Принятие Я-образа
Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Я-концепция (Я-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития личности. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.
Прокомментирую. Т.е. человеку следует знать, понимать и принимать себя. Осознавая все свои черты, признавая, что все это часть его психического аппарата - ему проще бороться с несимпатичными ему свойствами и развивать положительные.
Вспомните великую мудрость "TEMET NOSCE" лат. [тэмэт носцэ] - Познай себя.
Только познав себя человек сможет разграничить и дифференцировать природу тех или иных явлений происходящих с ним: узнать причина в нем или во внешнем мире. Можно, конечно, попробовать познать весь мир, чтобы понять природу предпосылок, но логика подсказывает, что себя познать как-то проще и рациональнее.
Иначе, без самопознания, всю жизнь можно бороться с ветряными мельницами, обвинять других в своих бедах или, что чаще, разочаровываться в мужчинах/женщинах.
К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности.
Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я — с другой.
Актуальное Я — всеохватывающе понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является.
Идеализированное Я — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости.
Реальное Я — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное Я — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя.
Comments