мнение начистотумораль 3 мин на чтение сент. 16, 2020

Мнение начистоту. "История Дэвида Копперфильда"

Одним предложением: пышущая жизнью экранизация классического романа-автобиографии, усеянная массой колоритных персонажей с безупречным исполнением признанных мастеров актерского искусства, наполненная действиями и моралью, выполненная на грани между англофилией и англоманией.

Я просто не могу не отметить темп этого фильма. Даже не раздумывал о чем буду писать в рецензии. Вот, господа М. Бэй, Т. Миллер и Д. Лин, снимающие боевики с проседающим темпом, учитесь у Армандо Ианнуччи, как компоновать повествование так, что два часа о жизни мальчика-подростка-мужчины зритель не отрывал глаз от экрана только успевая усаживать за праздничный стол жизнелюбия все вновь и вновь прибывающие эмоции и мысли.

Конечно, немаловажную роль в этом играет оригинальный роман гиганта английской и мировой литературы Чарльза Дикенса (для которого, при этом, "История Дэвида Копперфильда" безоговорчно является самым любимым произведением).

Но книга есть книга и в масштабах фильма это даже не сценарий. А вот создать из замечательной и столь богатой истории цельный и цепкий фильм - сложнейшая задача. И я очень нередко сетую по поводу проработки сценария, но в данном случае, друзья, лично я восхищен. Не знаю уж сколько вырезано из общего объема съемок, однако итоговый калейдоскоп сцен кружит зрителя, как в детстве мама на карусели, доставляю такую же радость. Скучать не приходится.

Темп выдержан в одной скорости и надо ведь понимать, что это не только темп повествования, но и постановки, монтажа, игры актеров. Все настолько хорошо согласовано и связка такая плотная, что фильм уносит из дома прямиком в Туманный Альбион 19-го века.

В чем-то "ИДК" порой напоминает сумбурные быстрые сцены французской школы комедий. Но если в них скорость была камерной, то здесь и декорации сменяются также быстро. Мне думается, что великовозрастные критики могут не оценить такой ритм потому, что он свойственен зумерскому скоростному мышлению и эпохе сконцентрированного видео-контента. Конечно, это не позволяет создать слезовыжимательные драматичные сцены, но, честно говоря, им тут и не место.

Например, КВН изменился также. Он стал значительно быстрее. Даже разница между премьер-лигой и высшей лигой очевидна. В первой все ... еще резче. Порой возникает ощущение, что смотришь ленту соц.сети - не оторваться. Высшая лига на этом фоне - газета "Комсомольская правда". Значение редактуры во всей красе.

Самый убийственный образчик скоростного повествования в поп-культуре (если не брать во внимание топовых влогеров) для меня "Рик и Морти". Порой мне думается, что будь я на лет 10 старше, то любая серия у меня бы вызывала тахофобию - боязнь скорости - и превращала мозги в кашу. Учитывая количество отсылок, которые надо успевать раскусить и что многие зумеры уже делают нативно - становится радостно.

Кто-то может сказать, что такая высокая скорость и симпатия к ней плохо, т.к. "молодежь, мол-де, не способна воспринимать спокойные атмосферные произведения". На мой взгляд, едва ли это так. Если хотите, я могу это сравнить с легкой атлетикой. Попробуйте натренироваться так, чтобы пробегать 60 метров менее чем за 12 секунд. А теперь скажите, отнимает ли эта форма у Вас возможность совершать размеренный променад в парке?

Конечно, мы адаптируемся ко всему. И если потреблять контент только высокоскоростной, то степенный может вызывать скуку и уныние. Но это при отсутствии осознанности. И, опять же, здесь работает правило повышения сложности: тот, кто может потреблять быстрый видеоряд более вероятно может потреблять и медленный, а вот тот, кто может потреблять только медленный скорее всего не сможет потреблять быстрый. Иными словами, кто может быстро бегать, может и пешком ходить. А вот кто не умеет бегать, ходит только пешком.

Мне кажется, что экранизация другой английской книги Нэнси Спрингер "Энола Холмс" с Милли Бобби Браун, судя по трейлеру, имеет такой же темп и более очевидно направлен на подростковую аудиторию. Наверное, это вполне осознанное продюсерское решение.

Этот стиль полная противоположность театральной размеренности Гая Ричи в тех же "Джентельменах", где сцены смакуются, как сорокалетний коньяк.

Темп "Истории Дэвида Копперфильда" - это овсяная каша на завтрак. Быстрая, вкусная, полезная (с). И вкусную овсянку сварить весьма не просто, хоть многие и пытаются.

В общем, если хотите насладиться интересной историей и образами, воплощенными Девом Пателем, Тильдой Суинтон, Хью Лори и Бена Уишоу (как же он шикарно сыграл!) обязательно посмотрите "ИДК".

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.