Происхождение понятия "Душа"
Многие знают, что психология дословно с греческого - это наука о душе ("психон" - душа).
Но мало кто знает откуда берет свое начало самый термин души - "ψυχή".
Понятие души происходит из греческого мифа об Эроте и Психее: Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна выбором сына (т.к. Психея была простой смертной) и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. И они помогли ей выполнить все требования Афродиты. А Зевс превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Влюбленные были соединены навеки. Психея стала образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души.
Этот лиричный миф, в свою очередь, символизирует предтечи развития психологического направления в философии. Именно неугомонные размышления о сути человеческого сознания, о душе, вылились в итоге в одну из самых манящих и таинственных наук настоящего.
Предполагается, что даже у далеких предков, сознание которых было на зачаточном уровне, уже возникали мысли о собственном существовании. Ключевым моментом было понимание того, что смерть является особенным состоянием, переходом в неизвестное. Именно догадки и предположения о том, что происходит "после" захватывали умы и, надо думать, развивали мышление первобытных людей. На это просто нельзя было не обращаться внимание, об этом невозможно было не думать.
Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов. Это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т.д. Существующие у многих народов так называемые «книги мертвых» повествуют о жизни души после ухода из тела.
В большинстве случаев душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «сущность внутри животного, сгусток внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием. Сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Предохраниться от смерти можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. С этой целью принимались различные меры предосторожности в виде запретов или табу.
В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом.
Так или иначе, во всех этих верованиях существование души было несомненным.
Возникает вопрос: "А почему представление о душе в разных культурах, в разное время, никогда не сообщавшихся меж собою, так схожи?". И вопрос этот, как вы понимаете, религиозный. Историки древних времен давно задаются вопросом о схожести религиозных верований народов, некоторые из которых удивительны.
Я думаю ответ кроется не в исторических искажениях и не мистических тайнах, а в ... психологии человека и социума.
Какими бы ни были разными условия жизни первобытных людей в разных уголках мира, но начальном этапе формирования культуры народы имеют мало развилок и путей индивидуализации. Как ростки деревьев когда зелены - все похожи намного значительно сильнее, чем далее по развитию. И чем старше становятся, тем более отличаются.
Так же и наши дети - в детстве мало различаются, индивидуальность не выраженная. Но по мере взросления обретают все больше уникальных черт как внешних, так и внутренних.
Так вот схожесть культуры - они невольно похожи, т.к. путь в начале был по сути один. В племенах рождались дети, их воспитывали. Люди поняли, что когда-то у всех были родители. Но кто были родителем самых первых людей?
Бог.
Люди понимали свое отличие от животных. А значит их отец - Бог - сделал их особенными.
А вот что касается души, то тут, по моему мнению, причина в формировании аффективного аппарата: чем сознательнее становились люди, тем сильнее были их эмоции и привязанность. Тем сложнее было подумать о том, что умерший соплеменник просто разлагается, как труп, ведь люди особенные в силу воли Отца. Кроме того было еще и необъяснимое загадочное состояние сна.
Тогда-то и появился миф о душе и ее вариациях. Душа не подвластна страшной однозначной неотвратимой смерти, она спасает от горечи потери любимого или близкого человека, смягчает скорбь по нему, ведь он не просто перестал существовать, но перешел на иной уровень. Не исчез без следа, но где-то "здесь" или "там". Это похоже на то, как маленьким детям придумывают какую-нибудь осторожную сказку, чтобы не травмировать со ставкой "подрастет - поймет", в которую верили всем племенем.
Чувствую, что требуется уточнение. Мое "похоже" нисколько не значит, что я отрицаю существование души, но лишь подчеркиваю похожесть теории формирования мифа о душе. Еще не скоро мы сможем узнать, как же было на самом деле. Но возможность узнать теоретически имеется, теперь получить бы инструмент для этого.
Дочитали? Обнимаю. Берегите свою душу.
Comments