия брака и стиль семейной жизни очень изменились. Так почему культурные нормы не модифицируются?

Традиции довели общество до кризиса - я так это вижу. Поделитесь на этот счет своим мнением в комментариях - мне очень интересно что думают другие на этот счет.


Можно ли измениться и как?

Это, конечно же, главные вопросы. Безусловно, можно. Родителей мы, разумеется, не имели возможности выбирать, как и характер, который формируется в детстве по совокупности множества факторов. Однако, после взросления, мы можем сами себя перевоспитать. На это требуется немало времени, естественно, но ведь и вопрос не плевый ни разу.

Как за короткий промежуток времени поменять все, что столько лет укоренялось?

Необходимо нацеленно работать над собой и держать вектор развития тех личностных  качество, которые полярно противоположны и позволят нормализовать/гармонизировать характер: здоровый эгоцентризм, адекватная самооценка, открытость, способность саморепрезентации, экстраверсия, коммуникабельность, здоровый нарциссизм, выразительность, искренность, экспрессивность и т.д.

Внимание! Следует заранее понимать, что данные изменения не будут восприниматься положительно всеми окружающими, для которых девушка-продукт была удобной. Они будут говорить, что она испортилась, стала расхлябанной, стервозной, не уважительной, ленивой и проч. Это неприятие может распространяться вплоть до детей.
Поэтому очень важна личная поддержка.


Психотерапия помогает?

Поддержка - одна из функций психотерапии. Основной задачей психоанализа является исследование детско-родительских отношений. Именно переработка периода интроекции всех установок, которые теперь расцениваются как негативные и помогает легче изменить себя. Понимая что и как сформировалось помогает отделить зерна от плевел. Переводя установки из бессознательной области в сознательную, мы повышаем интегрированность, то есть целостность, уменьшая дискретность (дробность). Когда некая идея или ценность является бессознательной, то она управляет нами, а не мы ей. Таким образом, сознательный человек - целостный - может управлять всем, что в поле сознательности - то есть собой.


Примерно такую лекцию я провожу лично для тех, кто приходит ко мне на первичную консультацию с подобным запросом с индивидуальными отличиями.
Кто-то, поняв сложность проблемы и что требуется основательный подход, что тут не справиться за 5 волшебных сеансов, больше не приходит. Таких большая часть. Но есть и такие, кто понимает, что иного пути нет, и если хочется изменений, то лучше уже начать сейчас, т.к. это действительно меняет жизнь.

Завершу тем, что больше половины всех женщин, приходящих на консультации, в той или иной степени страдают от "эха традиционного воспитания". У некоторых он генеральный запрос, у некоторых сначала жалобы более конкретные и точечные, но в итоге мы все равно выходим на то, что излишне невротичное воспитание является корнем тех проблем, что привели в терапию.

Поэтому... не каждая адаптация полезна и нужна. Порой надо постоять за свое персональное. Вы как считаете?

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.