влечениякультураобщество 2 мин на чтение апр. 12, 2018

Культурная буря сексуальности

Почему-то еще ни разу нигде не встретил изложенной мысли о том, что психоанализ, и в частности книги Фрейда, стали популярны по той же причине, почему и критиковались: теория пансексуализма. Да, говорят о негативном резонансе, но не говорят о том, что движение против открытого обсуждения запретных тем послужило черным пиаром и главным пиаром. Почему об этом стараются не говорить? Принижает науку. Однако из песни слов не выкинешь: психоанализ полезен и представляет один из лучших дискурсов о личности человека, но начало славы его обусловлено наглостью и бесстыжестью заявлений, а с другой стороны тягой людей к откровениям на тему поголовной сексуальной извращенности в принципе. Ведь каждый осознает свою похоть, а люди образованные и интеллигентные, которые как раз и были читателями книг Фрейда по большей части, тем более. Но рамки культуры подавляют ее реализацию в желанном уровне и, соответственно, в других людях невозможно заметить их уровень сексуальной алчности. И тогда ты думаешь только о себе и своей проблеме, своей некорректности, своей животности, аморальности, поражаешься своей похотливости и однонаправленности.

И тут идеи Фрейда вдруг обличают всех разом: "Нет, друг мой, не ты один такой, но абсолютно все вокруг такие же, если не хуже. Всё это причесанное и напудренное культурой общество "грязненькое" внутри". Естественно, опять же в соответствии с культурой, высоконравственное общество с неистовством ринулось критиковать эти мысли, поддерживая образ человека высшего общества. Но с тем же рвением они и читали его труды, что доказывает резкое возрастание уровня продаж.

Да и в целом, чужая сексуальная жизнь, притязания, тайные желания всегда были и будут сверхинтересными для людей. Даже в наше постсексреволюционное время, время культа сексуальности, время визуальной репрезентации желания и отождествления успешности человека с уровнем способности вызова желания потенциальных партнеров, время развития сексологии, образованности населения и свободного интернета с порнографией почти на любой вкус - этот интерес не теряет силы, что доказывает важность сексуальных влечений для психики человека, их фундаментальность, смыслополагание, детерминацию психических процессов задолго до сознания.

Но и культура по-прежнему пытается удержать рубежи. Она значительно ослабла в плане целомудренности с начала 20 века, но все же откровенная манифестация и свободное обсуждение сексуальных тем, которые имеются сейчас, большинством все еще порицаются.

Вопрос в другом: а настолько ли нужно нам полное раскрепощение? Позволит ли оно снизить уровень невротичности индивида и, следовательно, общества? С другой стороны это приводит к девальвации семейных ценностей, особенно института брака.

Сексуальная свобода позволяет получать удовольствие в полной мере, чувствовать себя более раскрепощенным, наслаждаться возрастом, телом своим и партнера. Но не обязательно на другую чашу весов укладывать моральное разложение общества, скорее то, что акцент на важности секса приводит к частичному снятию акцента с личностного содержания на телесное. В Индии в период IX-XII в.в. вроде как удавалось сочетать.

В общем, тут все как всегда - личное расходится с общественным. Обществу дай прогресс, человеку дай удовольствия - вот и трахайтесь в поисках гармонии.

Для справки. В качестве иллюстрации использована работа американского фотохудожника Спенсера Туника (Spencer Tunick), который стал известным благодаря инсталляциям из тысяч обнажённых людей, собранных в самых необычных для этого местах. Это реальная фотография, ни разу не фотошоп. Я считаю это пик манифестации сексуальности, которая бы повергла в глубочайший шок консервативные общества 18-20 веков.Кому интересно, можете посмотреть другие его работы, которые действительно поражают:

Обзор лучших: http://sgustok.org/art/spencer-tunick

Оф.сайт: http://www.spencertunick.com

Его инстаграм: https://www.instagram.com/spencertunick/

Всем мира, свободы и гармонии. Крайности чреваты. Уважайте как нравственность ближнего, так и свободу выбора.

Эта статья была написана:
Author image

Skurtul Alexandr

  • Almaty, Kazakhstan
Александр Скуртул – психолог-психоаналитик, личный консультант. Образование: Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург.