расстройстватревожностьосознанность 5 мин на чтение март 20, 2022

Чувства собственной ничтожности и грандиозности

Чувствую потребность собрать в одной статье идеи, касающиеся чувств ничтожности и грандиозности, составляющие суть конституции Эго и характеризующие все личностные аномалии и расстройства.

При более упрощенном взгляде на устройство сознания можно подумать, что эти полюсы образуют континуум, в некой точке между которыми можно расположить Эго. То есть, если у человека сильное чувство грандиозности, то слабое чувство ничтожности, и наоборот.

Идентифицикация Эго с одним из полюсов ничтожности грандиозности

Но это справедливо лишь для Эго, с которым личность себя идентифицирует. Однако, Эго-идентичность - это далеко не вся психика.

Дело в том, что самость человека, если хотите полная идентичность (в данном случае под самостью я подразумеваю совокупность Эго и всех внутренних объектов, с которыми оно в отношениях) - имеет сложносоставную конструкцию.

То есть, вся хитрость в том, что

Эго никогда не целое, не постоянное и не осознаваемое полностью. Эго всегда имеет некую степень расщепления.

Человек не может чувствовать себя совершенно грандиозным или совершенно ничтожным. Но приближаться к высокой степени помогает психическая защита по типу расщепления. То есть, чтобы чувствовать себя совершенно грандиозным необходимо отщепить от Эго ту часть, которая в отношениях с плохим объектом и спроецировать в мир, установив с ней контакт посредством идентификации, тем самым сохраняя условную целостность психики, но, при этом, не признавая своей частью Эго (например, они действительно плохие, я действительно хороший). Невозможно чувствовать грандиозность без чувствования ничтожности своей или Другого.

Тогда на континууме будет не одна точка, но как минимум две: точка интегрированной части Эго составляющей основную идентичность человека и точка отщепленной части Эго. И чем сильнее расщепление (чем больше во внутренних отношениях агрессии и тревоги, которые зачастую являются следствием не гармоничных отношений в реальности с воспитывающими лицами в раннем возрасте), тем дальше друг от друга и дальше от середины нормальной интеграции.

Грубо говоря, у человека с более-менее гармоничным строением психики эти точки будут ближе к центру и не сильно различаться. Такой человек чувствует себя не очень грандиозным, но и не чувствует себя ничтожным, что обусловлено меньшим уровнем тревоги и позволяет ему чувствовать себя не преследуемым за недостатки, но и не превосходящим других. Ему легче заниматься деятельностью, которую он выбрал. И выбор совершать тоже легче. В общем, функционирование в целом сопрягается с меньшим уровнем тревожности.

Совсем иначе обстоит дело при диффузной идентичности. Человек может чувствовать себя ничтожным либо грандиозным в достаточно большой степени в отношении многих аспектов жизнедеятельности, но т.к. расщепление никогда не идеальное и отщепленную часть Эго не удается постоянно держать вовне, т.к. отношения динамические, то иногда это вторая часть, связанная со значительной опасностью для Эго, все-таки приближается и вызывает тревогу.

Как следствие, скажем, люди с социопатическим строем личности (Эго идентифицировано с грандиозной частью) боятся поражений со стороны обесцененного социума (в них проецируется ничтожная часть), а люди с зависимым строем личности (Эго идентифицировано с ничтожной частью) боятся оставления со стороны сверх ценного окружения (в них проецируется грандиозная часть).

Чем тяжелее патология личности, тем однозначнее, категоричнее, абсолютнее его чувствование себя и видение мира.

При этом люди с чувством грандиозности всегда чувствуют близость ничтожности и их психика всячески старается избежать ее, но может их преследовать в сновидениях, планировании, представлениях о том, что о нем думают другие.

А люди с чувством ничтожности могут компенсировать свою дефицитарность за счет фантазий и дневных грёз о великих достижениях, о союзе с кем-то могущественным, признанием, о том, как им подчиняются и т.д.

Отсюда вывод:

Если человек чувствует себя грандиозным, то другая его часть психики в любом случае имеет соответствующий уровень ничтожности (и проецирует ее вовне, начиная от членов семьи, заканчивая социальными группами или человечеством в целом).

Если уточнять статическую картину психики, то она будет анимированной: точки интегрированной и отщепленной частей Эго постоянно перемещаются по континууму, иногда взаимозависимо, что является более устойчивым функционированием данной структуры личности (то есть люди даже с расстройством личности имеют стабильные периоды), а иногда несогласованно, что чувствуется для личности как слом само- и мировосприятия, сопровождается тревогой, страхом, паникой в зависимости от степени расщепленности, которое может компенсироваться тут же состояниями отрицания и мании.

При снижении расщепленности, которое достигается в качественном общении (особенно в психотерапии), возникают депрессивные реакции: человеку с чувством ничтожности тяжело идентифицировать себя с грандиозностью и чувствовать бремя выбора, ответственности, возможность действовать самостоятельно, а человеку с чувством грандиозности болезненно чувствовать себя неидеальным, слабым, не способным решить что-либо самостоятельно.

Опять же, я описываю здесь даже не конкретные личности, но скорее фазы, позиции, состояния личности. Только при тяжелых личностных расстройствах человек устойчиво идентифицированном с одной частью. Чаще всего психика переключается с одного положения к другому. Чем слабее переключения,чем чаще и чем менее болезненны, тем более гармонична структура личности. Эти состояния имеют определенную интенсивность, паттерны и преимущественные закономерности, по которым и характеризуется уровень личностной организации и конкретное расстройство.


Как чувства грандиозности и ничтожности проявляются в психотерапии?

Личность в состоянии идентификации с грандиозным Эго чувствуют себя безопасности только в случае превосходства, значимости, конкурентоспособности. Она пытается избегать ничтожности в себе и других, преследуя, нападая, уничтожая их. Приближение ее к ничтожности связано с невыносимой тревогой. Однако, если имеется доверительные качественные отношения (опять же, в особенности в психотерапии, т.к. обычно люди на тревогу и агрессию отвечают реактивно, а не контейнирующе), это приближение не чувствуется столь разрушительным и постепенно человеку проще интегрировать расщепленные части, по сути гармонизироваться. Тогда и в жизни моменты сближения частей Эго не вызывают столь сильных переживаний. Быть деятельным становится легче.

Шаг за шагом, по кирпичику, через боль депрессивных состояний Эго соединяется. Для грандиозного Эго поначалу интеграция с ничтожным сопрягается только с тревогой, потерями, ущербом. Но, на самом деле, со временем цельность Эго позволяет меньше беспокоиться. Меньше ресурсов тратиться на психические защиты, реактивность, импульсивность, компульсивность личности снижается. Чувство необходимости превосходства отходит на второй план, как и страх ему не соответствовать. Уменьшается это неосознаваемое, но чувствуемое давление с другой стороны.

Тоже самое справедливо и личности, Эго которой идентифицируется преимущественно с ничтожными объектами. Она чувствует безопасность при незначительности, отказе от конкуренции, восприятии другими ее неполноценности. Приближение к грандиозной части изначально пугает иррациональным страхом. Однако, по мере интеграции, личность открывает для себя полезные и продуктивные ресурсы. Быть деятельным становится ей также становится легче.

Еще раз подчеркну:

Некая степень расщепленности свойственна каждому человеку. Идеальная интегрированность невозможна.

Я с удивлением и интересом обнаруживаю в себе эти колебания и всегда стараюсь исследовать в себе самостоятельно, в личной терапии, а теперь и в групповой.

Подсказка для тех, кто уже в терапии: прислушайтесь к своим чувствам касательно личности терапевта. Чем больше он Вам кажется грандиозным или ничтожным, тем больше в его образ, возможно, помещается Ваша неприемлемая в текущее время для Эго отщепленная часть.
Вся соль в том, что и Вы, и терапевт - вполне обычные люди. Понимать это важно и можно, но одно лишь понимание не меняет сути констелляции, которую возможно изменить только в устойчивых доверительных отношениях. Со временем это должно становится преимущественным чувствованием.

Подсказка для тех, кто уже в терапии:  прислушайтесь к своим чувствам касательно личности терапевта. Чем больше  он Вам кажется грандиозным или ничтожным, тем больше в его образ,  возможно, помещается Ваша неприемлемая в текущее время для Эго  отщепленная часть.
Вся  соль в том, что и Вы, и терапевт - вполне обычные люди. Понимать это  важно и можно, но одно лишь понимание не меняет сути констелляции,  которую возможно изменить только в устойчивых доверительных отношениях.

И всегда расщепленность можно нивелировать и я считаю, что каждому следует стараться если даже не ради личного благополучия, то ради заботы о близких, в отношениях с которыми периоды дезинтеграции проявляются и отыгрываются.

Все расстройства личности, по сути, это определенные констелляции расщепления, анимированные картины движения частей по континууму относительно середины нормальной идентичности. Разница в том, каким образом, насколько, как часто проецируется отщепленная часть и какие защиты используются для удержания дистанции.

Пестуйте свою осознанность - она помогает соединять амбивалентные чувства, что позволяет воспринимать мир более комплексно, быть, по сути, ближе к реальности.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.